НДС Украина
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС Украина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 165 "Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС в связи с неподтверждением им права на применение ставки 0 процентов. Общество поставляло товары по договорам с контрагентами из Польши и Словакии на условиях DAP (товар должен был быть принят покупателем в оговоренных местах и вывезен силами покупателей). Суд установил, что на границе РФ в товаросопроводительные документы внесены рукописные исправления о пунктах назначения и указаны железнодорожные станции, расположенные на территории Украины. Суд указал, что в одностороннем порядке на границе был изменен грузополучатель и пункт назначения, а значит, изменено существенное условие договоров - сторона, поскольку фактически поставки произведены не на территории Польши и Словакии, а на территорию Украины. Суд указал, что условия поставки DAP исполнены обществом в части доставки товара до согласованной сторонами железнодорожной станции, однако доставленный товар не принят покупателем в данном пункте по качеству, количеству и иным условиям, обозначенным в контрактах. Суд отметил, что в целях подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов правовое значение имеет реальность хозяйственной операции именно с тем контрагентом, которому оформлена экспортная поставка. Представленные обществом в подтверждение права на применение ставки 0 процентов по НДС документы подтверждают лишь документальное оформление поставки товара по контрактам, но не их фактическое исполнение. Суд указал, что изменение грузополучателя, страны назначения, условий поставки и экспортной цены контракта должно быть подтверждено дополнительным соглашением к экспортному контракту и представлением достоверной информации в таможенный орган при оформлении полной таможенной декларации. Отсутствие надлежащего комплекта документов и фактическая переадресация поставки угля на территорию Украины свидетельствует о наличии умысла на представление недостоверной информации и устойчивой схемы на поставку обществом угля в Украину с необоснованным применением ставки 0 процентов. Поскольку представленные обществом в обоснование налоговых вычетов документы не подтверждают фактическое исполнение по заключенным контрактам, имеют пороки, содержат недопустимые исправления и свидетельствуют о нарушении условий контрактов ввиду поставки каменного угля на территорию Украины, отказ в возмещении НДС является обоснованным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС в связи с неподтверждением им права на применение ставки 0 процентов. Общество поставляло товары по договорам с контрагентами из Польши и Словакии на условиях DAP (товар должен был быть принят покупателем в оговоренных местах и вывезен силами покупателей). Суд установил, что на границе РФ в товаросопроводительные документы внесены рукописные исправления о пунктах назначения и указаны железнодорожные станции, расположенные на территории Украины. Суд указал, что в одностороннем порядке на границе был изменен грузополучатель и пункт назначения, а значит, изменено существенное условие договоров - сторона, поскольку фактически поставки произведены не на территории Польши и Словакии, а на территорию Украины. Суд указал, что условия поставки DAP исполнены обществом в части доставки товара до согласованной сторонами железнодорожной станции, однако доставленный товар не принят покупателем в данном пункте по качеству, количеству и иным условиям, обозначенным в контрактах. Суд отметил, что в целях подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов правовое значение имеет реальность хозяйственной операции именно с тем контрагентом, которому оформлена экспортная поставка. Представленные обществом в подтверждение права на применение ставки 0 процентов по НДС документы подтверждают лишь документальное оформление поставки товара по контрактам, но не их фактическое исполнение. Суд указал, что изменение грузополучателя, страны назначения, условий поставки и экспортной цены контракта должно быть подтверждено дополнительным соглашением к экспортному контракту и представлением достоверной информации в таможенный орган при оформлении полной таможенной декларации. Отсутствие надлежащего комплекта документов и фактическая переадресация поставки угля на территорию Украины свидетельствует о наличии умысла на представление недостоверной информации и устойчивой схемы на поставку обществом угля в Украину с необоснованным применением ставки 0 процентов. Поскольку представленные обществом в обоснование налоговых вычетов документы не подтверждают фактическое исполнение по заключенным контрактам, имеют пороки, содержат недопустимые исправления и свидетельствуют о нарушении условий контрактов ввиду поставки каменного угля на территорию Украины, отказ в возмещении НДС является обоснованным.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество до перехода Республики Крым (до 18.03.2014) в состав Российской Федерации уплатило в бюджет республики НДС с авансовых платежей, полученных за предстоящее предоставление апартаментов приобретателю, фактическая передача которых приобретателю состоялась после перехода Республики Крым в юрисдикцию РФ и после 01.01.2015 - даты вступления в силу на территории Республики Крым НК РФ. Налогоплательщик направил в Минфин России запрос о возможности принятия к вычету НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет Украины, получил разъяснения о невозможности подобного вычета, поскольку исчисление и уплата НДС с оплаты, полученной налогоплательщиком до 18.03.2014 в счет предстоящих поставок, производились согласно НК Украины, а не в соответствии с НК РФ, соответственно, основания для применения п. 8 ст. 171 НК РФ в отношении таких авансовых платежей отсутствуют. Суд отказал в признании недействительным письма Минфина России, содержащего данный ответ, отклонив доводы налогоплательщика о необходимости применения аналогии закона или аналогии права к налоговым правоотношениям. Также суд отметил информационный характер разъяснений Минфина России, письмо которого не содержит каких-либо властных предписаний, следовательно, не ограничивает и не возлагает каких-либо обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а потому не может быть признано недействительным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество до перехода Республики Крым (до 18.03.2014) в состав Российской Федерации уплатило в бюджет республики НДС с авансовых платежей, полученных за предстоящее предоставление апартаментов приобретателю, фактическая передача которых приобретателю состоялась после перехода Республики Крым в юрисдикцию РФ и после 01.01.2015 - даты вступления в силу на территории Республики Крым НК РФ. Налогоплательщик направил в Минфин России запрос о возможности принятия к вычету НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет Украины, получил разъяснения о невозможности подобного вычета, поскольку исчисление и уплата НДС с оплаты, полученной налогоплательщиком до 18.03.2014 в счет предстоящих поставок, производились согласно НК Украины, а не в соответствии с НК РФ, соответственно, основания для применения п. 8 ст. 171 НК РФ в отношении таких авансовых платежей отсутствуют. Суд отказал в признании недействительным письма Минфина России, содержащего данный ответ, отклонив доводы налогоплательщика о необходимости применения аналогии закона или аналогии права к налоговым правоотношениям. Также суд отметил информационный характер разъяснений Минфина России, письмо которого не содержит каких-либо властных предписаний, следовательно, не ограничивает и не возлагает каких-либо обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а потому не может быть признано недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каковы особенности обложения НДС экспорта товара в Азербайджан?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Каковы особенности обложения НДС экспорта товара на Украину?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Каковы особенности обложения НДС экспорта товара на Украину?
Нормативные акты
<Письмо> Госналогслужбы РФ от 07.07.1998 N ВП-6-18/408
"О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
(вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 28.04.1998 N 7200/97, от 24.03.1998 N 6531/97, от 07.04.1998 N 5410/96)В акте отмечено, что часть полученной в 1994 году валютной выручки от реализации нефти на Украине не включалась в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость и спецналогом, а направлялась в инвестиционный фонд нефтяной компании. Эта часть составляла разницу между фактической стоимостью нефти и стоимостью, исчисленной по средней цене внутреннего рынка в пересчете валюты по действующему курсу Центрального банка Российской Федерации.
"О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
(вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 28.04.1998 N 7200/97, от 24.03.1998 N 6531/97, от 07.04.1998 N 5410/96)В акте отмечено, что часть полученной в 1994 году валютной выручки от реализации нефти на Украине не включалась в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость и спецналогом, а направлялась в инвестиционный фонд нефтяной компании. Эта часть составляла разницу между фактической стоимостью нефти и стоимостью, исчисленной по средней цене внутреннего рынка в пересчете валюты по действующему курсу Центрального банка Российской Федерации.
<Письмо> МНС РФ от 18.02.2003 N ШС-6-14/205
"О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02"
(вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02)Отклоняя доводы налогового органа, апелляционная инстанция сослалась также на преюдициальное значение для настоящего дела судебных актов, принятых по другому делу (N А40-25361/01-33-267), а кассационная инстанция - на информационное письмо Юго-Западного таможенного управления Государственной таможенной службы Украины от 14.11.2001 N 0278.
"О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02"
(вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02)Отклоняя доводы налогового органа, апелляционная инстанция сослалась также на преюдициальное значение для настоящего дела судебных актов, принятых по другому делу (N А40-25361/01-33-267), а кассационная инстанция - на информационное письмо Юго-Западного таможенного управления Государственной таможенной службы Украины от 14.11.2001 N 0278.
Вопрос: Об НДС при выполнении российской организацией - подрядчиком по договору, заключенному 21.07.2022 с российской организацией - заказчиком, работ по демонтажу, строительству, реконструкции зданий в ДНР.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-07-08/125424)До момента принятия ДНР в состав Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона) выполнение ООО строительно-монтажных работ на территории ДНР (в составе Украины) не являлось объектом налогообложения по НДС (ранее соответствующие разъяснения в адрес ООО направлялись ответом Министерства финансов РФ от 31.08.2022 N 03-07-08/84851).
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-07-08/125424)До момента принятия ДНР в состав Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона) выполнение ООО строительно-монтажных работ на территории ДНР (в составе Украины) не являлось объектом налогообложения по НДС (ранее соответствующие разъяснения в адрес ООО направлялись ответом Министерства финансов РФ от 31.08.2022 N 03-07-08/84851).
Готовое решение: Как принять к учету импортный товар
(КонсультантПлюс, 2025)Импорт товаров как из стран, входящих в ЕАЭС (в том числе из Белоруссии и Казахстана), так и из стран, не входящих в ЕАЭС (в том числе из Узбекистана и Украины), в бухгалтерском и налоговом учете отражайте в общем порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Импорт товаров как из стран, входящих в ЕАЭС (в том числе из Белоруссии и Казахстана), так и из стран, не входящих в ЕАЭС (в том числе из Узбекистана и Украины), в бухгалтерском и налоговом учете отражайте в общем порядке.
Готовое решение: Какие специальные налоговые режимы применяют ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Спецрежим не могут применять иностранные граждане, кроме граждан стран - членов ЕАЭС и граждан Украины (ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Спецрежим не могут применять иностранные граждане, кроме граждан стран - членов ЕАЭС и граждан Украины (ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В качестве общих черт многих налоговых договоров, заключенных со странами - членами ЕС, следует указать установление ставок 0% по налогам, удерживаемым у источника, в отношении процентов и роялти. В качестве примеров можно привести Австрию, Великобританию, Венгрию, Германию, Данию, Ирландию, Исландию, Люксембург, Нидерланды, Финляндию, Францию и Швецию, Кипр. Со странами Восточной Европы предельные ставки по налогам у источника в отношении процентов и роялти устанавливаются нередко в размере 10%. В качестве примеров назовем Албанию, Беларусь, Македонию, Польшу, Словению, Украину, Хорватию, Югославию.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В качестве общих черт многих налоговых договоров, заключенных со странами - членами ЕС, следует указать установление ставок 0% по налогам, удерживаемым у источника, в отношении процентов и роялти. В качестве примеров можно привести Австрию, Великобританию, Венгрию, Германию, Данию, Ирландию, Исландию, Люксембург, Нидерланды, Финляндию, Францию и Швецию, Кипр. Со странами Восточной Европы предельные ставки по налогам у источника в отношении процентов и роялти устанавливаются нередко в размере 10%. В качестве примеров назовем Албанию, Беларусь, Македонию, Польшу, Словению, Украину, Хорватию, Югославию.
Статья: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Следует также заметить, что сегодня воспользоваться режимом УСН могут только микропредприятия и небольшая доля малых предприятий (с годовой выручкой до 200 млн руб.) [5]. На сегодняшний момент для крупного и среднего бизнеса созданы преференции и льготы, к которым доступ закрыт для других организаций. Введение единого налога с оборота и потребления (ЕНОП), как представляется, позволит в целом восстановить налоговую справедливость в отношении МСП, вывести многие из них из тени, ослабить налоговое давление как на МСП, так и на все предприятия. При этом он должен заменить УСН, НДФЛ, НДС, социальные налоги, налоги на имущество и прибыль организаций при общей ставке 6% с оборота (с учетом санкций и военной спецоперации можно и меньше на несколько лет). Предварительные расчеты были проведены. Вот это и будет действенная УСН, универсальная для всех субъектов деятельности, а стремительно развивающаяся цифровизация ей поможет. Похожий налог уже ввели на Украине в размере 2% с оборота <17>. Его могут применять как "упрощенцы", так и крупные предприятия. При этом сняты ограничения на виды деятельности, количество работников, а лимит доходов для его применения поднят до 10 млрд гривен (приблизительно 19 - 20 млрд руб.).
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Следует также заметить, что сегодня воспользоваться режимом УСН могут только микропредприятия и небольшая доля малых предприятий (с годовой выручкой до 200 млн руб.) [5]. На сегодняшний момент для крупного и среднего бизнеса созданы преференции и льготы, к которым доступ закрыт для других организаций. Введение единого налога с оборота и потребления (ЕНОП), как представляется, позволит в целом восстановить налоговую справедливость в отношении МСП, вывести многие из них из тени, ослабить налоговое давление как на МСП, так и на все предприятия. При этом он должен заменить УСН, НДФЛ, НДС, социальные налоги, налоги на имущество и прибыль организаций при общей ставке 6% с оборота (с учетом санкций и военной спецоперации можно и меньше на несколько лет). Предварительные расчеты были проведены. Вот это и будет действенная УСН, универсальная для всех субъектов деятельности, а стремительно развивающаяся цифровизация ей поможет. Похожий налог уже ввели на Украине в размере 2% с оборота <17>. Его могут применять как "упрощенцы", так и крупные предприятия. При этом сняты ограничения на виды деятельности, количество работников, а лимит доходов для его применения поднят до 10 млрд гривен (приблизительно 19 - 20 млрд руб.).
Вопрос: Какие существуют особенности уплаты таможенных платежей при импорте товаров из Украины?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При импорте товаров из Украины таможенные платежи (ввозная таможенная пошлина, таможенные сборы, НДС и акцизы) уплачиваются в полном объеме.
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При импорте товаров из Украины таможенные платежи (ввозная таможенная пошлина, таможенные сборы, НДС и акцизы) уплачиваются в полном объеме.
Вопрос: Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров в Азербайджан?
(Консультация эксперта, 2025)Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров на Украину?
(Консультация эксперта, 2025)Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров на Украину?
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)"...обществом представлен в налоговый орган полный пакет документов в обоснование применения налоговой ставки 0% по НДС в порядке ст. 165 НК РФ, а также с учетом положений ст. 171 НК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)"...обществом представлен в налоговый орган полный пакет документов в обоснование применения налоговой ставки 0% по НДС в порядке ст. 165 НК РФ, а также с учетом положений ст. 171 НК РФ.
Вопрос: Организация - резидент Киргизии приобрела у украинской организации товар (электронное оборудование) и без вывоза с территории Украины продала его российской организации. Доставку товара с территории Украины и таможенное декларирование будет осуществлять российская организация. Каков порядок налогообложения НДС?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация - резидент Киргизии приобрела у украинской организации товар (электронное оборудование) и без вывоза с территории Украины продала его российской организации. Доставку товара с территории Украины и таможенное декларирование будет осуществлять российская организация. Каков порядок налогообложения НДС?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация - резидент Киргизии приобрела у украинской организации товар (электронное оборудование) и без вывоза с территории Украины продала его российской организации. Доставку товара с территории Украины и таможенное декларирование будет осуществлять российская организация. Каков порядок налогообложения НДС?