Не имеет потребительской ценности
Подборка наиболее важных документов по запросу Не имеет потребительской ценности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Потребительская ценность товара
(КонсультантПлюс, 2025)Товар признается не имеющим потребительской ценности для покупателя, если по условиям договора он должен соответствовать обязательным требованиям, действующим на момент приемки, и товар не соответствует обязательному ГОСТ, пусть даже товар отвечает требованиям ранее действовавшего ГОСТ
(КонсультантПлюс, 2025)Товар признается не имеющим потребительской ценности для покупателя, если по условиям договора он должен соответствовать обязательным требованиям, действующим на момент приемки, и товар не соответствует обязательному ГОСТ, пусть даже товар отвечает требованиям ранее действовавшего ГОСТ
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Потребительская ценность результата работ
(КонсультантПлюс, 2025)Не имеют потребительской ценности для заказчика и не подлежат оплате работы по разработке проектной документации, если стороны согласовали, что результатом работ является проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, но такое заключение не получено
(КонсультантПлюс, 2025)Не имеют потребительской ценности для заказчика и не подлежат оплате работы по разработке проектной документации, если стороны согласовали, что результатом работ является проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, но такое заключение не получено
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Должен ли претендующий на оплату подрядчик доказать ценность выполненных работ, если результат по договору не достигнут
(КонсультантПлюс, 2025)"...Из содержания статей 711, 716, 719, 721 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право подрядчика на продолжение отношений в рамках договора и получение оплаты за выполненные работы, которые не имеют потребительской ценности для заказчика, напрямую связано с соблюдением самим подрядчиком обязанностей, направленных на исключение обстоятельств, которые грозят годности результатов выполняемой для заказчика работы.
Должен ли претендующий на оплату подрядчик доказать ценность выполненных работ, если результат по договору не достигнут
(КонсультантПлюс, 2025)"...Из содержания статей 711, 716, 719, 721 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право подрядчика на продолжение отношений в рамках договора и получение оплаты за выполненные работы, которые не имеют потребительской ценности для заказчика, напрямую связано с соблюдением самим подрядчиком обязанностей, направленных на исключение обстоятельств, которые грозят годности результатов выполняемой для заказчика работы.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Можно ли взыскать перечисленные по договору возмездного оказания услуг денежные средства как неосновательное обогащение исполнителя, если услуги не оказаны по его вине
(КонсультантПлюс, 2025)"...Истец в обоснование требований указывал, что им были оплачены денежные средства по договорам, однако, на дату окончания срока оказания услуг (30.10.2021) услуги в полном объеме не оказаны, частично результат оказанных услуг не пригоден для использования по целевому назначению, не имеет потребительской ценности для заказчика, при этом каких-либо предупреждений от ответчика о невозможности достижения конечного результата работ по заключенным договорам истец не получал.
Можно ли взыскать перечисленные по договору возмездного оказания услуг денежные средства как неосновательное обогащение исполнителя, если услуги не оказаны по его вине
(КонсультантПлюс, 2025)"...Истец в обоснование требований указывал, что им были оплачены денежные средства по договорам, однако, на дату окончания срока оказания услуг (30.10.2021) услуги в полном объеме не оказаны, частично результат оказанных услуг не пригоден для использования по целевому назначению, не имеет потребительской ценности для заказчика, при этом каких-либо предупреждений от ответчика о невозможности достижения конечного результата работ по заключенным договорам истец не получал.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая обществу в иске, пришли к обоснованному выводу о том, что разработанная в соответствии с предметом контракта документация заказчику не предоставлена, а типовая документация, стоимость которой просило взыскать общество, разработана до заключения контракта для иного объекта капитального строительства и не имеет потребительской ценности для заказчика.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая обществу в иске, пришли к обоснованному выводу о том, что разработанная в соответствии с предметом контракта документация заказчику не предоставлена, а типовая документация, стоимость которой просило взыскать общество, разработана до заключения контракта для иного объекта капитального строительства и не имеет потребительской ценности для заказчика.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В свою очередь, как следует из абзаца четвертого п. 12 постановления Пленума N 33, положения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, в любом случае не применяются к ситуациям, когда розничным покупателям передаются рекламные материалы, не имеющие потребительской ценности (не способные служить предметом личного потребления) - не предназначенные для розничной продажи в качестве отдельных товаров и, соответственно, не способные сформировать самостоятельный объект налогообложения помимо реализации товаров, работ и услуг, издержки на рекламу которых понесены налогоплательщиком.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В свою очередь, как следует из абзаца четвертого п. 12 постановления Пленума N 33, положения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, в любом случае не применяются к ситуациям, когда розничным покупателям передаются рекламные материалы, не имеющие потребительской ценности (не способные служить предметом личного потребления) - не предназначенные для розничной продажи в качестве отдельных товаров и, соответственно, не способные сформировать самостоятельный объект налогообложения помимо реализации товаров, работ и услуг, издержки на рекламу которых понесены налогоплательщиком.
Готовое решение: НДС при безвозмездной передаче имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, следует учесть следующее. Если образцы товаров не отвечают признакам товара, поскольку не имеют собственной потребительской ценности, тогда оснований для начисления НДС при безвозмездной передаче таких образцов не имеется (Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75489, п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, следует учесть следующее. Если образцы товаров не отвечают признакам товара, поскольку не имеют собственной потребительской ценности, тогда оснований для начисления НДС при безвозмездной передаче таких образцов не имеется (Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75489, п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Очевидно, что такие рекламные материалы, как листовки, буклеты, каталоги, не отвечают признакам товара, поскольку не имеют собственной потребительской ценности (это имущество, которое изначально не предназначено для реализации, единственным его предназначением является доведение до потенциальных клиентов информации об организации и реализуемых ею товарах (работах, услугах)). Поэтому распространение таких рекламных материалов нельзя квалифицировать как реализацию товаров, следовательно, в силу п. 1 ст. 146 НК РФ их распространение в принципе не является объектом налогообложения по НДС, независимо от их стоимости.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Очевидно, что такие рекламные материалы, как листовки, буклеты, каталоги, не отвечают признакам товара, поскольку не имеют собственной потребительской ценности (это имущество, которое изначально не предназначено для реализации, единственным его предназначением является доведение до потенциальных клиентов информации об организации и реализуемых ею товарах (работах, услугах)). Поэтому распространение таких рекламных материалов нельзя квалифицировать как реализацию товаров, следовательно, в силу п. 1 ст. 146 НК РФ их распространение в принципе не является объектом налогообложения по НДС, независимо от их стоимости.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Очевидно, что такие рекламные материалы, как листовки, буклеты, каталоги, не отвечают признакам товара, поскольку не имеют собственной потребительской ценности (это имущество, которое изначально не предназначено для реализации, единственным его предназначением является доведение до потенциальных клиентов информации об организации и реализуемых ею товарах (работах, услугах)). Поэтому распространение таких рекламных материалов нельзя квалифицировать как реализацию товаров, следовательно, в силу п. 1 ст. 146 НК РФ их распространение в принципе не является объектом налогообложения по НДС независимо от их стоимости.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Очевидно, что такие рекламные материалы, как листовки, буклеты, каталоги, не отвечают признакам товара, поскольку не имеют собственной потребительской ценности (это имущество, которое изначально не предназначено для реализации, единственным его предназначением является доведение до потенциальных клиентов информации об организации и реализуемых ею товарах (работах, услугах)). Поэтому распространение таких рекламных материалов нельзя квалифицировать как реализацию товаров, следовательно, в силу п. 1 ст. 146 НК РФ их распространение в принципе не является объектом налогообложения по НДС независимо от их стоимости.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)На наш взгляд, предоставление права на получение услуг технической поддержки может быть признано вспомогательной услугой по отношению к услугам по предоставлению права на ПО. Данные услуги технической поддержки сами по себе, отдельно от возможности использования ПО, для организации (и ее заказчика) особой потребительской ценности не имеют.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)На наш взгляд, предоставление права на получение услуг технической поддержки может быть признано вспомогательной услугой по отношению к услугам по предоставлению права на ПО. Данные услуги технической поддержки сами по себе, отдельно от возможности использования ПО, для организации (и ее заказчика) особой потребительской ценности не имеют.
Статья: Замена товара, работы, услуги на улучшенные. Возможности или риски?
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)- отсутствие доказательств того, что результат выполненных работ не представляет для заказчика интереса, не имеет потребительской ценности и не может быть использован для целей, указанных в контракте;
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)- отсутствие доказательств того, что результат выполненных работ не представляет для заказчика интереса, не имеет потребительской ценности и не может быть использован для целей, указанных в контракте;
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Обратившись к генезису, можно обнаружить, что архетипом денег была личная связь в виде символа, вещественность которого несущественна. Если эта связь и овеществлялась, то вещи не имели потребительской, "экономической" ценности, а служили чистым символом.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Обратившись к генезису, можно обнаружить, что архетипом денег была личная связь в виде символа, вещественность которого несущественна. Если эта связь и овеществлялась, то вещи не имели потребительской, "экономической" ценности, а служили чистым символом.
Статья: Реализация льготного товара с вложенной игрушкой: какую ставку НДС применять?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)В Определении от 13.12.2019 N 301-ЭС19-14748 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ разъяснила, что положения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ в любом случае неприменимы к ситуациям, когда розничным покупателям передаются рекламные материалы, не имеющие потребительской ценности (не способные служить предметом личного потребления), не предназначенные для розничной продажи в качестве отдельных товаров и, соответственно, не способные сформировать самостоятельный объект налогообложения помимо реализации товаров, работ и услуг, издержки на рекламу которых понесены налогоплательщиком.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)В Определении от 13.12.2019 N 301-ЭС19-14748 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ разъяснила, что положения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ в любом случае неприменимы к ситуациям, когда розничным покупателям передаются рекламные материалы, не имеющие потребительской ценности (не способные служить предметом личного потребления), не предназначенные для розничной продажи в качестве отдельных товаров и, соответственно, не способные сформировать самостоятельный объект налогообложения помимо реализации товаров, работ и услуг, издержки на рекламу которых понесены налогоплательщиком.
Статья: Криптоактивы: роль в гражданском обороте и правовая природа
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)По-видимому, ответ на этот вопрос тот же, что и в случае морских раковин, которые в старину использовались некоторыми народами в качестве денег. Разумеется, они не удостоверяли никаких прав требования к другим участникам оборота. Эти раковины не имели практически никакой потребительской ценности, за исключением того, что их было удобно использовать в качестве средства обмена. Но именно этим удобством и объяснялась их экономическая ценность.
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)По-видимому, ответ на этот вопрос тот же, что и в случае морских раковин, которые в старину использовались некоторыми народами в качестве денег. Разумеется, они не удостоверяли никаких прав требования к другим участникам оборота. Эти раковины не имели практически никакой потребительской ценности, за исключением того, что их было удобно использовать в качестве средства обмена. Но именно этим удобством и объяснялась их экономическая ценность.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)1. Комментируемой статьей установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления - веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах. К отходам могут относиться сырьевые остатки, которые не имеют производственной ценности, вещества, предметы или товары, утратившие свои потребительские свойства, и т.п.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)1. Комментируемой статьей установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления - веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах. К отходам могут относиться сырьевые остатки, которые не имеют производственной ценности, вещества, предметы или товары, утратившие свои потребительские свойства, и т.п.
Статья: Вынужденный отказ пассажира от воздушной перевозки на стадии бронирования
(Селезнева Д.А.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Каждая из приведенных позиций нуждается в тщательном анализе. Непредоставление забронированной вместимости транспортного средства другим лицам с технической операциональной точки зрения можно рассматривать как действие, поскольку каждый раз, когда к перевозчику обращается то или иное лицо по поводу бронирования вместимости воздушного судна, от перевозчика требуется активность, выражающаяся в проверке наличия либо отсутствия свободной вместимости. Если такая вместимость отсутствует, то следует отказ, который также требует совершения активных действий. Однако данные действия технического характера действиями в юридическом смысле не являются. Они представляют собой автоматизированный технический акт по проверке наличия места и фиксации в системе бронирования. Такое действие потребительской ценности не имеет. Цель бронирования - исключительно обеспечение возможности заключить договор перевозки пассажира на забронированных условиях (рейс, дата, тариф). На самом деле перевозчик претерпевает связанность юридическими последствиями действий пассажира как управомоченного лица, поскольку вынужден:
(Селезнева Д.А.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Каждая из приведенных позиций нуждается в тщательном анализе. Непредоставление забронированной вместимости транспортного средства другим лицам с технической операциональной точки зрения можно рассматривать как действие, поскольку каждый раз, когда к перевозчику обращается то или иное лицо по поводу бронирования вместимости воздушного судна, от перевозчика требуется активность, выражающаяся в проверке наличия либо отсутствия свободной вместимости. Если такая вместимость отсутствует, то следует отказ, который также требует совершения активных действий. Однако данные действия технического характера действиями в юридическом смысле не являются. Они представляют собой автоматизированный технический акт по проверке наличия места и фиксации в системе бронирования. Такое действие потребительской ценности не имеет. Цель бронирования - исключительно обеспечение возможности заключить договор перевозки пассажира на забронированных условиях (рейс, дата, тариф). На самом деле перевозчик претерпевает связанность юридическими последствиями действий пассажира как управомоченного лица, поскольку вынужден: