НДС с аренды имущества находящегося в оперативном управлении
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС с аренды имущества находящегося в оперативном управлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 161 НК РФарендаторы государственного (муниципального) имущества, если оно закреплено за арендодателем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (НДС уплачивает арендодатель) >>>
Важнейшая практика по ст. 143 НК РФучреждения (кроме казенных) и унитарные предприятия, когда сдают в аренду имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендатор (субарендатор)В ситуации, когда арендодателем является казенное учреждение, передающее в аренду закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество, объекта налогообложения по НДС не возникает. Следовательно, при выплате учреждению дохода организация не исполняет обязанности налогового агента по НДС (Письма УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@, Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, от 26.01.2016 N 03-07-11/2939, от 28.04.2015 N 03-03-05/24417, ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2256@).
Путеводитель. Что учреждению нужно знать об НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Плательщиками НДС признаются бюджетные и автономные учреждения, если они предоставляют в аренду государственное (муниципальное) имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления. Арендаторы имущества не являются в таком случае плательщиками НДС. Учреждения уплачивают налог в общем порядке (Письма Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975, от 27.03.2012 N 03-07-11/86).
(КонсультантПлюс, 2025)Плательщиками НДС признаются бюджетные и автономные учреждения, если они предоставляют в аренду государственное (муниципальное) имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления. Арендаторы имущества не являются в таком случае плательщиками НДС. Учреждения уплачивают налог в общем порядке (Письма Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975, от 27.03.2012 N 03-07-11/86).
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"2. Как следует из жалобы, ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" полагает, что операции по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества должны облагаться налогом на добавленную стоимость только в случаях, когда имущество, которое орган государственной власти сдает в аренду, закреплено за ним на праве оперативного управления; в таких случаях в гражданских правоотношениях он будет одной из сторон договора аренды публичного имущества, а в налоговых правоотношениях - налогоплательщиком; при непосредственном же участии публичных образований в договорах аренды, когда органы государственной власти, наделенные правами юридического лица, действуют в качестве органов публичных собственников, налог на добавленную стоимость взиматься не должен.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"2. Как следует из жалобы, ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" полагает, что операции по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества должны облагаться налогом на добавленную стоимость только в случаях, когда имущество, которое орган государственной власти сдает в аренду, закреплено за ним на праве оперативного управления; в таких случаях в гражданских правоотношениях он будет одной из сторон договора аренды публичного имущества, а в налоговых правоотношениях - налогоплательщиком; при непосредственном же участии публичных образований в договорах аренды, когда органы государственной власти, наделенные правами юридического лица, действуют в качестве органов публичных собственников, налог на добавленную стоимость взиматься не должен.
<Письмо> ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@
"О порядке применения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 и пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"Учитывая изложенное, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
"О порядке применения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 и пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"Учитывая изложенное, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
Готовое решение: Как учреждению начислить или принять к вычету НДС при аренде
(КонсультантПлюс, 2025)У казенного учреждения услуги по сдаче в аренду имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, не являются объектом налогообложения по НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письма Минфина России от 30.11.2021 N 03-05-05-01/96823, ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
(КонсультантПлюс, 2025)У казенного учреждения услуги по сдаче в аренду имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, не являются объектом налогообложения по НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письма Минфина России от 30.11.2021 N 03-05-05-01/96823, ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
Последние изменения: Налоговый агент по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России высказался об НДС при предоставлении ГБУ в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России высказался об НДС при предоставлении ГБУ в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Вопрос: Об НДС при предоставлении ГБУ в аренду государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
(Письмо Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831)Вопрос: Об НДС при предоставлении ГБУ в аренду государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
(Письмо Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831)Вопрос: Об НДС при предоставлении ГБУ в аренду государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Готовое решение: По какому КВР и каким статьям аналитической группы подвида доходов бюджетов и КОСГУ отражаются операции по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы бюджетное (автономное) учреждение, и сдаете в аренду имущество, принадлежащее вам на праве оперативного управления, то плательщиками НДС будет являться ваше учреждение, а не арендаторы имущества (Письма Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы бюджетное (автономное) учреждение, и сдаете в аренду имущество, принадлежащее вам на праве оперативного управления, то плательщиками НДС будет являться ваше учреждение, а не арендаторы имущества (Письма Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Примечание. Если арендодателем является организация, у которой государственное имущество, являющееся предметом договора аренды, находится в хозяйственном ведении либо оперативном управлении, то у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Примечание. Если арендодателем является организация, у которой государственное имущество, являющееся предметом договора аренды, находится в хозяйственном ведении либо оперативном управлении, то у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Примечание. Если арендодателем является организация, у которой государственное имущество, являющееся предметом договора аренды, находится в хозяйственном ведении либо оперативном управлении, то у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Примечание. Если арендодателем является организация, у которой государственное имущество, являющееся предметом договора аренды, находится в хозяйственном ведении либо оперативном управлении, то у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель
(КонсультантПлюс, 2025)Разъяснено, что, если государственные унитарные предприятия или федеральные государственные учреждения (за исключением казенных) сдают в аренду федеральное имущество, переданное им в оперативное управление или хозяйственное ведение, НДС уплачивает арендодатель.
Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель
(КонсультантПлюс, 2025)Разъяснено, что, если государственные унитарные предприятия или федеральные государственные учреждения (за исключением казенных) сдают в аренду федеральное имущество, переданное им в оперативное управление или хозяйственное ведение, НДС уплачивает арендодатель.
Статья: Особенности определения базы по НДС налоговыми агентами
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного организации в хозяйственное ведение или оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС гл. 21 НК РФ не установлено. Плательщиком НДС в названных случаях является арендодатель имущества. Соответственно, арендатор налоговым агентом не признается - Письма Минфина России от 30.08.2019 N 03-07-14/67227, от 12.05.2017 N 03-07-14/28624, от 23.07.2012 N 03-07-15/87 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 19.10.2012 N ЕД-4-3/17737@).
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного организации в хозяйственное ведение или оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС гл. 21 НК РФ не установлено. Плательщиком НДС в названных случаях является арендодатель имущества. Соответственно, арендатор налоговым агентом не признается - Письма Минфина России от 30.08.2019 N 03-07-14/67227, от 12.05.2017 N 03-07-14/28624, от 23.07.2012 N 03-07-15/87 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 19.10.2012 N ЕД-4-3/17737@).
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Нами не найдены разъяснения или арбитражная практика по возврату имущества из оперативного управления НКО с неотделимыми улучшениями. Однако то, что передача арендатором результатов работ арендодателю, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, в виде неотделимых улучшений арендованного имущества является объектом обложения НДС, указано в п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", Постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 07.02.2019 N Ф04-6801/2018 по делу N А27-11064/2018, от 15.06.2017 N Ф04-1473/2017 по делу N А27-13190/2016, АС Уральского округа от 30.09.2021 N Ф09-7212/21 по делу N А76-10767/2020, АС Северо-Западного округа от 01.02.2018 N Ф07-16892/2017 по делу N А56-7434/2017, АС Московского округа от 08.06.2017 N Ф05-7768/2017 по делу N А40-167541/2016, а также в Письмах Минфина РФ от 07.12.2021 N 03-07-11/99211, от 23.11.2021 N 03-07-11/94566, от 17.11.2020 N 03-07-11/100059, от 30.01.2019 N 03-07-11/5280 и др.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Нами не найдены разъяснения или арбитражная практика по возврату имущества из оперативного управления НКО с неотделимыми улучшениями. Однако то, что передача арендатором результатов работ арендодателю, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, в виде неотделимых улучшений арендованного имущества является объектом обложения НДС, указано в п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", Постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 07.02.2019 N Ф04-6801/2018 по делу N А27-11064/2018, от 15.06.2017 N Ф04-1473/2017 по делу N А27-13190/2016, АС Уральского округа от 30.09.2021 N Ф09-7212/21 по делу N А76-10767/2020, АС Северо-Западного округа от 01.02.2018 N Ф07-16892/2017 по делу N А56-7434/2017, АС Московского округа от 08.06.2017 N Ф05-7768/2017 по делу N А40-167541/2016, а также в Письмах Минфина РФ от 07.12.2021 N 03-07-11/99211, от 23.11.2021 N 03-07-11/94566, от 17.11.2020 N 03-07-11/100059, от 30.01.2019 N 03-07-11/5280 и др.