Нецелевое использование бюджетных инвестиций
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование бюджетных инвестиций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация оспаривает привлечение к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Организация оспаривает привлечение к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области налогов, сборов и бюджетного регулирования: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо (Организация) обжалует привлечение к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо (Организация) обжалует привлечение к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инвестиции в газовую отрасль России: приоритет импортозамещению и инновациям
(Басалаева Е.В., Илюшина М.Н., Смирнов В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4; 2024, N 1)Инвестиции в инновационные решения характеризуются высокой степенью риска. Однако отношение к рискам у государственных институтов развития и у частных - разное. Частный инвестор, рассматривая вложения в инновации, рискует только своими деньгами, поскольку в целом для него возможны лишь два исхода - либо заработать, либо все потерять. Государство инвестирует в институты развития бюджетные деньги, однако инвестиционные потери воспринимаются как нецелевое использование бюджетных средств со всеми вытекающими последствиями. Поэтому уже сегодня понятно, что использование бюджетных средств через государственные институты развития так, как это было до сих пор, не показывает ожидаемой эффективности.
(Басалаева Е.В., Илюшина М.Н., Смирнов В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4; 2024, N 1)Инвестиции в инновационные решения характеризуются высокой степенью риска. Однако отношение к рискам у государственных институтов развития и у частных - разное. Частный инвестор, рассматривая вложения в инновации, рискует только своими деньгами, поскольку в целом для него возможны лишь два исхода - либо заработать, либо все потерять. Государство инвестирует в институты развития бюджетные деньги, однако инвестиционные потери воспринимаются как нецелевое использование бюджетных средств со всеми вытекающими последствиями. Поэтому уже сегодня понятно, что использование бюджетных средств через государственные институты развития так, как это было до сих пор, не показывает ожидаемой эффективности.
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Есть в документе и меры практического характера. Так, Министерству внутренних дел России совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Казначейством России поручено принять меры по недопущению нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на борьбу с распространением пандемии коронавирусной инфекции COVID-2019, обратив особое внимание на факты взяточничества.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Есть в документе и меры практического характера. Так, Министерству внутренних дел России совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Казначейством России поручено принять меры по недопущению нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на борьбу с распространением пандемии коронавирусной инфекции COVID-2019, обратив особое внимание на факты взяточничества.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;
(ред. от 04.11.2025)8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций;
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)8.7. Доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, от имени которых должностные лица выявили административное правонарушение (если иное не предусмотрено подпунктом 8.20 настоящего пункта).
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)8.7. Доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, от имени которых должностные лица выявили административное правонарушение (если иное не предусмотрено подпунктом 8.20 настоящего пункта).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском к некоммерческой организации Союз "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" о взыскании 38,5 млн руб. ущерба. Организация допустила нецелевое использование средств краевого бюджета, получив субсидию на проведение международного инвестиционного форума при отсутствии правовых и финансовых оснований с превышением итоговых расходов. Фактически палата заявила к возмещению и фактически получила сумму субсидии, превышающую итоговые расходы, не покрытые привлеченным финансированием. Требования Департамента судами были удовлетворены (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2019 N Ф08-1197/2019 по делу N А32-1590/2018).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском к некоммерческой организации Союз "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" о взыскании 38,5 млн руб. ущерба. Организация допустила нецелевое использование средств краевого бюджета, получив субсидию на проведение международного инвестиционного форума при отсутствии правовых и финансовых оснований с превышением итоговых расходов. Фактически палата заявила к возмещению и фактически получила сумму субсидии, превышающую итоговые расходы, не покрытые привлеченным финансированием. Требования Департамента судами были удовлетворены (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2019 N Ф08-1197/2019 по делу N А32-1590/2018).
Статья: Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)Кроме того, установлены факты неправомерного (всего за три года - 195,4 млрд руб.) и нецелевого использования бюджетных средств (всего за три года - 26,3 млрд руб.). Объем нарушений в сфере закупок за исследуемый период составил 166,5 млрд руб.
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)Кроме того, установлены факты неправомерного (всего за три года - 195,4 млрд руб.) и нецелевого использования бюджетных средств (всего за три года - 26,3 млрд руб.). Объем нарушений в сфере закупок за исследуемый период составил 166,5 млрд руб.
Статья: Кого привлекут к административной ответственности за "нецелевку"?
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)За нецелевое использование бюджетных средств к административной (уголовной) ответственности привлекаются руководители государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий, иных юридических и физических лиц - получателей субсидий, бюджетных инвестиций из бюджета бюджетной системы РФ.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)За нецелевое использование бюджетных средств к административной (уголовной) ответственности привлекаются руководители государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий, иных юридических и физических лиц - получателей субсидий, бюджетных инвестиций из бюджета бюджетной системы РФ.
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов при наличии оснований, установленных ст. 283 БК РФ
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов при наличии оснований, установленных ст. 283 БК РФ
Статья: Минфин о нецелевом использовании КУ средств бюджета на оплату труда
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)- административных штрафов, установленных гл. 15 КоАП РФ, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, - код классификации доходов бюджетов 000 1 16 01156 01 0000 140 "Административные штрафы, установленные главой 15 КоАП, за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации".
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)- административных штрафов, установленных гл. 15 КоАП РФ, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, - код классификации доходов бюджетов 000 1 16 01156 01 0000 140 "Административные штрафы, установленные главой 15 КоАП, за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации".
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Административная ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена КоАП РФ. В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств - использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридические лица - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Административная ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена КоАП РФ. В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств - использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридические лица - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств;
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств;
Статья: Методичка Минфина по оценке действий объекта контроля в целях выявления нарушений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)Расхождения в подходах к квалификации нецелевого использования бюджетных средств связаны в том числе с разным составом объектов контроля, в отношении которых применяются положения указанных статей, а также применяемыми мерами.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)Расхождения в подходах к квалификации нецелевого использования бюджетных средств связаны в том числе с разным составом объектов контроля, в отношении которых применяются положения указанных статей, а также применяемыми мерами.
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Как отметил суд в Постановлении АС МО от 02.02.2022 N Ф05-15531/2020 по делу N А41-51473/2019, в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минздрава России от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304, расходы инвестиционного характера не входят в средний подушевой норматив финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, установленный указанной территориальной программой ОМС. С учетом изложенного расходы на получение лицензии медицинской организацией являются расходами инвестиционного характера и не могут осуществляться за счет средств ОМС.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Как отметил суд в Постановлении АС МО от 02.02.2022 N Ф05-15531/2020 по делу N А41-51473/2019, в соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минздрава России от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304, расходы инвестиционного характера не входят в средний подушевой норматив финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, установленный указанной территориальной программой ОМС. С учетом изложенного расходы на получение лицензии медицинской организацией являются расходами инвестиционного характера и не могут осуществляться за счет средств ОМС.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке предоставления и использования средств в виде бюджетных инвестиций юрлицам (кроме учреждений и унитарных предприятий)
(КонсультантПлюс, 2025)Если юрлицо, которому предоставлены бюджетные инвестиции, нарушит условия их предоставления (за исключением нецелевого использования бюджетных средств), его должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб., а юрлицо - от 2 до 12% суммы полученной бюджетной инвестиции (ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если юрлицо, которому предоставлены бюджетные инвестиции, нарушит условия их предоставления (за исключением нецелевого использования бюджетных средств), его должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб., а юрлицо - от 2 до 12% суммы полученной бюджетной инвестиции (ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ).