НДС программное обеспечение
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС программное обеспечение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитывать продажу программного обеспечения без передачи исключительных прав на него
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как облагать НДС продажу программного обеспечения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как облагать НДС продажу программного обеспечения
Готовое решение: Меры налоговой поддержки для IT-компаний
(КонсультантПлюс, 2025)6. В каких случаях от НДС освобождается передача исключительных прав на программу для ЭВМ (базу данных) и прав на ее использование
(КонсультантПлюс, 2025)6. В каких случаях от НДС освобождается передача исключительных прав на программу для ЭВМ (базу данных) и прав на ее использование
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Правительство сохранит льготу по НДС для российских разработчиков программ, рассказало Минцифры (28.10.2025)
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
(ред. от 17.11.2025)2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
Типовая ситуация: Как учесть программное обеспечение, на которое есть исключительное право (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)НДС, предъявленный подрядчиком (исполнителем) по договору о создании ПО или по работам по обновлению ПО:
(Издательство "Главная книга", 2025)НДС, предъявленный подрядчиком (исполнителем) по договору о создании ПО или по работам по обновлению ПО:
Готовое решение: Методика ведения раздельного учета по НДС в учетной политике
(КонсультантПлюс, 2025)Операции по продаже программного обеспечения не облагаются НДС при одновременном выполнении условий, предусмотренных пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Операции по продаже программного обеспечения не облагаются НДС при одновременном выполнении условий, предусмотренных пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Вопрос: Об НДС при предоставлении неисключительных прав на программное обеспечение.
(Письма Минфина России от 03.12.2024 N 03-07-07/121478, от 14.09.2022 N 03-07-08/88900)Вопрос: Об НДС при предоставлении неисключительных прав на программное обеспечение.
(Письма Минфина России от 03.12.2024 N 03-07-07/121478, от 14.09.2022 N 03-07-08/88900)Вопрос: Об НДС при предоставлении неисключительных прав на программное обеспечение.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)7.11. В каких случаях реализация компьютерных программ
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)7.11. В каких случаях реализация компьютерных программ
Вопрос: Об НДС в отношении услуг по разработке программ для ЭВМ, оказываемых иностранной организации российской организацией, применяющей УСН и получившей доход за 2024 г. более 60 млн руб.
(Письмо Минфина России от 14.02.2025 N 03-07-08/14027)Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" начиная с 01.01.2025 организации и ИП, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС. При этом организации и ИП, чья сумма доходов за предыдущий год не превышает 60 млн руб., освобождаются от уплаты НДС (п. 1 ст. 2 указанного Закона).
(Письмо Минфина России от 14.02.2025 N 03-07-08/14027)Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" начиная с 01.01.2025 организации и ИП, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС. При этом организации и ИП, чья сумма доходов за предыдущий год не превышает 60 млн руб., освобождаются от уплаты НДС (п. 1 ст. 2 указанного Закона).
Вопрос: ООО на ОСН выполняет разработку НИОКР для учреждения и применяет льготу по НДС. Организация привлекает субподрядчика для разработки программного обеспечения для НИОКР - ИТ-организацию на ОСН. ПО не включено в реестры. Облагается ли НДС оказание услуги по разработке программного обеспечения?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ООО на ОСН выполняет разработку НИОКР для учреждения и применяет льготу по НДС согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом организация привлекает субподрядчика для разработки программного обеспечения для этого НИОКР - ИТ-организацию на ОСН. ПО не включено в реестры российского ПО и единый реестр результатов НИОКР военного, специального или двойного назначения. Облагается ли НДС оказание услуги по разработке программного обеспечения субподрядчиком, если это ПО нужно для НИОКР?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ООО на ОСН выполняет разработку НИОКР для учреждения и применяет льготу по НДС согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом организация привлекает субподрядчика для разработки программного обеспечения для этого НИОКР - ИТ-организацию на ОСН. ПО не включено в реестры российского ПО и единый реестр результатов НИОКР военного, специального или двойного назначения. Облагается ли НДС оказание услуги по разработке программного обеспечения субподрядчиком, если это ПО нужно для НИОКР?
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете казенного (бюджетного, автономного) учреждения субъекта РФ приобретение у коммерческой организации комплектующих для сборки компьютера? Компьютер собран собственными силами учреждения. У сторонней (коммерческой) организации одновременно приобретены по лицензионному договору неисключительные права пользования на программное обеспечение с последующей установкой. Установка входит в стоимость покупки программного обеспечения...
(Консультация эксперта, 2025)Договорная стоимость комплектующих равна 37 840 руб. (в том числе НДС). Программное обеспечение включено в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Его цена (вместе с установкой) - 11 000 руб. (НДС не предъявлен). Указанные закупки осуществлены по договорам, информация о которых не размещалась в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок.
(Консультация эксперта, 2025)Договорная стоимость комплектующих равна 37 840 руб. (в том числе НДС). Программное обеспечение включено в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Его цена (вместе с установкой) - 11 000 руб. (НДС не предъявлен). Указанные закупки осуществлены по договорам, информация о которых не размещалась в реестре контрактов ЕИС в сфере закупок.
Статья: Правовые стимулы и правовые ограничения как инструменты импортозамещения
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
Статья: Соотношение цены договора и НДС: новая постановка старой проблемы
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2025, N 5)Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2021 года было отменено освобождение от НДС при реализации прав на программное обеспечение, не включенное в реестр российских программ.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2025, N 5)Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2021 года было отменено освобождение от НДС при реализации прав на программное обеспечение, не включенное в реестр российских программ.