НДС при аренде муниципального имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС при аренде муниципального имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 161 НК РФсубарендаторы государственного (муниципального) имущества (НДС уплачивают арендаторы указанного имущества) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возврате НДС в связи с нарушением срока подачи заявления. Переплата образовалась в результате уплаты обществом агентского НДС при аренде муниципального имущества в период с подачи заявления о выкупе арендуемого нежилого помещения до заключения договора купли-продажи на основании решения суда. Общество обосновало пропуск срока тем, что о наличии переплаты узнало только после вынесения судом решения, в котором поведение органа местного самоуправления было признано противоправным в связи с несвоевременной реализацией преимущественного права общества на выкуп объекта недвижимости и незаключением договора купли-продажи в срок, что привело к возникновению у общества убытков в виде расходов на уплату арендных платежей и НДС. Суд отказал в удовлетворении требований общества, указав, что общество могло требовать возмещения убытков в части уплаченного НДС от органа местного самоуправления, поскольку спорный НДС являлся составной частью платы по договору аренды.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возврате НДС в связи с нарушением срока подачи заявления. Переплата образовалась в результате уплаты обществом агентского НДС при аренде муниципального имущества в период с подачи заявления о выкупе арендуемого нежилого помещения до заключения договора купли-продажи на основании решения суда. Общество обосновало пропуск срока тем, что о наличии переплаты узнало только после вынесения судом решения, в котором поведение органа местного самоуправления было признано противоправным в связи с несвоевременной реализацией преимущественного права общества на выкуп объекта недвижимости и незаключением договора купли-продажи в срок, что привело к возникновению у общества убытков в виде расходов на уплату арендных платежей и НДС. Суд отказал в удовлетворении требований общества, указав, что общество могло требовать возмещения убытков в части уплаченного НДС от органа местного самоуправления, поскольку спорный НДС являлся составной частью платы по договору аренды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендатор (субарендатор)Арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является государственный орган или орган местного самоуправления, предоставляющий в аренду имущество казны. В связи с чем он обязан исчислить, удержать из арендной платы, уплачиваемой такому арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931). Исчисленную сумму НДС арендатор имеет право принять к вычету в том же налоговом периоде, в котором она исчислена. Это возможно при условии, что арендуемая недвижимость используется в облагаемых НДС операциях. НДС принимается к вычету на основании документов, подтверждающих исчисление сумм налога. Таким документом является, например, правильно составленный организацией счет-фактура (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, имущества, находящегося в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
(ред. от 17.11.2025)3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, имущества, находящегося в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Вопрос: Как в бухгалтерском учете отражаются расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента (счет 76-НА)?
(Консультация эксперта, 2025)Учет расчетов по НДС при аренде государственного и муниципального имущества
(Консультация эксперта, 2025)Учет расчетов по НДС при аренде государственного и муниципального имущества
Вопрос: Департамент имущества по решению суда будет взыскивать с организации денежные средства за аренду муниципального имущества. Надо ли начислить НДС на сумму долга (аренды) и уплатить его в бюджет?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Департамент имущества по решению суда будет взыскивать с организации денежные средства за аренду муниципального имущества.
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Департамент имущества по решению суда будет взыскивать с организации денежные средства за аренду муниципального имущества.
Статья: Особенности определения базы по НДС налоговыми агентами
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)Вопрос: По какой ставке рассчитывает НДС арендатор государственного (муниципального) имущества?
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 1)Вопрос: По какой ставке рассчитывает НДС арендатор государственного (муниципального) имущества?
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налоговый орган установил, что администрацией муниципального образования с операции по передаче в аренду муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не исчислен и не перечислен в бюджет НДС. По мнению налогоплательщика, так как передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и на основании статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Суд пришел к выводу о наличии обязанности по исчислению и уплате НДС в силу пункта 3 статьи 161 НК РФ, поскольку при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению НДС в данном случае возложена на налогоплательщика как лицо, реализующее имущество.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налоговый орган установил, что администрацией муниципального образования с операции по передаче в аренду муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не исчислен и не перечислен в бюджет НДС. По мнению налогоплательщика, так как передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и на основании статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Суд пришел к выводу о наличии обязанности по исчислению и уплате НДС в силу пункта 3 статьи 161 НК РФ, поскольку при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению НДС в данном случае возложена на налогоплательщика как лицо, реализующее имущество.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.
Готовое решение: Как учреждению-арендатору отразить в учете операции по аренде земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)2. Облагается ли НДС аренда земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности
(КонсультантПлюс, 2025)2. Облагается ли НДС аренда земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности
Готовое решение: Как учреждению начислить или принять к вычету НДС при аренде
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для государственных (муниципальных) органов иной порядок: передача в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, облагается НДС, а арендатор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом. Если же арендатор такого имущества - физлицо без статуса ИП (в том числе применяющее специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход), то государственный (муниципальный) орган сам исчисляет и уплачивает НДС в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, от 03.12.2020 N 03-07-11/105590, от 21.10.2019 N 03-07-11/80520, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для государственных (муниципальных) органов иной порядок: передача в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, облагается НДС, а арендатор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом. Если же арендатор такого имущества - физлицо без статуса ИП (в том числе применяющее специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход), то государственный (муниципальный) орган сам исчисляет и уплачивает НДС в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, от 03.12.2020 N 03-07-11/105590, от 21.10.2019 N 03-07-11/80520, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС2.1. Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель?
Корреспонденция счетов: Как в учете казенного учреждения отразить доходы от сдачи в аренду коммерческой организации части здания, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления? Объекты учета, возникающие по договору аренды, классифицируются как объекты учета операционной аренды. Согласно договору аренды расходы по оплате энергетических ресурсов (электроэнергии, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения) несет арендодатель...
(Консультация эксперта, 2025)Оказание казенным учреждением услуг не признается объектом налогообложения по НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, при оказании услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества казенное учреждение не предъявит сумму НДС арендатору. Сумма НДС, предъявленная казенному учреждению поставщиком энергетических ресурсов, учитывается в их стоимости (пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Оказание казенным учреждением услуг не признается объектом налогообложения по НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, при оказании услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества казенное учреждение не предъявит сумму НДС арендатору. Сумма НДС, предъявленная казенному учреждению поставщиком энергетических ресурсов, учитывается в их стоимости (пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).