Нецелевое использование бюджетных средств это
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование бюджетных средств это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не применяется, если получатель бюджетных средств неверно отразил расход в бюджетном учете, при этом нецелевого использования средств не допустил
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не применяется, если получатель бюджетных средств неверно отразил расход в бюджетном учете, при этом нецелевого использования средств не допустил
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ"Вместе с тем, в настоящем споре необходимо учитывать, что назначение наказания для юридических лиц по статье 15.14 КоАП РФ осуществляется в виде штрафа в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению. При этом ограничение штрафа какой-либо фиксированной минимальной или максимальной суммой не предусмотрено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие действия признаются нецелевым использованием бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие действия признаются нецелевым использованием бюджетных средств
Вопрос: О применении бюджетной классификации в отношении расходов на оказание услуг (выполнение работ) по реализации основных программ профессионального обучения и нецелевом использовании бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
(ред. от 31.07.2025)1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик (подрядчик, исполнитель) израсходует средства, полученные по контракту с казначейским сопровождением, с нарушением установленных ограничений, ему может грозить административная или уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Это применимо в том числе к расходованию средств, полученных в рамках казначейского обеспечения обязательств. Средства, получаемые участниками казначейского сопровождения, именуются целевыми, например в Правилах казначейского сопровождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024). Также вывод об их целевом характере можно сделать исходя из ограничений на их расходование, которые устанавливаются в госконтракте.
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик (подрядчик, исполнитель) израсходует средства, полученные по контракту с казначейским сопровождением, с нарушением установленных ограничений, ему может грозить административная или уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Это применимо в том числе к расходованию средств, полученных в рамках казначейского обеспечения обязательств. Средства, получаемые участниками казначейского сопровождения, именуются целевыми, например в Правилах казначейского сопровождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024). Также вывод об их целевом характере можно сделать исходя из ограничений на их расходование, которые устанавливаются в госконтракте.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Однозначно стоит сказать, что законодателю уже на основе соответствующих положений судебной практики стоит внести изменения не только в статью 15.15.5 КоАП РФ, но и в статью 15.14 КоАП РФ, регулирующую вопрос нецелевого использования бюджетных средств, поскольку положения этих статей имеют общие основания и приоритетная задача стоит в корректном разграничении соответствующих составов, а также исключении случаев неосновательного расширения понятия "условия предоставления субсидии".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Однозначно стоит сказать, что законодателю уже на основе соответствующих положений судебной практики стоит внести изменения не только в статью 15.15.5 КоАП РФ, но и в статью 15.14 КоАП РФ, регулирующую вопрос нецелевого использования бюджетных средств, поскольку положения этих статей имеют общие основания и приоритетная задача стоит в корректном разграничении соответствующих составов, а также исключении случаев неосновательного расширения понятия "условия предоставления субсидии".
Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)В отличие от этого, легальное определение нецелевого использования бюджетных средств и критерии его оценки предусмотрены бюджетным законодательством.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)В отличие от этого, легальное определение нецелевого использования бюджетных средств и критерии его оценки предусмотрены бюджетным законодательством.
Статья: Толкование категорий "публичный порядок" и "публичный элемент" в третейском разбирательстве
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)На наш взгляд, следует согласиться с тем, что факт связи спора с бюджетными средствами сам по себе не может порождать нарушение публичного порядка <31>. Иная ситуация, если помимо бюджетных средств имеется такой значимый публичный элемент, как публичный интерес, публичные цели. В этом случае потенциальные проблемы нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств приобретают большую значимость для публичного порядка.
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)На наш взгляд, следует согласиться с тем, что факт связи спора с бюджетными средствами сам по себе не может порождать нарушение публичного порядка <31>. Иная ситуация, если помимо бюджетных средств имеется такой значимый публичный элемент, как публичный интерес, публичные цели. В этом случае потенциальные проблемы нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств приобретают большую значимость для публичного порядка.
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Анализ содержания указанного определения бюджетного нарушения показывает, что оно емкое, обобщающее, поэтому можно утверждать, что нарушение любых принципов бюджетной системы и норм БК РФ и других правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, охватывается его содержанием. Но при этом конкретные нормы, посвященные неправомерному использованию бюджетных средств в БК РФ, отсутствуют, в силу этого отсутствуют и специальные нормы, предусматривающие юридическую ответственность (административную и (или) уголовную) за неправомерное использование бюджетных средств, как это имеет место при нецелевом использовании бюджетных средств.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Анализ содержания указанного определения бюджетного нарушения показывает, что оно емкое, обобщающее, поэтому можно утверждать, что нарушение любых принципов бюджетной системы и норм БК РФ и других правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, охватывается его содержанием. Но при этом конкретные нормы, посвященные неправомерному использованию бюджетных средств в БК РФ, отсутствуют, в силу этого отсутствуют и специальные нормы, предусматривающие юридическую ответственность (административную и (или) уголовную) за неправомерное использование бюджетных средств, как это имеет место при нецелевом использовании бюджетных средств.