Не наделено полномочиями по разъяснению
Подборка наиболее важных документов по запросу Не наделено полномочиями по разъяснению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основная обязанность депутатов Государственной Думы, проблемы избыточного законотворчества и разъяснений федеральных законов
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)На проблемы, связанные с подобными разъяснениями, постоянно обращают внимание исследователи данной проблемы. Так, В.С. Голещихин прямо обозначает, что "практически полное отсутствие механизмов официального разъяснения текстов законов на фоне их крайнего несовершенства и нестабильности" является системной проблемой, а также справедливо выступает с критикой, указывая, что "в ответах федеральных органов исполнительной власти на просьбы о разъяснении норм закона с гордостью подчеркивается, что данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства. Такая ситуация является настоящим государственным "неблагородством": не будучи способным создавать относительно простые, понятные и стабильные законы, государство при этом не собирается их официально разъяснять. Между тем штрафы и прочие неблагоприятные меры за нарушение неясных, противоречивых и постоянно меняющихся законов никто не отменял!" <21>. О подобных ситуациях пишет И.В. Котелевская, отмечая, что "нередко допускается превышение ведомственных полномочий, когда в ведомственных актах даются "расширительные" или произвольные толкования норм законов или даже содержатся нормативные решения, принятые с превышением компетенции, на ином уровне", приводя в пример решения Пенсионного фонда и Минтруда, устанавливающие отличный от Федерального закона порядок расчета индивидуального коэффициента пенсионера, поясняя, что "этому способствовало, правда, неоднозначное изложение соответствующих положений закона" <22>.
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)На проблемы, связанные с подобными разъяснениями, постоянно обращают внимание исследователи данной проблемы. Так, В.С. Голещихин прямо обозначает, что "практически полное отсутствие механизмов официального разъяснения текстов законов на фоне их крайнего несовершенства и нестабильности" является системной проблемой, а также справедливо выступает с критикой, указывая, что "в ответах федеральных органов исполнительной власти на просьбы о разъяснении норм закона с гордостью подчеркивается, что данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства. Такая ситуация является настоящим государственным "неблагородством": не будучи способным создавать относительно простые, понятные и стабильные законы, государство при этом не собирается их официально разъяснять. Между тем штрафы и прочие неблагоприятные меры за нарушение неясных, противоречивых и постоянно меняющихся законов никто не отменял!" <21>. О подобных ситуациях пишет И.В. Котелевская, отмечая, что "нередко допускается превышение ведомственных полномочий, когда в ведомственных актах даются "расширительные" или произвольные толкования норм законов или даже содержатся нормативные решения, принятые с превышением компетенции, на ином уровне", приводя в пример решения Пенсионного фонда и Минтруда, устанавливающие отличный от Федерального закона порядок расчета индивидуального коэффициента пенсионера, поясняя, что "этому способствовало, правда, неоднозначное изложение соответствующих положений закона" <22>.
Статья: Правомерность фото- и видеофиксации работников на рабочих местах
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 31)Специалисты трудового ведомства указали, что Минтруд России не наделен полномочиями по разъяснению положений Закона N 152-ФЗ. А что касается Трудового кодекса, то согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда. При этом на основании ст. 214.2 ТК РФ работодатель имеет право использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации. Кроме того, работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда (ст. 189 ТК РФ). Специалисты трудового ведомства также отметили, что правовая позиция по поводу правомерности осуществления работодателем видеозаписи изложена в Определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2023 N 88-14171/2023 по делу N 2-2154/2022, апелляционных определениях Новосибирского областного суда от 15.01.2019 по делу N 33-653/2019, Верховного суда Республики Бурятия от 19.07.2017 по делу N 33-2917/2017, Свердловского областного суда от 16.11.2016 по делу N 33-20507/2016.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 31)Специалисты трудового ведомства указали, что Минтруд России не наделен полномочиями по разъяснению положений Закона N 152-ФЗ. А что касается Трудового кодекса, то согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда. При этом на основании ст. 214.2 ТК РФ работодатель имеет право использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации. Кроме того, работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда (ст. 189 ТК РФ). Специалисты трудового ведомства также отметили, что правовая позиция по поводу правомерности осуществления работодателем видеозаписи изложена в Определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.07.2023 N 88-14171/2023 по делу N 2-2154/2022, апелляционных определениях Новосибирского областного суда от 15.01.2019 по делу N 33-653/2019, Верховного суда Республики Бурятия от 19.07.2017 по делу N 33-2917/2017, Свердловского областного суда от 16.11.2016 по делу N 33-20507/2016.
Нормативные акты
<Письмо> Минстроя России от 22.10.2025 N 29422-ОГ/07
<Об ограничении размера финансовой ответственности застройщика>Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования) и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минстроя России, а также толкованию норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
<Об ограничении размера финансовой ответственности застройщика>Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования) и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минстроя России, а также толкованию норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Статья: Системные дефекты федерального законодательства
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)Следующей системной проблемой является практически полное отсутствие механизмов официального разъяснения текстов законов на фоне их крайнего несовершенства и нестабильности. В ответах федеральных органов исполнительной власти на просьбы о разъяснении норм закона с гордостью подчеркивается, что данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства. Такая ситуация является настоящим государственным "неблагородством": не будучи способным создавать относительно простые, понятные и стабильные законы, государство при этом не собирается их официально разъяснять. Между тем штрафы и прочие неблагоприятные меры за нарушение неясных, противоречивых и постоянно меняющихся законов никто не отменял!
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)Следующей системной проблемой является практически полное отсутствие механизмов официального разъяснения текстов законов на фоне их крайнего несовершенства и нестабильности. В ответах федеральных органов исполнительной власти на просьбы о разъяснении норм закона с гордостью подчеркивается, что данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства. Такая ситуация является настоящим государственным "неблагородством": не будучи способным создавать относительно простые, понятные и стабильные законы, государство при этом не собирается их официально разъяснять. Между тем штрафы и прочие неблагоприятные меры за нарушение неясных, противоречивых и постоянно меняющихся законов никто не отменял!
Статья: "Закупочный ликбез": почему письма Минфина России и ФАС России не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Действующим законодательством ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм Закона N 44-ФЗ о контрактной системе.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Действующим законодательством ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм Закона N 44-ФЗ о контрактной системе.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Банк России в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ не наделен полномочиями по разъяснению и толкованию положений законодательства в области организации предоставления государственных и муниципальных услуг и законодательной инициативой.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Банк России в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ не наделен полномочиями по разъяснению и толкованию положений законодательства в области организации предоставления государственных и муниципальных услуг и законодательной инициативой.
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Так, в письме Минфина России от 25 апреля 2017 г. N 02-09-08/24851 отмечается, что неправомерное использование бюджетных средств - это действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (письмо Минфина России от 25 апреля 2017 г. N 02-09-08/24851). При этом в данном письме также обращено внимание на то, что Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению норм действующего законодательства Российской Федерации, и такое разъяснение не может рассматриваться как официальное толкование положений законодательства Российской Федерации и использоваться в суде <3>.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Так, в письме Минфина России от 25 апреля 2017 г. N 02-09-08/24851 отмечается, что неправомерное использование бюджетных средств - это действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (письмо Минфина России от 25 апреля 2017 г. N 02-09-08/24851). При этом в данном письме также обращено внимание на то, что Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению норм действующего законодательства Российской Федерации, и такое разъяснение не может рассматриваться как официальное толкование положений законодательства Российской Федерации и использоваться в суде <3>.