Ндс субсидии лизинг
Подборка наиболее важных документов по запросу Ндс субсидии лизинг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения п. 2 ст. 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения п. 2 ст. 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество получило субсидию на возмещение потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости включения полученной субсидии в налоговую базу по НДС на основании п. 2 ст. 154, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. В дальнейшем налогоплательщик снова подал уточненную налоговую декларацию за тот же период, где также заявил НДС к возмещению. Инспекция отказала в возмещении по аналогичным основаниям. Налогоплательщик обратился в суд. Общество настаивало на том, что в рамках данного дела заявлено новое правовое основание о неправомерности придания закону, ухудшающему права налогоплательщика, обратной силы. Данный довод о неприменении или неправильном применении судами норм права при рассмотрении первого дела был отклонен судом, поскольку он не может быть положен в основу при повторной оценке одних и тех же фактических обстоятельств дела. Кроме того, суд отметил, что данный довод ранее приводился налогоплательщиком, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество получило субсидию на возмещение потерь в доходах при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости включения полученной субсидии в налоговую базу по НДС на основании п. 2 ст. 154, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. В дальнейшем налогоплательщик снова подал уточненную налоговую декларацию за тот же период, где также заявил НДС к возмещению. Инспекция отказала в возмещении по аналогичным основаниям. Налогоплательщик обратился в суд. Общество настаивало на том, что в рамках данного дела заявлено новое правовое основание о неправомерности придания закону, ухудшающему права налогоплательщика, обратной силы. Данный довод о неприменении или неправильном применении судами норм права при рассмотрении первого дела был отклонен судом, поскольку он не может быть положен в основу при повторной оценке одних и тех же фактических обстоятельств дела. Кроме того, суд отметил, что данный довод ранее приводился налогоплательщиком, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: НДС по договору лизинга у лизингодателя
(КонсультантПлюс, 2025)Вычет "входного" НДС по имуществу, приобретенному для передачи в лизинг, а также расходов, связанных с покупкой, заявляйте в общем порядке - при выполнении следующих условий (п. п. 1, 2 ст. 169, п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Вычет "входного" НДС по имуществу, приобретенному для передачи в лизинг, а также расходов, связанных с покупкой, заявляйте в общем порядке - при выполнении следующих условий (п. п. 1, 2 ст. 169, п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налогоплательщик оспорил конституционность части 6 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения пункта 2 статьи 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений пункта 2 статьи 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налогоплательщик оспорил конституционность части 6 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения пункта 2 статьи 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений пункта 2 статьи 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 08.04.2021 N 564
"О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения"13. Субсидия на возмещение затрат, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящих Правил, предоставляется на уплату первого платежа по договору финансовой аренды (лизинга). Размер субсидируемой части затрат инициатора совместного проекта на уплату первого платежа по договору финансовой аренды (лизинга) составляет не более 15 процентов стоимости предмета договора финансовой аренды (лизинга) (за вычетом налога на добавленную стоимость).
"О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения"13. Субсидия на возмещение затрат, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящих Правил, предоставляется на уплату первого платежа по договору финансовой аренды (лизинга). Размер субсидируемой части затрат инициатора совместного проекта на уплату первого платежа по договору финансовой аренды (лизинга) составляет не более 15 процентов стоимости предмета договора финансовой аренды (лизинга) (за вычетом налога на добавленную стоимость).
Статья: Технологический суверенитет - гарантия безопасности государства
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В качестве примеров можно привести: запрет на закупку иностранного программного обеспечения (ПО) для госсектора, а с 2025 г. - полный переход на российское ПО; ограничения на ввоз медицинского оборудования, что стимулировало локализацию производства томографов, аппаратов ИВЛ и иных; налоговые каникулы для IT-компаний с нулевым НДС, снижение страховых взносов; субсидии на НИОКР (до 80% затрат компенсирует государство); стимулирование импортозамещения - требование к иностранным компаниям передавать технологии или открывать производства, создание спецконтрактов; государственную поддержку стратегических отраслей, таких как микроэлектроника, фармацевтика; формирование внутреннего спроса за счет приоритета отечественных товаров в закупках для госсектора (Закон N 44-ФЗ) <18>; субсидирование спроса посредством реализации программы льготного лизинга для предприятий, закупающих российское оборудование; скидки населению на отечественную электронику; защиту интеллектуальной собственности - ограничение патентных прав иностранных компаний в критических отраслях; стимулирование отечественных патентов и др.
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В качестве примеров можно привести: запрет на закупку иностранного программного обеспечения (ПО) для госсектора, а с 2025 г. - полный переход на российское ПО; ограничения на ввоз медицинского оборудования, что стимулировало локализацию производства томографов, аппаратов ИВЛ и иных; налоговые каникулы для IT-компаний с нулевым НДС, снижение страховых взносов; субсидии на НИОКР (до 80% затрат компенсирует государство); стимулирование импортозамещения - требование к иностранным компаниям передавать технологии или открывать производства, создание спецконтрактов; государственную поддержку стратегических отраслей, таких как микроэлектроника, фармацевтика; формирование внутреннего спроса за счет приоритета отечественных товаров в закупках для госсектора (Закон N 44-ФЗ) <18>; субсидирование спроса посредством реализации программы льготного лизинга для предприятий, закупающих российское оборудование; скидки населению на отечественную электронику; защиту интеллектуальной собственности - ограничение патентных прав иностранных компаний в критических отраслях; стимулирование отечественных патентов и др.
Вопрос: О предложении по применению ставки НДС 0% в отношении услуг по предоставлению автомобилей в аренду (лизинг) физлицам, а также о ставке НДС 0% в отношении услуг лизинга гражданских воздушных судов.
(Письмо Минфина России от 17.02.2025 N 03-07-07/14082)В связи с этим принятие решения о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов на услуги по предоставлению автомобилей в аренду (лизинг) физическим лицам приведет к возмещению организациям, оказывающим данные услуги, сумм налога на добавленную стоимость из бюджета, которое по существу будет являться субсидированием указанных организаций из федерального бюджета на сумму налога на добавленную стоимость.
(Письмо Минфина России от 17.02.2025 N 03-07-07/14082)В связи с этим принятие решения о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов на услуги по предоставлению автомобилей в аренду (лизинг) физическим лицам приведет к возмещению организациям, оказывающим данные услуги, сумм налога на добавленную стоимость из бюджета, которое по существу будет являться субсидированием указанных организаций из федерального бюджета на сумму налога на добавленную стоимость.
Вопрос: Об НДС при приобретении, в том числе дочерними лизинговыми компаниями АО, товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и бюджетных инвестиций.
(Письмо Минфина России от 02.02.2024 N 03-07-11/8419)Вопрос: Об НДС при приобретении, в том числе дочерними лизинговыми компаниями АО, товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и бюджетных инвестиций.
(Письмо Минфина России от 02.02.2024 N 03-07-11/8419)Вопрос: Об НДС при приобретении, в том числе дочерними лизинговыми компаниями АО, товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и бюджетных инвестиций.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Позиция налогового органа, которую поддержал суд: если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом НДС, то суммы таких субсидий включаются в налоговую базу по НДС в налоговом периоде, в котором получены данные суммы субсидий (Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2021 N 306-ЭС21-2276 по делу N А65-365/2020).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Позиция налогового органа, которую поддержал суд: если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом НДС, то суммы таких субсидий включаются в налоговую базу по НДС в налоговом периоде, в котором получены данные суммы субсидий (Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2021 N 306-ЭС21-2276 по делу N А65-365/2020).
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"...в настоящее время Кодексом предусмотрено применение налогоплательщиками, в том числе региональными лизинговыми компаниями, вычетов сумм налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в случае, если документами об их предоставлении предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"...в настоящее время Кодексом предусмотрено применение налогоплательщиками, в том числе региональными лизинговыми компаниями, вычетов сумм налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в случае, если документами об их предоставлении предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией".
Статья: Субсидии: учет у плательщиков налога на прибыль
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)К примеру, лизинговая компания получила субсидию на возмещение скидки, предоставленной лизингополучателю по уплате авансового платежа по договору лизинга транспортных средств. Сумма субсидии - 1,2 млн руб. С этой субсидии она исчисляет НДС по расчетной ставке - 200 тыс. руб. (1,2 млн руб. x 20/120) <20>. В базу по налогу на прибыль лизингодатель включает 1,2 млн руб., а НДС (200 тыс. руб.) признает в расходах. Итого налогом на прибыль фактически облагается лишь 1 млн руб.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)К примеру, лизинговая компания получила субсидию на возмещение скидки, предоставленной лизингополучателю по уплате авансового платежа по договору лизинга транспортных средств. Сумма субсидии - 1,2 млн руб. С этой субсидии она исчисляет НДС по расчетной ставке - 200 тыс. руб. (1,2 млн руб. x 20/120) <20>. В базу по налогу на прибыль лизингодатель включает 1,2 млн руб., а НДС (200 тыс. руб.) признает в расходах. Итого налогом на прибыль фактически облагается лишь 1 млн руб.
Готовое решение: Как учитывать основные средства для целей налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Важно помнить, что суммы НДС и акцизов вы должны исключить из состава данных расходов (кроме случаев, предусмотренных в ст. ст. 170, 199 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно помнить, что суммы НДС и акцизов вы должны исключить из состава данных расходов (кроме случаев, предусмотренных в ст. ст. 170, 199 НК РФ).
Статья: Передача сведений в бюро кредитных историй лизинговыми компаниями. Методика ОЛА-БКИ-М1-2/2023 "Передача в бюро кредитных историй лизинговыми компаниями сведений о размере обязательств, задолженности и платежах по договорам лизинга" (версия 2.0)
("Официальный сайт Объединенной Лизинговой Ассоциации", 2023)2. В качестве задолженности (срочной, просроченной) по основному долгу <17> следует передавать задолженность по следующим видам платежей (с учетом НДС):
("Официальный сайт Объединенной Лизинговой Ассоциации", 2023)2. В качестве задолженности (срочной, просроченной) по основному долгу <17> следует передавать задолженность по следующим видам платежей (с учетом НДС):
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Позиция налогового органа, которую поддержал суд: если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом НДС, то суммы таких субсидий включаются в налоговую базу по НДС в налоговом периоде, в котором получены данные суммы субсидий (Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2021 N 306-ЭС21-2276 по делу N А65-365/2020).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Позиция налогового органа, которую поддержал суд: если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом НДС, то суммы таких субсидий включаются в налоговую базу по НДС в налоговом периоде, в котором получены данные суммы субсидий (Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2021 N 306-ЭС21-2276 по делу N А65-365/2020).
Готовое решение: Как указать сведения о единице измерения в счете-фактуре
(КонсультантПлюс, 2025)у работы или услуги нет единицы измерения, например по услугам лизинга (Письмо Минфина России от 10.02.2012 N 03-07-09/06 (п. 3)).
(КонсультантПлюс, 2025)у работы или услуги нет единицы измерения, например по услугам лизинга (Письмо Минфина России от 10.02.2012 N 03-07-09/06 (п. 3)).