НДС от спецрежимника
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС от спецрежимника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Расчеты по предъявленным суммам НДС при переходе на (со) специальные(ых) налоговые(ых) режимы(ов) >>>
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В антимонопольный орган поступила жалоба от общества на положения закупочной документации, в которой определено, что в случае, если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, то для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В антимонопольный орган поступила жалоба от общества на положения закупочной документации, в которой определено, что в случае, если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, то для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
Федеральный закон от 25.02.2022 N 17-ФЗ
(ред. от 29.11.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"6. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), и налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации.
(ред. от 29.11.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"6. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), и налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья: К вопросу об учете НДС в цене государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемого в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, специальный налоговый режим, контрактная система, государственный (муниципальный) контракт, органы государственного финансового контроля.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, специальный налоговый режим, контрактная система, государственный (муниципальный) контракт, органы государственного финансового контроля.
Готовое решение: Налоговая реконструкция
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган доказал получение необоснованной налоговой выгоды при применении схемы дробления бизнеса, налоговую реконструкцию проведут так, как будто налогоплательщик не допускал нарушений. То есть налоговый орган должен рассчитать доначисления по налогам на ОСН с учетом соответствующих расходов, налоговых вычетов по НДС и налогов, уплаченных в рамках специальных налоговых режимов. Налоговый орган проведет налоговую реконструкцию на основании имеющихся сведений и документов, а также при содействии самого налогоплательщика (п. 28 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@). В частности, налогоплательщик может представить дополнительные документы или дать соответствующие пояснения.
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган доказал получение необоснованной налоговой выгоды при применении схемы дробления бизнеса, налоговую реконструкцию проведут так, как будто налогоплательщик не допускал нарушений. То есть налоговый орган должен рассчитать доначисления по налогам на ОСН с учетом соответствующих расходов, налоговых вычетов по НДС и налогов, уплаченных в рамках специальных налоговых режимов. Налоговый орган проведет налоговую реконструкцию на основании имеющихся сведений и документов, а также при содействии самого налогоплательщика (п. 28 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@). В частности, налогоплательщик может представить дополнительные документы или дать соответствующие пояснения.
Готовое решение: НДС в платежном поручении
(КонсультантПлюс, 2025)продавец не является плательщиком НДС, в том числе из-за применения специальных налоговых режимов, или освобожден от уплаты налога по ст. ст. 145, 145.1, 145.2 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)продавец не является плательщиком НДС, в том числе из-за применения специальных налоговых режимов, или освобожден от уплаты налога по ст. ст. 145, 145.1, 145.2 НК РФ.
Статья: С общей системы налогообложения на УСНО: о восстановлении НДС
(Сенин Т.К.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)При смене традиционной системы налогообложения на специальный налоговый режим у налогоплательщика возникает обязанность восстановления НДС. О том, как это сделать (в частности, при переходе на "упрощенку"), читайте далее.
(Сенин Т.К.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)При смене традиционной системы налогообложения на специальный налоговый режим у налогоплательщика возникает обязанность восстановления НДС. О том, как это сделать (в частности, при переходе на "упрощенку"), читайте далее.
Статья: Налоговое регулирование малого и среднего предпринимательства: опыт применения упрощенной системы налогообложения
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<4> Давлетшин Т.Г. Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. N 2 (794). С. 380 - 395.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<4> Давлетшин Т.Г. Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. N 2 (794). С. 380 - 395.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Одним из критериев оценки заявок является "начальная (стартовая) цена договора на выполнение работ, оказание услуг". При этом закупочной документацией определено, что в случае, если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений по критерию "Цена товаров/выполнения работ/оказания услуг" осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Одним из критериев оценки заявок является "начальная (стартовая) цена договора на выполнение работ, оказание услуг". При этом закупочной документацией определено, что в случае, если в запросе предложений принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений по критерию "Цена товаров/выполнения работ/оказания услуг" осуществляется по цене с учетом НДС. Договор по результатам запроса предложений заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)3) лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС из-за применения специальных налоговых режимов, в том числе:
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)3) лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС из-за применения специальных налоговых режимов, в том числе:
Статья: Реформирование системы налогов: от специальных налоговых режимов к общей системе налогообложения
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Так, В.Г. Пансков [1], М.Р. Пинская [2], Т.Г. Давлетшин <1>, В.И. Насырова <2>, Н.С. Милоголов [3], Е.В. Соколовская [4] приходят к выводу о том, что СНР в том виде, в котором они функционируют в настоящее время, не способствуют развитию малого предпринимательства, требуются меры, направленные на кардинальную перестройку действующих специальных налоговых режимов. Если в [1 - 4] предложения касаются признания налогоплательщиков, применяющих СНР, плательщиками НДС и некоторых небольших усовершенствований, В.И. Насырова <3> приходит к выводу о том, что целевая направленность упрощенной системы налогообложения на стимулирование малого бизнеса, особенно в сфере промышленного производства, прослеживается недостаточно четко, указывает на необходимость полного отказа от СНР, замену их системой льгот для малого бизнеса, однако детали предложенных мер в статье не рассматриваются. Автором <4> обосновывается, что простое включение налогоплательщиков, применяющих СНР, в оборот НДС не решает проблемы налогообложения малого бизнеса, необходимы кардинальные меры: реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы. Ставится вопрос о введении в НК РФ упрощенного порядка налогообложения НДС микробизнеса, вплоть до реального освобождения для самых малых. Концепция вовлечения в оборот НДС малого бизнеса, предложенная автором, предусматривает введение упрощенного порядка обложения НДС путем установления эффективной (расчетной) ставки НДС, при этом налоговая база - доход предпринимателя, ставка налога расчетная, в зависимости от вида деятельности. Нововведение приводит к стиранию барьера между ОСНО и УСН (и ЕСХН), обусловленного п. 5 ст. 173 НК РФ, вводящего де-факто налог с оборота вместо НДС, способствует широкому применению ОСНО малыми предпринимателями в производственной сфере.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Так, В.Г. Пансков [1], М.Р. Пинская [2], Т.Г. Давлетшин <1>, В.И. Насырова <2>, Н.С. Милоголов [3], Е.В. Соколовская [4] приходят к выводу о том, что СНР в том виде, в котором они функционируют в настоящее время, не способствуют развитию малого предпринимательства, требуются меры, направленные на кардинальную перестройку действующих специальных налоговых режимов. Если в [1 - 4] предложения касаются признания налогоплательщиков, применяющих СНР, плательщиками НДС и некоторых небольших усовершенствований, В.И. Насырова <3> приходит к выводу о том, что целевая направленность упрощенной системы налогообложения на стимулирование малого бизнеса, особенно в сфере промышленного производства, прослеживается недостаточно четко, указывает на необходимость полного отказа от СНР, замену их системой льгот для малого бизнеса, однако детали предложенных мер в статье не рассматриваются. Автором <4> обосновывается, что простое включение налогоплательщиков, применяющих СНР, в оборот НДС не решает проблемы налогообложения малого бизнеса, необходимы кардинальные меры: реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы. Ставится вопрос о введении в НК РФ упрощенного порядка налогообложения НДС микробизнеса, вплоть до реального освобождения для самых малых. Концепция вовлечения в оборот НДС малого бизнеса, предложенная автором, предусматривает введение упрощенного порядка обложения НДС путем установления эффективной (расчетной) ставки НДС, при этом налоговая база - доход предпринимателя, ставка налога расчетная, в зависимости от вида деятельности. Нововведение приводит к стиранию барьера между ОСНО и УСН (и ЕСХН), обусловленного п. 5 ст. 173 НК РФ, вводящего де-факто налог с оборота вместо НДС, способствует широкому применению ОСНО малыми предпринимателями в производственной сфере.
Статья: О необходимости реформирования налогообложения малого и среднего предпринимательства
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)<3> Давлетшин Т.Г. Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. N 2 (794). С. 380 - 395.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)<3> Давлетшин Т.Г. Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. N 2 (794). С. 380 - 395.
Готовое решение: Как выставлять УПД в электронной форме
(КонсультантПлюс, 2025)комиссионер (агент) реализует товар комитента (принципала), который применяет освобождение от НДС либо специальный налоговый режим (кроме ЕСХН);
(КонсультантПлюс, 2025)комиссионер (агент) реализует товар комитента (принципала), который применяет освобождение от НДС либо специальный налоговый режим (кроме ЕСХН);