НДС it 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС it 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- установление пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) для организаций в области информационных технологий (с 2021 года) и электроники (на три года по 31.12.2024);
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- установление пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) для организаций в области информационных технологий (с 2021 года) и электроники (на три года по 31.12.2024);
Статья: Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<6> Так, например, в п. 7 письма от 18 декабря 2020 г. N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли" Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) указано, что с 1 января 2021 г. необходимым условием для применения налогоплательщиком освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) является включение программы для электронных вычислительных машин и базы данных в Реестр российских программ (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<6> Так, например, в п. 7 письма от 18 декабря 2020 г. N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли" Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) указано, что с 1 января 2021 г. необходимым условием для применения налогоплательщиком освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) является включение программы для электронных вычислительных машин и базы данных в Реестр российских программ (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)В 2021 - 2022 годах в целях поддержки операционной деятельности и/или инвестиционной активности налогоплательщиков в ряде отраслей ("общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника") были введены налоговые льготы, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.
(разработаны Минфином России)В 2021 - 2022 годах в целях поддержки операционной деятельности и/или инвестиционной активности налогоплательщиков в ряде отраслей ("общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника") были введены налоговые льготы, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)В 2021 - 2022 годах в целях поддержки операционной деятельности и/или инвестиционной активности налогоплательщиков в ряде отраслей ("общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника") были введены налоговые льготы, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.
(разработаны Минфином России)В 2021 - 2022 годах в целях поддержки операционной деятельности и/или инвестиционной активности налогоплательщиков в ряде отраслей ("общественное питание", "туризм", "информационные технологии", "радиоэлектроника") были введены налоговые льготы, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций и страховым взносам.
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<37> Кныш Р.Д. Закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли - льготы или привилегии? // Финансовое право. 2021. N 2. С. 36 - 41.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<37> Кныш Р.Д. Закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли - льготы или привилегии? // Финансовое право. 2021. N 2. С. 36 - 41.
Статья: Цифровые налоги или новая архитектура международного налогообложения?
(Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)В Основных направлениях бюджетной, налоговой и тарифной политики на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. <28> появилось предложение ввести цифровой налог - налог на цифровые услуги <29>. Пока этот налог не введен, но он уже включен во второй пакет мер поддержки IT-отрасли <30>.
(Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)В Основных направлениях бюджетной, налоговой и тарифной политики на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. <28> появилось предложение ввести цифровой налог - налог на цифровые услуги <29>. Пока этот налог не введен, но он уже включен во второй пакет мер поддержки IT-отрасли <30>.
Вопрос: Об НДС при передаче в составе программно-аппаратного комплекса прав на программное обеспечение, включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
(Письмо Минфина России от 27.06.2023 N 03-07-07/59422)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является разработчиком платформы по повышению осведомленности пользователей в области информационной безопасности (запись в реестре произведена на основании Приказа Минцифры России от 21.07.2021 N 750), а также состоит в реестре аккредитованных ИТ-организаций.
(Письмо Минфина России от 27.06.2023 N 03-07-07/59422)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является разработчиком платформы по повышению осведомленности пользователей в области информационной безопасности (запись в реестре произведена на основании Приказа Минцифры России от 21.07.2021 N 750), а также состоит в реестре аккредитованных ИТ-организаций.
Статья: Налоговые риски IT-компаний после отмены моратория: спорные вопросы применения льгот
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Постановление АС Поволжского округа от 23.01.2024 по делу N А57-25445/2021
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Постановление АС Поволжского округа от 23.01.2024 по делу N А57-25445/2021
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при прощении иностранной организацией долга организации за оказанные ей IT-услуги (услуги в электронной форме).
(Письмо Минфина России от 10.09.2024 N 03-07-08/85860)Вопрос: Между ООО, зарегистрированным в РФ, и иностранной организацией, резидентом Германии, заключен контракт на оказание IT-услуг (услуги в электронной форме). По данному контракту числится кредиторская задолженность. По условиям контракта стоимость услуг за месяц указана в евро без НДС. Также в контракте есть пункт о том, что сумма НДС исчисляется и уплачивается в соответствии со ст. 174.2 НК РФ. Счета и акты оказанных услуг составлены с учетом НДС.
(Письмо Минфина России от 10.09.2024 N 03-07-08/85860)Вопрос: Между ООО, зарегистрированным в РФ, и иностранной организацией, резидентом Германии, заключен контракт на оказание IT-услуг (услуги в электронной форме). По данному контракту числится кредиторская задолженность. По условиям контракта стоимость услуг за месяц указана в евро без НДС. Также в контракте есть пункт о том, что сумма НДС исчисляется и уплачивается в соответствии со ст. 174.2 НК РФ. Счета и акты оказанных услуг составлены с учетом НДС.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Еще одна проблема заключается в том, что Правительство Российской Федерации продолжает рассматривать пенсионную систему как бюджетную, а не социально-страховую. Такое "стимулирование" экономического развития явно осуществляется в парадигме налоговой, а не пенсионной политики. Об этом свидетельствует тот факт, что решение о снижении ставки страховых взносов для IT-компаний до 7,6% принималось одновременно с решением о снижении для них ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 3%.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Еще одна проблема заключается в том, что Правительство Российской Федерации продолжает рассматривать пенсионную систему как бюджетную, а не социально-страховую. Такое "стимулирование" экономического развития явно осуществляется в парадигме налоговой, а не пенсионной политики. Об этом свидетельствует тот факт, что решение о снижении ставки страховых взносов для IT-компаний до 7,6% принималось одновременно с решением о снижении для них ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 3%.
Статья: Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)<4> АИС "Налог-3". URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/ (дата обращения: 03.10.2021).
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)<4> АИС "Налог-3". URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/ (дата обращения: 03.10.2021).
Статья: Блокчейн в налоговом администрировании: возможности, риски, перспективы
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)При внедрении блокчейна в налоговую сферу важно учитывать и опыт других государств, в первую очередь государств - членов ЕАЭС. Так, в 2021 году в Республике Казахстан начинается внедрение блокчейна в налоговую сферу. Это позволит формировать децентрализованную базу данных, оперативно отслеживать цепочки финансовых транзакций налогоплательщиков и гарантированно осуществлять возмещение им НДС. А понятие блокчейна установлено в Законе Республики Казахстан "Об информатизации" <12>: это информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая неизменность информации в распределенной платформе данных, на базе цепочки взаимосвязанных блоков данных, заданных алгоритмов подтверждения целостности и средств шифрования. В налоговой сфере функционирует информационная система "НДС Blockchain".
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)При внедрении блокчейна в налоговую сферу важно учитывать и опыт других государств, в первую очередь государств - членов ЕАЭС. Так, в 2021 году в Республике Казахстан начинается внедрение блокчейна в налоговую сферу. Это позволит формировать децентрализованную базу данных, оперативно отслеживать цепочки финансовых транзакций налогоплательщиков и гарантированно осуществлять возмещение им НДС. А понятие блокчейна установлено в Законе Республики Казахстан "Об информатизации" <12>: это информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая неизменность информации в распределенной платформе данных, на базе цепочки взаимосвязанных блоков данных, заданных алгоритмов подтверждения целостности и средств шифрования. В налоговой сфере функционирует информационная система "НДС Blockchain".
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Президент РФ в обращении к гражданам в 2020 г. предложил провести налоговый маневр в IT-отрасли для создания условий для ее поддержки и развития. Предложения были реализованы в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусмотренные в нем изменения вступили в силу с 1 января 2021 г. и затронули порядок взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и страховых взносов. Вместе с тем хозяйствующие субъекты, на развитие деятельности которых направлена реализация налогового маневра, оказались не готовы применять нововведения <1>, поскольку условия и порядок предоставления налоговых стимулов оказались сформулированы таким образом, что воспользоваться ими сможет не очень большое количество компаний, а увеличение контроля за порядком применения приведет к увеличению рисков, а не к реальной поддержке. Минфин России в связи с обращениями по вопросу применения с 1 января 2021 г. положений подп. 26 п. 2 ст. 149, п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ с учетом изменений, внесенных вышеназванным Законом, направил в ФНС России письмо о порядке применения указанных изменений от 18 декабря 2020 г. N 03-07-07/111669.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Президент РФ в обращении к гражданам в 2020 г. предложил провести налоговый маневр в IT-отрасли для создания условий для ее поддержки и развития. Предложения были реализованы в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусмотренные в нем изменения вступили в силу с 1 января 2021 г. и затронули порядок взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и страховых взносов. Вместе с тем хозяйствующие субъекты, на развитие деятельности которых направлена реализация налогового маневра, оказались не готовы применять нововведения <1>, поскольку условия и порядок предоставления налоговых стимулов оказались сформулированы таким образом, что воспользоваться ими сможет не очень большое количество компаний, а увеличение контроля за порядком применения приведет к увеличению рисков, а не к реальной поддержке. Минфин России в связи с обращениями по вопросу применения с 1 января 2021 г. положений подп. 26 п. 2 ст. 149, п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ с учетом изменений, внесенных вышеназванным Законом, направил в ФНС России письмо о порядке применения указанных изменений от 18 декабря 2020 г. N 03-07-07/111669.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, которым были установлены описанные выше правила налогообложения компаний - разработчиков программного обеспечения, было указано, что принятие законопроекта не приведет к негативным экономическим и финансовым последствиям. Финансово-экономическое обоснование, напротив, явно показывало, что принятие законопроекта приведет к ежегодным выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 32 млрд рублей <2>. Доходы федерального бюджета остались на том же уровне, что и до принятия закона. Очевидно, что увеличение (или сокращение) количества соответствующих налогоплательщиков не оценивалось <3>, и потенциально сумма выпадающих доходов оказалась больше. Компенсацию выпадающих доходов, согласно финансово-экономическому обоснованию, предполагается произвести за счет исключения льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении программного обеспечения, не включенного в реестр российского программного обеспечения <4>. В средствах массовой информации эти изменения налогового законодательства назвали налоговым маневром в IT-отрасли <5>. Однако выпадающие доходы возникли у бюджетов субъектов РФ, а дополнительные поступления от НДС подлежат зачислению целиком в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет получает в результате маневра дополнительные доходы, в то время как бюджеты субъектов прямой компенсации не имеют. Таким образом, вопросы компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов остаются нерешенными <6>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, которым были установлены описанные выше правила налогообложения компаний - разработчиков программного обеспечения, было указано, что принятие законопроекта не приведет к негативным экономическим и финансовым последствиям. Финансово-экономическое обоснование, напротив, явно показывало, что принятие законопроекта приведет к ежегодным выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 32 млрд рублей <2>. Доходы федерального бюджета остались на том же уровне, что и до принятия закона. Очевидно, что увеличение (или сокращение) количества соответствующих налогоплательщиков не оценивалось <3>, и потенциально сумма выпадающих доходов оказалась больше. Компенсацию выпадающих доходов, согласно финансово-экономическому обоснованию, предполагается произвести за счет исключения льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении программного обеспечения, не включенного в реестр российского программного обеспечения <4>. В средствах массовой информации эти изменения налогового законодательства назвали налоговым маневром в IT-отрасли <5>. Однако выпадающие доходы возникли у бюджетов субъектов РФ, а дополнительные поступления от НДС подлежат зачислению целиком в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет получает в результате маневра дополнительные доходы, в то время как бюджеты субъектов прямой компенсации не имеют. Таким образом, вопросы компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов остаются нерешенными <6>.