Не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 748 "Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда" ГК РФ"Положения статей 748 и 749 ГК РФ предусматривают право заказчика осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 748 "Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда" ГК РФ"Аналогичным образом пункт 1 статьи 748 ГК РФ предоставляет заказчику право осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование надзорной функции в современной российской государственности: проблемы и пути их решения
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Надзор как функция государства тесно связан с понятием контроля. В юридической литературе существует дискуссия относительно соотношения этих двух понятий. Некоторые авторы, как, например, Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов, рассматривают надзор как разновидность контроля, другие - как самостоятельный вид деятельности. Тем не менее и контроль, и надзор имеют общую цель - обеспечение законности и правопорядка. Отличительной чертой надзора является то, что он осуществляется специально уполномоченными субъектами в отношении объектов, не находящихся в их прямом административном подчинении. Надзорные органы не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, а лишь следят за соблюдением ими установленных правил и предписаний <2>.
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Надзор как функция государства тесно связан с понятием контроля. В юридической литературе существует дискуссия относительно соотношения этих двух понятий. Некоторые авторы, как, например, Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов, рассматривают надзор как разновидность контроля, другие - как самостоятельный вид деятельности. Тем не менее и контроль, и надзор имеют общую цель - обеспечение законности и правопорядка. Отличительной чертой надзора является то, что он осуществляется специально уполномоченными субъектами в отношении объектов, не находящихся в их прямом административном подчинении. Надзорные органы не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, а лишь следят за соблюдением ими установленных правил и предписаний <2>.
Статья: Прокурорская проверка как средство выявления нарушения закона: проблемы теории и практики
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Еще одна проблема обусловлена положениями ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре РФ, согласно которым органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Приведенные положения касаются всех сторон прокурорской деятельности, поскольку предмет любого направления прокурорской деятельности включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Де-факто в государстве существуют многочисленные структуры, осуществляющие указанный контроль. Возникает вопрос: в каких случаях органы прокуратуры при появлении сведений о несоблюдении прав и свобод человека и гражданина вправе вмешиваться, применяя средства выявления указанных нарушений? В нашем государстве за соблюдением практически всех прав и свобод осуществляется контроль со стороны конкретных государственных органов и их должностных лиц. Исходя из теории компенсаторной деятельности прокуратуры <6> прокурор вправе провести проверку лишь в случае неисполнения контролирующими органами или должностными лицами своих обязанностей. В противном случае прокурор нарушит положения закона. На практике все иначе. Существующая "палочная" система показателей до настоящего времени довлеет над прокурорами, обусловливая подмену прокурорами контролирующих государственных органов и должностных лиц посредством проведения прокурорских проверок.
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Еще одна проблема обусловлена положениями ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре РФ, согласно которым органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Приведенные положения касаются всех сторон прокурорской деятельности, поскольку предмет любого направления прокурорской деятельности включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Де-факто в государстве существуют многочисленные структуры, осуществляющие указанный контроль. Возникает вопрос: в каких случаях органы прокуратуры при появлении сведений о несоблюдении прав и свобод человека и гражданина вправе вмешиваться, применяя средства выявления указанных нарушений? В нашем государстве за соблюдением практически всех прав и свобод осуществляется контроль со стороны конкретных государственных органов и их должностных лиц. Исходя из теории компенсаторной деятельности прокуратуры <6> прокурор вправе провести проверку лишь в случае неисполнения контролирующими органами или должностными лицами своих обязанностей. В противном случае прокурор нарушит положения закона. На практике все иначе. Существующая "палочная" система показателей до настоящего времени довлеет над прокурорами, обусловливая подмену прокурорами контролирующих государственных органов и должностных лиц посредством проведения прокурорских проверок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)1. Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
(ред. от 24.06.2025)1. Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В то же время формулировка Закона о прокуратуре, в силу которой "органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций", не в полной мере отражает содержательное наполнение принципа в его замысле и, как следствие, зачастую неверно воспринимается при его применении, справедливо вызывая критику в профессиональных кругах <4>.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В то же время формулировка Закона о прокуратуре, в силу которой "органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций", не в полной мере отражает содержательное наполнение принципа в его замысле и, как следствие, зачастую неверно воспринимается при его применении, справедливо вызывая критику в профессиональных кругах <4>.
Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организацийПри осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре). В случае получения прокуратурой материалов и обращений о нарушениях в сферах, где функции контроля (надзора) осуществляют иные государственные или муниципальные органы, по требованию прокурора соответствующими органами по поступившей в прокуратуру информации проводится внеплановая проверка, контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с работодателем (п. п. 1, 4 ст. 22 Закона о прокуратуре, п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ), п. 4 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (далее - Закон N 248-ФЗ)).
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Следует отметить, что допустимость прокурорского вмешательства, возможное нарушение принципа самостоятельности органов МСУ подлежат оценке судебными органами <34>. При осуществлении деятельности, предусмотренной Законом, прокуратура не подменяет иные государственные органы, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре) <35>.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Следует отметить, что допустимость прокурорского вмешательства, возможное нарушение принципа самостоятельности органов МСУ подлежат оценке судебными органами <34>. При осуществлении деятельности, предусмотренной Законом, прокуратура не подменяет иные государственные органы, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре) <35>.
Статья: Зачем превращать картель в гражданско-правовую сделку?
(Султанов А.Р.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)Очевидно, что вторая цель не достигается подачей иска прокуратурой. Законодатель предусмотрел подобные ситуации в пункте 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", где установлено, что "органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций". Прокурор должен использовать другие меры реагирования - протесты и т.п.
(Султанов А.Р.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)Очевидно, что вторая цель не достигается подачей иска прокуратурой. Законодатель предусмотрел подобные ситуации в пункте 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", где установлено, что "органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций". Прокурор должен использовать другие меры реагирования - протесты и т.п.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Градостроительном кодексе РФ различают понятия строительного контроля (комментируемая статья) и государственного строительного надзора (см. комментарий к ст. 54). Следует также учитывать ст. 748 ГК РФ, которая называется "Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда", и прежде всего учитывать положения п. 1 ст. 748 ГК РФ, согласно которой заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. В ней речь идет о контроле и надзоре заказчика за выполнением строительных работ и конкретизировано общее правило п. 1 ст. 715 ГК РФ о праве заказчика во всякое время проверять ход и качество работ. При этом определена сфера контроля и надзора заказчика: контролировать ход и качество работ, соблюдение сроков их выполнения (графика), качество предоставленных подрядчиком материалов, а также правильность использования подрядчиком материалов заказчика. Полагаем, что указанный перечень не может быть исчерпывающим.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Градостроительном кодексе РФ различают понятия строительного контроля (комментируемая статья) и государственного строительного надзора (см. комментарий к ст. 54). Следует также учитывать ст. 748 ГК РФ, которая называется "Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда", и прежде всего учитывать положения п. 1 ст. 748 ГК РФ, согласно которой заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. В ней речь идет о контроле и надзоре заказчика за выполнением строительных работ и конкретизировано общее правило п. 1 ст. 715 ГК РФ о праве заказчика во всякое время проверять ход и качество работ. При этом определена сфера контроля и надзора заказчика: контролировать ход и качество работ, соблюдение сроков их выполнения (графика), качество предоставленных подрядчиком материалов, а также правильность использования подрядчиком материалов заказчика. Полагаем, что указанный перечень не может быть исчерпывающим.