Ндс при заключении контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Ндс при заключении контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 709 ГК РФЦену контракта можно уменьшить на сумму НДС, если в нем указана цена с НДС и оговорено, что при заключении контракта с подрядчиком на УСН она не содержит НДС >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 173 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию прокуратуры неправомерной, применение подрядчиком специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать твердую цену контракта на сумму НДС при его заключении и исполнении.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию прокуратуры неправомерной, применение подрядчиком специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать твердую цену контракта на сумму НДС при его заключении и исполнении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как указать НДС в государственном или муниципальном контракте
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как указать НДС на этапах заключения и исполнения контракта
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как указать НДС на этапах заключения и исполнения контракта
Вопрос: О ставке НДС при заключении государственного (муниципального) контракта в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 07.02.2025 N 24-06-07/10915)Вопрос: О ставке НДС при заключении государственного (муниципального) контракта в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 07.02.2025 N 24-06-07/10915)Вопрос: О ставке НДС при заключении государственного (муниципального) контракта в сфере закупок.
Нормативные акты
Обзор: "Основные изменения в госзакупках в 2024 году"
(КонсультантПлюс, 2024)- 5 тыс. руб. без НДС - если контракт заключают с СМСП или самозанятым при проведении закупки на общих основаниях;
(КонсультантПлюс, 2024)- 5 тыс. руб. без НДС - если контракт заключают с СМСП или самозанятым при проведении закупки на общих основаниях;
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ предусмотреть в проекте контракта положение о том, что цена включает НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик установил в проекте контракта условие о том, что в стоимость работ включен НДС. Условия заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим, предусмотрены не были.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ предусмотреть в проекте контракта положение о том, что цена включает НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик установил в проекте контракта условие о том, что в стоимость работ включен НДС. Условия заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим, предусмотрены не были.
Статья: Исполнитель госконтракта - "упрощенец"
(Кацман А.А.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)Таким образом, если в закупке победил участник, применяющий УСН, и в контракте установлено условие о том, что в этом случае цена контракта не облагается НДС, контракт заключается по цене, которую предложил данный участник в своей заявке, без уменьшения ее на размер НДС.
(Кацман А.А.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)Таким образом, если в закупке победил участник, применяющий УСН, и в контракте установлено условие о том, что в этом случае цена контракта не облагается НДС, контракт заключается по цене, которую предложил данный участник в своей заявке, без уменьшения ее на размер НДС.
Вопрос: О применении расчетной ставки НДС при передаче прав, связанных с заключением контракта, если цена договора сформирована без НДС.
(Письмо Минфина России от 25.09.2023 N 03-07-11/90936)Вопрос: О применении расчетной ставки НДС при передаче прав, связанных с заключением контракта, если цена договора сформирована без НДС.
(Письмо Минфина России от 25.09.2023 N 03-07-11/90936)Вопрос: О применении расчетной ставки НДС при передаче прав, связанных с заключением контракта, если цена договора сформирована без НДС.
Статья: К вопросу об учете НДС в цене государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемого в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Следует отметить, что если контракт изначально заключен с НДС, но впоследствии стороны заменили его различными коэффициентами, то усматривается нецелевое использование бюджетных средств или нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выражающееся в отсутствии документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Следует отметить, что если контракт изначально заключен с НДС, но впоследствии стороны заменили его различными коэффициентами, то усматривается нецелевое использование бюджетных средств или нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выражающееся в отсутствии документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Вопрос: Об НДС при реализации на аукционе прав на заключение контракта на оказание услуг по банковскому сопровождению договора строительного подряда, заключенного между регоператором и подрядной организацией.
(Письмо Минфина России от 02.06.2025 N 03-07-11/53858)Вопрос: Согласно ст. 178 Жилищного кодекса РФ создана некоммерческая организация (далее - Фонд, региональный оператор), являющаяся региональным оператором, целью которой согласно уставу является осуществление общественно полезной деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
(Письмо Минфина России от 02.06.2025 N 03-07-11/53858)Вопрос: Согласно ст. 178 Жилищного кодекса РФ создана некоммерческая организация (далее - Фонд, региональный оператор), являющаяся региональным оператором, целью которой согласно уставу является осуществление общественно полезной деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Готовое решение: Как направить заказчику протокол разногласий к государственному контракту
(КонсультантПлюс, 2025)Также при необходимости изменить информацию об НДС учитывайте общие правила указания НДС, которые необходимо соблюдать при заключении контракта. Они применяются в том числе и к составлению протокола разногласий, поскольку это является одним из этапов заключения контракта (п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Также при необходимости изменить информацию об НДС учитывайте общие правила указания НДС, которые необходимо соблюдать при заключении контракта. Они применяются в том числе и к составлению протокола разногласий, поскольку это является одним из этапов заключения контракта (п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Не уменьшайте цену государственного контракта на сумму НДС, когда заключаете его с участником, который применяет УСН и освобожден от уплаты такого налога (Письма Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-07/44615, от 10.06.2024 N 24-08-08/53524, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 15.08.2022 N 03-07-11/79299, от 12.05.2020 N 24-01-08/38165, Информационное письмо Минфина России от 15.05.2019 N 24-01-07/34829). Цена контракта не меняется и в ситуации, когда у лица на УСН возникнет обязанность уплатить НДС (Письма Минфина России от 16.01.2025 N 03-07-11/2688, от 20.11.2024 N 03-07-11/115183).
(КонсультантПлюс, 2025)Не уменьшайте цену государственного контракта на сумму НДС, когда заключаете его с участником, который применяет УСН и освобожден от уплаты такого налога (Письма Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-07/44615, от 10.06.2024 N 24-08-08/53524, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 15.08.2022 N 03-07-11/79299, от 12.05.2020 N 24-01-08/38165, Информационное письмо Минфина России от 15.05.2019 N 24-01-07/34829). Цена контракта не меняется и в ситуации, когда у лица на УСН возникнет обязанность уплатить НДС (Письма Минфина России от 16.01.2025 N 03-07-11/2688, от 20.11.2024 N 03-07-11/115183).