НДС налоговый агент аренда
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС налоговый агент аренда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, общество как налоговый агент неправомерно не удержало НДС при сдаче в аренду и продаже объектов недвижимости на территории РФ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, общество как налоговый агент неправомерно не удержало НДС при сдаче в аренду и продаже объектов недвижимости на территории РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налоговый агент по НДС: случаи, расчет, уплата, вычет
(Издательство "Главная книга", 2025)Аренда муниципального или госимущества у органа власти, например у комитета по управлению имуществом: арендатор считает налог по ставке 20/120 с арендной платы, включающей НДС, и удерживает из каждого платежа арендодателю. При аренде у МУП, ГУП налог удерживать не надо (Письмо Минфина от 11.07.2017 N 03-07-11/43774).
(Издательство "Главная книга", 2025)Аренда муниципального или госимущества у органа власти, например у комитета по управлению имуществом: арендатор считает налог по ставке 20/120 с арендной платы, включающей НДС, и удерживает из каждого платежа арендодателю. При аренде у МУП, ГУП налог удерживать не надо (Письмо Минфина от 11.07.2017 N 03-07-11/43774).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, имущества, находящегося в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
(ред. от 17.11.2025)3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, имущества, находящегося в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Готовое решение: Как налоговому агенту рассчитать и уплатить НДС при сделках с нерезидентами
(КонсультантПлюс, 2025)Как исчислить и уплатить НДС налоговому агенту при аренде имущества у иностранной компании
(КонсультантПлюс, 2025)Как исчислить и уплатить НДС налоговому агенту при аренде имущества у иностранной компании
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Поскольку расходы по аренде имущества включены в перечень расходов по п. 1 ст. 346.16 НК РФ, то сумма НДС, удержанная налоговым агентом - арендатором из доходов арендодателя и перечисленная в бюджет, включается в расходы на основании подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Поскольку расходы по аренде имущества включены в перечень расходов по п. 1 ст. 346.16 НК РФ, то сумма НДС, удержанная налоговым агентом - арендатором из доходов арендодателя и перечисленная в бюджет, включается в расходы на основании подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Поскольку расходы по аренде имущества включены в перечень расходов по п. 1 ст. 346.16 НК РФ, то сумма НДС, удержанная налоговым агентом - арендатором из доходов арендодателя и перечисленная в бюджет, включается в расходы на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Поскольку расходы по аренде имущества включены в перечень расходов по п. 1 ст. 346.16 НК РФ, то сумма НДС, удержанная налоговым агентом - арендатором из доходов арендодателя и перечисленная в бюджет, включается в расходы на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Типовая ситуация: Когда и как платить и учитывать НДС при аренде государственного или муниципального имущества (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Вы становитесь налоговым агентом по НДС, только если арендодателем является орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления или орган публичной власти федеральной территории "Сириус", который предоставляет в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную казну РФ, субъекта РФ, федеральной территории "Сириус" или муниципальную казну (например, Комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом). В таком случае вы должны сами исчислить налог, удержать его из арендной платы за имущество (кроме земельных участков) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина от 30.11.2021 N 03-05-05-01/96823, от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975, ФНС от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@). Обязанности налогового агента сохраняются, в том числе когда имущество предоставлено в аренду (пользование) на безвозмездной основе (Письмо Минфина от 23.10.2023 N 03-07-11/100330).
(Издательство "Главная книга", 2025)Вы становитесь налоговым агентом по НДС, только если арендодателем является орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления или орган публичной власти федеральной территории "Сириус", который предоставляет в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную казну РФ, субъекта РФ, федеральной территории "Сириус" или муниципальную казну (например, Комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом). В таком случае вы должны сами исчислить налог, удержать его из арендной платы за имущество (кроме земельных участков) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина от 30.11.2021 N 03-05-05-01/96823, от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975, ФНС от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@). Обязанности налогового агента сохраняются, в том числе когда имущество предоставлено в аренду (пользование) на безвозмездной основе (Письмо Минфина от 23.10.2023 N 03-07-11/100330).
Вопрос: О цене госконтракта, а также об НДС при реализации с 01.01.2025 товаров (работ, услуг) в рамках госконтракта организациями или ИП, применяющими УСН.
(Письмо Минфина России от 31.03.2025 N 03-07-11/31394)Вопрос: В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду имущества, числящегося в составе казны публично-правового образования, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами (арендаторами) как сумма арендной платы с учетом налога.
(Письмо Минфина России от 31.03.2025 N 03-07-11/31394)Вопрос: В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду имущества, числящегося в составе казны публично-правового образования, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами (арендаторами) как сумма арендной платы с учетом налога.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС2.1. Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель?
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Применительно к НДС важно отличать аренду от иных сделок. Например, у арендаторов не возникает обязанностей налоговых агентов по НДС в случаях:
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Применительно к НДС важно отличать аренду от иных сделок. Например, у арендаторов не возникает обязанностей налоговых агентов по НДС в случаях:
Готовое решение: Как налоговому агенту рассчитать НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли покупатель (арендатор) - налоговый агент уплатить НДС в бюджет при отсутствии перечисления оплаты контрагенту
(КонсультантПлюс, 2025)Обязан ли покупатель (арендатор) - налоговый агент уплатить НДС в бюджет при отсутствии перечисления оплаты контрагенту