Ндс в сельском хозяйстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Ндс в сельском хозяйстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Холдинговая компания заключила с правительством Алтайского края и администрацией Тальменского района Алтайского края соглашение о социально-экономическом партнерстве. В соответствии с соглашением компания реализует инвестиционный проект через общество, зарегистрированное на территории Тальменского района. Созданное компанией общество заключило соглашение с министерством сельского хозяйства Алтайского края и администрацией Тальменского района Алтайского края с целью строительства животноводческого комплекса. Для строительства комплекса общество привлекло подрядчика, а предъявленный подрядчиком НДС приняло к вычету. Налоговый орган пришел к выводу, что право на принятие к вычету НДС имеет не общество, а холдинговая компания как инвестор, общество только выполняет функции заказчика-застройщика и не совмещает их с функциями инвестора. Общество считало, что оно выполнило условия для принятия к вычету НДС, кроме того, приобретение работ связано с исполнением соглашения не холдинговой компании, а самого общества. Суд установил, что реализация инвестиционного проекта предусмотрена за счет средств холдинговой компании, ее доля в обществе составляет 100 процентов, денежные средства на оплату работ общество получило от холдинговой компании по договору целевого займа. Суд пришел к выводу, что общество приобрело работы не в рамках реализации самостоятельного соглашения о реализации инвестиционного проекта, а во исполнение соглашения холдинговой компании. Суд согласился с налоговым органом, что при таких обстоятельствах в отсутствие статуса инвестора общество не имеет права на предъявление к вычету НДС.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Холдинговая компания заключила с правительством Алтайского края и администрацией Тальменского района Алтайского края соглашение о социально-экономическом партнерстве. В соответствии с соглашением компания реализует инвестиционный проект через общество, зарегистрированное на территории Тальменского района. Созданное компанией общество заключило соглашение с министерством сельского хозяйства Алтайского края и администрацией Тальменского района Алтайского края с целью строительства животноводческого комплекса. Для строительства комплекса общество привлекло подрядчика, а предъявленный подрядчиком НДС приняло к вычету. Налоговый орган пришел к выводу, что право на принятие к вычету НДС имеет не общество, а холдинговая компания как инвестор, общество только выполняет функции заказчика-застройщика и не совмещает их с функциями инвестора. Общество считало, что оно выполнило условия для принятия к вычету НДС, кроме того, приобретение работ связано с исполнением соглашения не холдинговой компании, а самого общества. Суд установил, что реализация инвестиционного проекта предусмотрена за счет средств холдинговой компании, ее доля в обществе составляет 100 процентов, денежные средства на оплату работ общество получило от холдинговой компании по договору целевого займа. Суд пришел к выводу, что общество приобрело работы не в рамках реализации самостоятельного соглашения о реализации инвестиционного проекта, а во исполнение соглашения холдинговой компании. Суд согласился с налоговым органом, что при таких обстоятельствах в отсутствие статуса инвестора общество не имеет права на предъявление к вычету НДС.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2024 N 13АП-16575/2024, 13АП-16577/2024, 13АП-16578/2024 по делу N А56-52913/2023
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования: 1) О признании недействительным решения о внесении изменений в декларацию на товары.
Требования третьего лица с самостоятельными требованиями: 2) О возврате излишне уплаченных денежных средств.
Обстоятельства: Декларант ссылается на то, что кормовые добавки и премиксы, используемые для приготовления полноценных кормов или кормовых добавок для сельскохозяйственных животных неправомерно отнесены таможенным органом к товарной группе 3824 ТН ВЭД.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 16.03.2020 N 308-ЭС20-719 по делу N А32-41257/2018, в соответствии с которой продукты для кормления животных, к которым отнесены и кормовые добавки, предназначены для использования в публично значимых целях - для развития сельского хозяйства, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу в виде налоговой ставки по НДС 10 процентов.
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования: 1) О признании недействительным решения о внесении изменений в декларацию на товары.
Требования третьего лица с самостоятельными требованиями: 2) О возврате излишне уплаченных денежных средств.
Обстоятельства: Декларант ссылается на то, что кормовые добавки и премиксы, используемые для приготовления полноценных кормов или кормовых добавок для сельскохозяйственных животных неправомерно отнесены таможенным органом к товарной группе 3824 ТН ВЭД.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 16.03.2020 N 308-ЭС20-719 по делу N А32-41257/2018, в соответствии с которой продукты для кормления животных, к которым отнесены и кормовые добавки, предназначены для использования в публично значимых целях - для развития сельского хозяйства, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу в виде налоговой ставки по НДС 10 процентов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственная поддержка племенного животноводства
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)Ключевые слова: племенное животноводство, государственная поддержка, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, сельское хозяйство.
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)Ключевые слова: племенное животноводство, государственная поддержка, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, сельское хозяйство.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.02.1999 N 228
"О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета"взимать с лизингополучателей ежегодно в течение срока действия договора лизинга денежное вознаграждение в размере до 3 процентов невозмещенной (остаточной) стоимости объекта лизинга, с использованием получаемых средств на обеспечение деятельности лизингодателя. Денежное вознаграждение рассчитывается исходя из стоимости объекта (по оптовой цене предприятия - изготовителя, без учета налога на добавленную стоимость, снабженческо - сбытовой наценки и транспортных расходов);
"О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета"взимать с лизингополучателей ежегодно в течение срока действия договора лизинга денежное вознаграждение в размере до 3 процентов невозмещенной (остаточной) стоимости объекта лизинга, с использованием получаемых средств на обеспечение деятельности лизингодателя. Денежное вознаграждение рассчитывается исходя из стоимости объекта (по оптовой цене предприятия - изготовителя, без учета налога на добавленную стоимость, снабженческо - сбытовой наценки и транспортных расходов);
Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1096
(ред. от 26.04.2022)
"О перечне расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"1. Утвердить прилагаемый перечень расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
(ред. от 26.04.2022)
"О перечне расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"1. Утвердить прилагаемый перечень расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Статья: Особенности осуществления закупок продовольствия для нужд уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
(Балан В.П., Седых В.А., Радченко Е.П., Вдовина А.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)<14> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (Идентификатор проекта 01/05/06-19/00092605, подготовлен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 29.07.2019) // СПС "Гарант".
(Балан В.П., Седых В.А., Радченко Е.П., Вдовина А.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)<14> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (Идентификатор проекта 01/05/06-19/00092605, подготовлен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 29.07.2019) // СПС "Гарант".
Статья: Проблемы управления налогом на добавленную стоимость и антикризисные меры по их решению: оптимизация ставок и улучшение администрирования НДС
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)<19> В странах ЕС льготные ставки по НДС связаны в основном с базовыми продуктами питания, товарами и услугами первой необходимости или малоприбыльными видами деятельности, нуждающимися в господдержке (транспортные услуги, ЖКХ, туризм, сельское хозяйство, товары и услуги для спорта, инвалидов и т.п.).
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)<19> В странах ЕС льготные ставки по НДС связаны в основном с базовыми продуктами питания, товарами и услугами первой необходимости или малоприбыльными видами деятельности, нуждающимися в господдержке (транспортные услуги, ЖКХ, туризм, сельское хозяйство, товары и услуги для спорта, инвалидов и т.п.).
Вопрос: Плательщик на АУСН, перешедший на спецрежим с 01.01.2023, возвращает аванс, полученный в рамках ОСН (возврат производится с учетом НДС, ранее перечисленного в бюджет). Может ли плательщик на АУСН вернуть уплаченный ранее в бюджет НДС?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Таким образом, налогоплательщик АУСН в настоящее время не может принять к вычету НДС, уплаченный с сумм аванса, полученного до перехода на специальный режим налогообложения, или возвратить из бюджета НДС, относящийся к сумме аванса, возвращенного покупателю товаров после перехода на АУСН.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Таким образом, налогоплательщик АУСН в настоящее время не может принять к вычету НДС, уплаченный с сумм аванса, полученного до перехода на специальный режим налогообложения, или возвратить из бюджета НДС, относящийся к сумме аванса, возвращенного покупателю товаров после перехода на АУСН.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> Порядок участия предприятий в Национальном проекте "Производительность труда" определен в Паспорте национального проекта "Производительность труда", которым установлены базовый и специальный порядки такого участия. В базовом порядке одними из основных критериев участия в Национальном проекте являются: выручка предприятия составляет от 400 млн руб. за предыдущий год (без НДС); предприятие занято в базовых несырьевых отраслях экономики Российской Федерации (в рамках, определенных ОКВЭД) - обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, строительство, торговля. Согласно специальному порядку участие предприятия в национальном проекте возможно только по представлению Минэкономразвития России на основании ходатайства об этом субъекта Российской Федерации // URL: https://economy.gov.ru/material/file/48e4b997bf7fcdf029f198ee23b77ae0/NP_Proizvoditelnost_truda.pdf.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> Порядок участия предприятий в Национальном проекте "Производительность труда" определен в Паспорте национального проекта "Производительность труда", которым установлены базовый и специальный порядки такого участия. В базовом порядке одними из основных критериев участия в Национальном проекте являются: выручка предприятия составляет от 400 млн руб. за предыдущий год (без НДС); предприятие занято в базовых несырьевых отраслях экономики Российской Федерации (в рамках, определенных ОКВЭД) - обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, строительство, торговля. Согласно специальному порядку участие предприятия в национальном проекте возможно только по представлению Минэкономразвития России на основании ходатайства об этом субъекта Российской Федерации // URL: https://economy.gov.ru/material/file/48e4b997bf7fcdf029f198ee23b77ae0/NP_Proizvoditelnost_truda.pdf.
Статья: Налог на профессиональный доход: потенциал внедрения в деятельность личных подсобных хозяйств граждан
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Самостоятельная деятельность граждан охватывает самый широкий спектр видов экономической деятельности, включая сельское хозяйство. Вклад граждан в сельскохозяйственную отрасль во многом происходит через производственную деятельность ЛПХ.
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Самостоятельная деятельность граждан охватывает самый широкий спектр видов экономической деятельности, включая сельское хозяйство. Вклад граждан в сельскохозяйственную отрасль во многом происходит через производственную деятельность ЛПХ.
Вопрос: Российская организация (арендодатель) заключила договор с узбекской организацией по сдаче в аренду тракторов. Должна ли российская организация исчислить НДС с арендной платы?
(Консультация эксперта, 2024)Также тракторы включены в группировку "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты" с кодом 330.28.30 "Машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства".
(Консультация эксперта, 2024)Также тракторы включены в группировку "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты" с кодом 330.28.30 "Машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства".
Вопрос: О ставке НДС, применяемой при реализации продовольственных товаров.
(Письмо Минфина России от 07.02.2024 N 03-07-07/9939)В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России 5 февраля 2024 г., по вопросу внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908) Департамент налоговой политики сообщает.
(Письмо Минфина России от 07.02.2024 N 03-07-07/9939)В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России 5 февраля 2024 г., по вопросу внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908) Департамент налоговой политики сообщает.
Вопрос: О ставке НДС при реализации продовольственных товаров.
(Письмо Минфина России от 29.11.2022 N 03-07-11/116552)Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление N 908) утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - перечень). В связи с этим налогоплательщики вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне.
(Письмо Минфина России от 29.11.2022 N 03-07-11/116552)Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление N 908) утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - перечень). В связи с этим налогоплательщики вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне.
Статья: Повышение конкурентоспособности малых сельскохозяйственных предприятий посредством налогового регулирования
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Так, в Киргизии, несмотря на более чем привлекательные налоговые условия для ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства для большинства представителей АПК, одни из самых значимых преференций предусмотрены для уязвимого микробизнеса, зарегистрированного в форме ИП. Индивидуальные предприниматели, чей объем выручки от реализации товаров, работ, услуг за последние 12 месяцев не превысил порогового значения в 15 млн сомов (15,5 млн руб.), в рамках действующей упрощенной системы на бессрочной основе исчисляют заменяющий собой налог на прибыль, налог с продаж и НДС единый налог по ставке 0% <5>, а также (наравне с прочими субъектами с/х) в течение 3-летнего периода, с 01.01.2022 по 31.12.2024, исчисляют по ставке 0% налог на имущество на сельскохозяйственные угодья <6>.
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Так, в Киргизии, несмотря на более чем привлекательные налоговые условия для ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства для большинства представителей АПК, одни из самых значимых преференций предусмотрены для уязвимого микробизнеса, зарегистрированного в форме ИП. Индивидуальные предприниматели, чей объем выручки от реализации товаров, работ, услуг за последние 12 месяцев не превысил порогового значения в 15 млн сомов (15,5 млн руб.), в рамках действующей упрощенной системы на бессрочной основе исчисляют заменяющий собой налог на прибыль, налог с продаж и НДС единый налог по ставке 0% <5>, а также (наравне с прочими субъектами с/х) в течение 3-летнего периода, с 01.01.2022 по 31.12.2024, исчисляют по ставке 0% налог на имущество на сельскохозяйственные угодья <6>.
Статья: Некоторые проблемы стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Следует отметить, что на доходность аграриев огромное влияние оказывает действующая система налоговых льгот и преференций. К ним относятся, например: нулевая ставка по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ), применение которой позволило сохранить в распоряжении сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовые ресурсы в 2018 г. в объеме 68,9 млрд руб., в 2019 г. - 68,3 млрд руб., за 9 месяцев 2020 г. - 62,9 млрд руб., пониженная ставка налога на добавленную стоимость - 10% вместо 18% (хотя в отношении не всех видов продукции), специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, льготы по транспортному налогу в отношении некоторых видов сельскохозяйственной техники, включая комбайны, трактора (подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ) и др.
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Следует отметить, что на доходность аграриев огромное влияние оказывает действующая система налоговых льгот и преференций. К ним относятся, например: нулевая ставка по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ), применение которой позволило сохранить в распоряжении сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовые ресурсы в 2018 г. в объеме 68,9 млрд руб., в 2019 г. - 68,3 млрд руб., за 9 месяцев 2020 г. - 62,9 млрд руб., пониженная ставка налога на добавленную стоимость - 10% вместо 18% (хотя в отношении не всех видов продукции), специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, льготы по транспортному налогу в отношении некоторых видов сельскохозяйственной техники, включая комбайны, трактора (подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ) и др.