Не требуется разрешение на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Не требуется разрешение на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"4.3.6. Иск о сносе самовольной постройки не подлежит удовлетворению, если строение возведено на принадлежащем ответчику земельном участке, разрешение на строительство не требуется, а допущенные нарушения являются устранимыми (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Объекты теплоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)Не требуется разрешение на строительство тепловых сетей, если законом субъекта не предусмотрена необходимость его получения
(КонсультантПлюс, 2025)Не требуется разрешение на строительство тепловых сетей, если законом субъекта не предусмотрена необходимость его получения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда разрешение на строительство не требуется
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда разрешение на строительство не требуется
Готовое решение: Как получить разрешение на реконструкцию нежилого помещения в нежилом здании
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Когда разрешение на строительство не требуется
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Когда разрешение на строительство не требуется
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
(ред. от 31.07.2025)17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"2. Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"2. Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Готовое решение: В каком порядке регистрируется право собственности на газопровод
(КонсультантПлюс, 2025)Если для возведения газопровода не требовалось получать разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, право на газопровод регистрируется одновременно с его кадастровым учетом (п. 1.1 ч. 3 ст. 14 названного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)Если для возведения газопровода не требовалось получать разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, право на газопровод регистрируется одновременно с его кадастровым учетом (п. 1.1 ч. 3 ст. 14 названного Закона).
Статья: Объекты самовольного строительства: взгляд со стороны контрольно-надзорных органов
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)На наш взгляд, самым эффективным органом власти, который может выявить объект, обладающий признаками объекта самовольного строительства, является орган государственного строительного надзора. Во-первых, его специалисты хорошо разбираются в строительных и санитарных нормах и правилах и прочих нормах, на базе которых осуществляется строительство, что позволяет установить факт несоответствия объекта строительным и градостроительным нормам. Во-вторых, данный надзорный орган по согласованию с прокуратурой вправе осуществлять внеплановые проверки объектов, в отношении которых не проводится экспертиза проектной документации и даже не требуется разрешение на строительство. В свою очередь, именно в рамках таких проверок органы государственного строительного надзора обладают широким инструментарием, позволяющим установить имеющиеся нарушения: получение объяснений, истребование документов, экспертиза, осмотр, опрос, отбор проб и образцов, инструментальное обследование и т.д.
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)На наш взгляд, самым эффективным органом власти, который может выявить объект, обладающий признаками объекта самовольного строительства, является орган государственного строительного надзора. Во-первых, его специалисты хорошо разбираются в строительных и санитарных нормах и правилах и прочих нормах, на базе которых осуществляется строительство, что позволяет установить факт несоответствия объекта строительным и градостроительным нормам. Во-вторых, данный надзорный орган по согласованию с прокуратурой вправе осуществлять внеплановые проверки объектов, в отношении которых не проводится экспертиза проектной документации и даже не требуется разрешение на строительство. В свою очередь, именно в рамках таких проверок органы государственного строительного надзора обладают широким инструментарием, позволяющим установить имеющиеся нарушения: получение объяснений, истребование документов, экспертиза, осмотр, опрос, отбор проб и образцов, инструментальное обследование и т.д.
Готовое решение: В каком порядке осуществляется приемка работ по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство объекта, эксплуатация допускается после окончания их строительства, реконструкции и возникновения прав на них (ч. 3 ст. 55.24 ГрК РФ). При капремонте зданий или сооружений их можно эксплуатировать после завершения капремонта (ч. 4 ст. 55.24 ГрК РФ). Полагаем, что строительство (реконструкцию, капремонт) нельзя считать оконченным до того, как подрядчик уведомил заказчика о готовности результата работ к сдаче, а заказчик осуществил приемку этого результата. Такой вывод можно сделать из анализа п. п. 1, 4 ст. 753 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, когда для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство объекта, эксплуатация допускается после окончания их строительства, реконструкции и возникновения прав на них (ч. 3 ст. 55.24 ГрК РФ). При капремонте зданий или сооружений их можно эксплуатировать после завершения капремонта (ч. 4 ст. 55.24 ГрК РФ). Полагаем, что строительство (реконструкцию, капремонт) нельзя считать оконченным до того, как подрядчик уведомил заказчика о готовности результата работ к сдаче, а заказчик осуществил приемку этого результата. Такой вывод можно сделать из анализа п. п. 1, 4 ст. 753 ГК РФ.
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за незаконное строительство жилого дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время также не требуется получение разрешения для строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением объектов, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ). Однако для этого необходимо направить уведомление о планируемом строительстве (реконструкции) в уполномоченные органы. При этом жилой дом должен соответствовать установленным предельным параметрам разрешенного строительства (п. п. 1, 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 - 1.2, п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ; ч. 7 ст. 54 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время также не требуется получение разрешения для строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением объектов, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ). Однако для этого необходимо направить уведомление о планируемом строительстве (реконструкции) в уполномоченные органы. При этом жилой дом должен соответствовать установленным предельным параметрам разрешенного строительства (п. п. 1, 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 - 1.2, п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ; ч. 7 ст. 54 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ).
Готовое решение: Как выдается разрешение на размещение объектов на государственных или муниципальных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов
(КонсультантПлюс, 2025)водопроводы и водоводы всех видов, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. п. 2, 3 названного Перечня);
(КонсультантПлюс, 2025)водопроводы и водоводы всех видов, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. п. 2, 3 названного Перечня);
Статья: Самовольная постройка и вопросы ее легитимации: теория и практика применения
(Белова Т.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Ни в коем случае не критикуя законодателя, полагаем, что он допустил излишнюю диспозитивность, предоставив право определять объекты, на которые не требуется разрешение на строительство, органам государственной власти субъектов Российской Федерации <14>. Это, на наш взгляд, лишь усугубляет положение, связанное с расширением перечня временных объектов наряду с отсутствием их надлежащего правового регулирования, и способно не решить вопрос, а породить известные практике злоупотребления и разногласия. Вместе с этим такое положение дел объясняется отсутствием необходимых норм на федеральном уровне. Перечень временных построек необычайно разнообразен. К ним относятся площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки, временные сооружения торговли и сферы услуг, антенно-мачтовые сооружения сотовой связи <15>. С учетом такой разрозненности и недостаточности законодательных норм в установлении правового режима временных объектов невозможно недооценить роль судебной практики, при формировании которой суды в каждом конкретном случае не только определяют, относится ли объект к недвижимому имуществу, но и предоставляют свои разъяснения по спорным вопросам. Так, например, по одному из дел арбитражный апелляционный суд пришел к справедливому выводу о том, что отсутствие в нормативно-правовых актах определения "временное сооружение" вовсе не означает, что из-за этого нельзя отнести то или иное сооружение к временным конструкциям исходя из общих требований законодательства, а само по себе наличие в сооружении центрального отопления и водопровода еще не может свидетельствовать о том, что такое сооружение является недвижимой вещью <16>.
(Белова Т.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Ни в коем случае не критикуя законодателя, полагаем, что он допустил излишнюю диспозитивность, предоставив право определять объекты, на которые не требуется разрешение на строительство, органам государственной власти субъектов Российской Федерации <14>. Это, на наш взгляд, лишь усугубляет положение, связанное с расширением перечня временных объектов наряду с отсутствием их надлежащего правового регулирования, и способно не решить вопрос, а породить известные практике злоупотребления и разногласия. Вместе с этим такое положение дел объясняется отсутствием необходимых норм на федеральном уровне. Перечень временных построек необычайно разнообразен. К ним относятся площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки, временные сооружения торговли и сферы услуг, антенно-мачтовые сооружения сотовой связи <15>. С учетом такой разрозненности и недостаточности законодательных норм в установлении правового режима временных объектов невозможно недооценить роль судебной практики, при формировании которой суды в каждом конкретном случае не только определяют, относится ли объект к недвижимому имуществу, но и предоставляют свои разъяснения по спорным вопросам. Так, например, по одному из дел арбитражный апелляционный суд пришел к справедливому выводу о том, что отсутствие в нормативно-правовых актах определения "временное сооружение" вовсе не означает, что из-за этого нельзя отнести то или иное сооружение к временным конструкциям исходя из общих требований законодательства, а само по себе наличие в сооружении центрального отопления и водопровода еще не может свидетельствовать о том, что такое сооружение является недвижимой вещью <16>.
Ситуация: Что понимается под индивидуальным жилищным строительством?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время строительство или реконструкция объектов ИЖС не требует получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта ИЖС необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции. Исключение составляют объекты ИЖС, строящиеся с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1, 1.1, 1.2 ст. 51.1 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время строительство или реконструкция объектов ИЖС не требует получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта ИЖС необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции. Исключение составляют объекты ИЖС, строящиеся с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ (п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1, 1.1, 1.2 ст. 51.1 ГрК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Абзац 14 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2021 N 1173).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Абзац 14 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2021 N 1173).
Готовое решение: Что такое фасад здания и какие требования установлены к его содержанию
(КонсультантПлюс, 2025)Так, например, в г. Москве Виды работ по изменению объектов капстроительства и (или) их частей, при которых не требуется получение разрешения на строительство, перечислены в Приложении 2 к Постановлению Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП. В п. 3 данного Приложения приведены виды работ по изменению объектов капстроительства нежилого назначения и (или) их частей. Так, не нужно получать разрешение, если вы планируете, в частности (п. п. 3.12, 3.13 названных Видов работ):
(КонсультантПлюс, 2025)Так, например, в г. Москве Виды работ по изменению объектов капстроительства и (или) их частей, при которых не требуется получение разрешения на строительство, перечислены в Приложении 2 к Постановлению Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП. В п. 3 данного Приложения приведены виды работ по изменению объектов капстроительства нежилого назначения и (или) их частей. Так, не нужно получать разрешение, если вы планируете, в частности (п. п. 3.12, 3.13 названных Видов работ):
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 51 ГрК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)4. Когда не требуется разрешение на строительство газопровода?
(КонсультантПлюс, 2025)4. Когда не требуется разрешение на строительство газопровода?