Нецелевое использование бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджетные средства (средства бюджетов бюджетной системы РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)2. Нецелевое использование бюджетных средств
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении бюджетной классификации в отношении расходов на оказание услуг (выполнение работ) по реализации основных программ профессионального обучения и нецелевом использовании бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
(ред. от 17.11.2025)Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
Статья: Особенности применения административной ответственности в финансово-бюджетной сфере и ее совершенствование
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Ключевые слова: государственный финансовый контроль, производство по делам об административных правонарушениях, административное расследование, нецелевое использование бюджетных средств, административный штраф.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Ключевые слова: государственный финансовый контроль, производство по делам об административных правонарушениях, административное расследование, нецелевое использование бюджетных средств, административный штраф.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Приведенный пример, на наш взгляд, очень опосредованно связан с вопросами ограничения конкуренции, вместе с тем, учитывая, что контролирующие органы указывают на нецелевое использование бюджетных средств также в случаях оплаты расходов, не предусмотренных, например, соответствующими федеральными проектами, государственными программами, национальными проектами, соглашениями о предоставлении субсидии, в рамках которых выделялись бюджетные средства, а равно в случаях расходования таких средств сверх утвержденных сметных назначений <1>, полагаем, что в некоторых случаях ограничения конкуренции правоприменитель действительно может столкнуться с вопросом о необходимости квалификации соответствующих действий по совокупности статей 178 и 285.1 УК РФ, если действия по расходованию бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, осуществляются в рамках реализации антиконкурентного соглашения. Вместе с тем в настоящий момент примеров подобных судебных решений нами не обнаружено.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Приведенный пример, на наш взгляд, очень опосредованно связан с вопросами ограничения конкуренции, вместе с тем, учитывая, что контролирующие органы указывают на нецелевое использование бюджетных средств также в случаях оплаты расходов, не предусмотренных, например, соответствующими федеральными проектами, государственными программами, национальными проектами, соглашениями о предоставлении субсидии, в рамках которых выделялись бюджетные средства, а равно в случаях расходования таких средств сверх утвержденных сметных назначений <1>, полагаем, что в некоторых случаях ограничения конкуренции правоприменитель действительно может столкнуться с вопросом о необходимости квалификации соответствующих действий по совокупности статей 178 и 285.1 УК РФ, если действия по расходованию бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, осуществляются в рамках реализации антиконкурентного соглашения. Вместе с тем в настоящий момент примеров подобных судебных решений нами не обнаружено.
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ);
Готовое решение: Как учесть доходы на УСН
(КонсультантПлюс, 2025)субсидии (за исключением субсидий, поименованных в качестве необлагаемых, к примеру целевое финансирование и целевые поступления).
(КонсультантПлюс, 2025)субсидии (за исключением субсидий, поименованных в качестве необлагаемых, к примеру целевое финансирование и целевые поступления).
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Отсутствие же правила о сокращении межбюджетной субсидии в содержании правил (порядка) предоставления межбюджетных субсидий, впрочем, как и фикция его наличия, свидетельствует в целом о том, что рассматриваемая финансовая ответственность не обеспечена инструментами бюджетного регулирования (за исключением нецелевого использования бюджетных средств).
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Отсутствие же правила о сокращении межбюджетной субсидии в содержании правил (порядка) предоставления межбюджетных субсидий, впрочем, как и фикция его наличия, свидетельствует в целом о том, что рассматриваемая финансовая ответственность не обеспечена инструментами бюджетного регулирования (за исключением нецелевого использования бюджетных средств).
Готовое решение: Как считать и платить налог на УСН, если нет доходов
(КонсультантПлюс, 2025)Пробегитесь по списку доходов, которые нужно учитывать на УСН. Проверьте, возможно, у вас все-таки были доходы, которые входят в базу по УСН (п. п. 1, 2 ст. 248, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Пробегитесь по списку доходов, которые нужно учитывать на УСН. Проверьте, возможно, у вас все-таки были доходы, которые входят в базу по УСН (п. п. 1, 2 ст. 248, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Статья: Хищения в бюджетной сфере как объект криминалистического исследования
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В последние годы в средствах массовой информации все чаще появляются сообщения о выявленных массовых хищениях государственных бюджетных средств. Ущерб от совершения таких преступлений ежегодно исчисляется многомиллиардными суммами. Так, за 2019 и 2020 гг. одна только Счетная палата Российской Федерации выявила 128 нарушений, которые касались хищений средств из бюджета, нецелевого использования бюджетных средств и коррупции, с общим ущербом в 24 млрд руб. <1>. В 2022 г. возбуждено свыше 630 дел о хищениях выделенных на национальные проекты бюджетных средств более чем на 1 млрд руб. <2>.
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В последние годы в средствах массовой информации все чаще появляются сообщения о выявленных массовых хищениях государственных бюджетных средств. Ущерб от совершения таких преступлений ежегодно исчисляется многомиллиардными суммами. Так, за 2019 и 2020 гг. одна только Счетная палата Российской Федерации выявила 128 нарушений, которые касались хищений средств из бюджета, нецелевого использования бюджетных средств и коррупции, с общим ущербом в 24 млрд руб. <1>. В 2022 г. возбуждено свыше 630 дел о хищениях выделенных на национальные проекты бюджетных средств более чем на 1 млрд руб. <2>.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Ключевые слова: резервный фонд субъекта Российской Федерации, резервный фонд исполнительных органов государственной власти, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, непредвиденные расходы, бюджетный контроль, государственный финансовый контроль, нарушение бюджетного законодательства, Бюджетный кодекс Российской Федерации, контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство, нецелевое использование бюджетных средств.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Ключевые слова: резервный фонд субъекта Российской Федерации, резервный фонд исполнительных органов государственной власти, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, непредвиденные расходы, бюджетный контроль, государственный финансовый контроль, нарушение бюджетного законодательства, Бюджетный кодекс Российской Федерации, контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство, нецелевое использование бюджетных средств.