НДС в органах власти
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС в органах власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом изложенного организация обоснованно удержала сумму НДС из причитающихся органу власти денежных средств и перечислила ее в федеральный бюджет, выполняя обязанности налогового агента, а остальную плату по соглашению направила на счет собственника участка.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом изложенного организация обоснованно удержала сумму НДС из причитающихся органу власти денежных средств и перечислила ее в федеральный бюджет, выполняя обязанности налогового агента, а остальную плату по соглашению направила на счет собственника участка.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик (заказчик) заключил договор на выполнение транспортной модели проекта строительства мостового перехода. Созданную исполнителем транспортную модель общество на основании договора с органами исполнительной власти субъекта РФ передало безвозмездно в государственную собственность субъекта РФ, НДС с передачи не исчислило, полагая, что данная операция не является объектом налогообложения в силу подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ. Налоговый орган пришел к выводу, что безвозмездная передача транспортной модели является объектом обложения НДС, и доначислил налог. Суд признал доначисление правомерным. Транспортная модель проекта, представляющая собой предпроектную документацию, содержащую оценку социально-экономического исследования, транспортного моделирования со сметными расчетами и графической частью для реализации проекта по строительству мостового перехода, не является дорогой, мостом или иным готовым объектом, не относится к объектам, поименованным в подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ, безвозмездная передача которых не признается объектом налогообложения НДС. Фактически налогоплательщик не принимал на себя обязательства по вложению инвестиций, не ставил перед собой непосредственной цели по извлечению прибыли, у него не возникло права на владение, пользование и распоряжение технической документацией и ее последующими результатами, договор о передаче транспортной модели не содержит признаков инвестиционного договора. Цели использования транспортной модели проекта в будущем не могут служить достаточным основанием для вывода об инвестиционном характере договора безвозмездной передачи.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик (заказчик) заключил договор на выполнение транспортной модели проекта строительства мостового перехода. Созданную исполнителем транспортную модель общество на основании договора с органами исполнительной власти субъекта РФ передало безвозмездно в государственную собственность субъекта РФ, НДС с передачи не исчислило, полагая, что данная операция не является объектом налогообложения в силу подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ. Налоговый орган пришел к выводу, что безвозмездная передача транспортной модели является объектом обложения НДС, и доначислил налог. Суд признал доначисление правомерным. Транспортная модель проекта, представляющая собой предпроектную документацию, содержащую оценку социально-экономического исследования, транспортного моделирования со сметными расчетами и графической частью для реализации проекта по строительству мостового перехода, не является дорогой, мостом или иным готовым объектом, не относится к объектам, поименованным в подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ, безвозмездная передача которых не признается объектом налогообложения НДС. Фактически налогоплательщик не принимал на себя обязательства по вложению инвестиций, не ставил перед собой непосредственной цели по извлечению прибыли, у него не возникло права на владение, пользование и распоряжение технической документацией и ее последующими результатами, договор о передаче транспортной модели не содержит признаков инвестиционного договора. Цели использования транспортной модели проекта в будущем не могут служить достаточным основанием для вывода об инвестиционном характере договора безвозмездной передачи.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС3.1. Уплачивает ли орган власти НДС, если реализует имущество казны физлицу, не являющемуся ИП?
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Готовое решение: Как покупатель исполняет обязанности налогового агента по НДС при покупке государственного и муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)НДС исчисляйте каждый раз на момент перечисления очередной части оплаты за приобретенное в рассрочку муниципальное имущество с суммы такой выплаты. Удерживайте рассчитанный налог при выплате дохода органам власти. НДС уплачивайте в бюджет в общем порядке, так как специальных правил в данном случае нет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 27.09.2011 N 03-07-14/94, от 19.03.2010 N 03-07-11/72).
(КонсультантПлюс, 2025)НДС исчисляйте каждый раз на момент перечисления очередной части оплаты за приобретенное в рассрочку муниципальное имущество с суммы такой выплаты. Удерживайте рассчитанный налог при выплате дохода органам власти. НДС уплачивайте в бюджет в общем порядке, так как специальных правил в данном случае нет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 27.09.2011 N 03-07-14/94, от 19.03.2010 N 03-07-11/72).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются не хозяйствующими субъектами в отношении эксплуатируемых ими отдельных источников воздействия, как в случае, например, с нормативами допустимых сбросов, а уполномоченными органами государственной власти для водного объекта (участка, подучастка) в соответствии с гидрографическим и (или) водохозяйственным районированием <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются не хозяйствующими субъектами в отношении эксплуатируемых ими отдельных источников воздействия, как в случае, например, с нормативами допустимых сбросов, а уполномоченными органами государственной власти для водного объекта (участка, подучастка) в соответствии с гидрографическим и (или) водохозяйственным районированием <1>.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)При аренде государственного или муниципального имущества на территории РФ налоговый агент принимает к вычету НДС, исчисленный и удержанный им из дохода органа государственной власти и управления, органа местного самоуправления или органа публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина России от 31.08.2018 N 03-07-14/62306).
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)При аренде государственного или муниципального имущества на территории РФ налоговый агент принимает к вычету НДС, исчисленный и удержанный им из дохода органа государственной власти и управления, органа местного самоуправления или органа публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина России от 31.08.2018 N 03-07-14/62306).
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- имущественные потери покупателя, подлежащие возмещению продавцом, вследствие неустранения признаков несформированного (по цепочке хозяйственных операций с его участием) источника для принятия покупателем к вычету сумм НДС определяются в размере: сумм, уплаченных покупателем в бюджет вследствие добровольного отказа покупателя от применения вычета НДС по операциям с продавцом; сумм, указанных в требованиях органов власти, предъявленных к покупателю.
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- имущественные потери покупателя, подлежащие возмещению продавцом, вследствие неустранения признаков несформированного (по цепочке хозяйственных операций с его участием) источника для принятия покупателем к вычету сумм НДС определяются в размере: сумм, уплаченных покупателем в бюджет вследствие добровольного отказа покупателя от применения вычета НДС по операциям с продавцом; сумм, указанных в требованиях органов власти, предъявленных к покупателю.
Готовое решение: Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС при аренде государственного и муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)При аренде государственного (муниципального) имущества, имущества федеральной территории "Сириус" у органов власти и управления НДС удерживает и уплачивает налоговый агент - арендатор этого имущества.
(КонсультантПлюс, 2025)При аренде государственного (муниципального) имущества, имущества федеральной территории "Сириус" у органов власти и управления НДС удерживает и уплачивает налоговый агент - арендатор этого имущества.
Типовая ситуация: Безвозмездные сделки: учет и налоги
(Издательство "Главная книга", 2025)При безвозмездной передаче ОС бюджетным учреждениям, ГУП, МУП или органам власти НДС не начисляют. Налог, принятый к вычету, восстанавливают пропорционально остаточной стоимости (ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина от 29.11.2017 N 03-07-11/78909).
(Издательство "Главная книга", 2025)При безвозмездной передаче ОС бюджетным учреждениям, ГУП, МУП или органам власти НДС не начисляют. Налог, принятый к вычету, восстанавливают пропорционально остаточной стоимости (ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина от 29.11.2017 N 03-07-11/78909).
Вопрос: Об НДС при передаче органам государственной власти и управления объектов недвижимости (машино-мест и нежилых помещений), построенных за счет субсидии из бюджета субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 08.07.2025 N 03-07-10/66483)Вопрос: Об НДС при передаче органам государственной власти и управления объектов недвижимости (машино-мест и нежилых помещений), построенных за счет субсидии из бюджета субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 08.07.2025 N 03-07-10/66483)Вопрос: Об НДС при передаче органам государственной власти и управления объектов недвижимости (машино-мест и нежилых помещений), построенных за счет субсидии из бюджета субъекта РФ.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 06.12.2022 N 03-07-11/119233 указывается, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 146 главы 21 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус" результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 06.12.2022 N 03-07-11/119233 указывается, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 146 главы 21 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус" результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Вопрос: Об НДС при предоставлении сервитута органами государственной власти (ОМСУ).
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-03-06/1/5888)Вопрос: Об НДС при предоставлении сервитута органами государственной власти (ОМСУ).
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-03-06/1/5888)Вопрос: Об НДС при предоставлении сервитута органами государственной власти (ОМСУ).
Вопрос: Об НДС при предоставлении органами государственной власти, органами МСУ сервитута (публичного сервитута) в отношении земельных участков.
(Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719)Вопрос: Об НДС при предоставлении органами государственной власти, органами МСУ сервитута (публичного сервитута) в отношении земельных участков.
(Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719)Вопрос: Об НДС при предоставлении органами государственной власти, органами МСУ сервитута (публичного сервитута) в отношении земельных участков.