НДС it
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС it (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Меры налоговой поддержки для IT-компаний
(КонсультантПлюс, 2025)6. В каких случаях от НДС освобождается передача исключительных прав на программу для ЭВМ (базу данных) и прав на ее использование
(КонсультантПлюс, 2025)6. В каких случаях от НДС освобождается передача исключительных прав на программу для ЭВМ (базу данных) и прав на ее использование
Типовая ситуация: Налоговые льготы для IT-компаний
(Издательство "Главная книга", 2025)НДС не облагаются продажа и передача прав на программы из реестра российского ПО, а также их обновление и расширение функционала. Услуги по технической поддержке, устранению неисправностей и сбоев не облагаются НДС, только если их стоимость не выделена отдельно в цене договора о предоставлении прав на ПО (ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 03.08.2023 N 03-07-07/72795).
(Издательство "Главная книга", 2025)НДС не облагаются продажа и передача прав на программы из реестра российского ПО, а также их обновление и расширение функционала. Услуги по технической поддержке, устранению неисправностей и сбоев не облагаются НДС, только если их стоимость не выделена отдельно в цене договора о предоставлении прав на ПО (ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 03.08.2023 N 03-07-07/72795).
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Правительство сохранит льготу по НДС для российских разработчиков программ, рассказало Минцифры (28.10.2025)
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)26) исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
(ред. от 17.11.2025)26) исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Статья: О совершенствовании налогового стимулирования радиоэлектронной промышленности (часть 2)
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Развитие действующих инструментов налогового стимулирования радиоэлектроники. На повышение спроса на отечественные продукты и стимулирование их массового производства (выпуска) существенное влияние оказывает не только налог на прибыль организаций, но и налог на добавленную стоимость. В связи с этим считаем целесообразным установить пониженную ставку НДС в размере 0% на отдельные виды товаров радиоэлектронной промышленности, являющиеся приоритетными для Российской Федерации. Мы намеренно заменили освобождение от НДС (действующее, например, для ИТ-компаний) на нулевую ставку, так как это позволит производителям электроники и радиоэлектроники получать налоговые вычеты по НДС и возмещать их из бюджета (таким образом, в НДС реализуется стимулирующий механизм "налоговой субсидии" отрасли, аналогичный "обратному вычету" по акцизам). В качестве перечня товаров, подпадающих под нулевую ставку, предложено использовать Постановление Правительства РФ от 22 июля 2022 г. N 1310 "Об утверждении перечня электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов". При этом важно учитывать, что для успешного расширения отечественной продукции и выхода ее на международный рынок наиболее оптимальным представляется государственное инвестирование и стимулирование 15 - 20 крупных серийных производств <4>. Для обоснования критерия размера выручки была проанализирована база предприятий по ОКВЭД 26 "Производство компьютеров, электронных и оптических изделий" и 27 "Производство электрического оборудования".
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Развитие действующих инструментов налогового стимулирования радиоэлектроники. На повышение спроса на отечественные продукты и стимулирование их массового производства (выпуска) существенное влияние оказывает не только налог на прибыль организаций, но и налог на добавленную стоимость. В связи с этим считаем целесообразным установить пониженную ставку НДС в размере 0% на отдельные виды товаров радиоэлектронной промышленности, являющиеся приоритетными для Российской Федерации. Мы намеренно заменили освобождение от НДС (действующее, например, для ИТ-компаний) на нулевую ставку, так как это позволит производителям электроники и радиоэлектроники получать налоговые вычеты по НДС и возмещать их из бюджета (таким образом, в НДС реализуется стимулирующий механизм "налоговой субсидии" отрасли, аналогичный "обратному вычету" по акцизам). В качестве перечня товаров, подпадающих под нулевую ставку, предложено использовать Постановление Правительства РФ от 22 июля 2022 г. N 1310 "Об утверждении перечня электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов". При этом важно учитывать, что для успешного расширения отечественной продукции и выхода ее на международный рынок наиболее оптимальным представляется государственное инвестирование и стимулирование 15 - 20 крупных серийных производств <4>. Для обоснования критерия размера выручки была проанализирована база предприятий по ОКВЭД 26 "Производство компьютеров, электронных и оптических изделий" и 27 "Производство электрического оборудования".
Готовое решение: Как исчисляется НДС при оказании услуг и выполнении работ для иностранной компании, в том числе нерезидента
(КонсультантПлюс, 2025)Как облагается НДС экспорт электронных и ИТ-услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Как облагается НДС экспорт электронных и ИТ-услуг
Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов и соблюдении ограничений в целях освобождения от НДС IT-организацией.
(Письмо Минфина России от 25.03.2025 N 03-15-05/29301)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов и соблюдении ограничений в целях освобождения от НДС IT-организацией.
(Письмо Минфина России от 25.03.2025 N 03-15-05/29301)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов и соблюдении ограничений в целях освобождения от НДС IT-организацией.
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Ключевые слова: разработка программного обеспечения, налог на прибыль организаций, пониженный тариф страховых взносов, освобождение от НДС, аккредитация ИТ-компаний, реестр отечественного программного обеспечения.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Ключевые слова: разработка программного обеспечения, налог на прибыль организаций, пониженный тариф страховых взносов, освобождение от НДС, аккредитация ИТ-компаний, реестр отечественного программного обеспечения.
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)Анализируемый критерий широко применяется в других странах. В ЮАР электронные услуги зависят от информационных технологий <31>. В ЕС указывается на невозможность обеспечения оказания электронных услуг при отсутствии информационных технологий. Примечательно, что согласно определению электронных услуг в ЕАЭС их оказание также невозможно без информационных технологий (во внутреннем законодательстве стран ЕАЭС данный критерий применяется в Армении и Беларуси, а в Кыргызстане в дефиниции электронных услуг говорится об информационно-коммуникационных технологиях). В соответствии с позицией Комитета по НДС информационные технологии - это область техники, связанная с разработкой, эксплуатацией и использованием компьютеров и систем электросвязи для получения доступа к информации и данным, их хранения, передачи и обработки <32>. В части невозможности оказания электронных услуг без применения информационных технологий следует заметить, что иногда затруднительно выявить такие ситуации. Например, файл формата pdf может быть передан пользователю не только путем предоставления к нему доступа для загрузки с сервера посредством сети Интернет (т.е. с использованием информационных технологий) - он может быть распечатан на бумаге или записан на USB-накопитель с последующим направлением по почте. Исходя из этого существует позиция, что электронные услуги предпочтительнее определять не через невозможность, а через нецелесообразность их оказания при отсутствии информационных технологий <33>. Однако услуга становится электронной вследствие самого факта применения информационных технологий (при соблюдении прочих критериев цифровых услуг), вне зависимости от того, возможно ли и целесообразно ли их применять. Например, рассылка упомянутого файла посредством сети Интернет с использованием компьютерных технологий в автоматическом режиме является вполне достаточным основанием для квалификации услуги в качестве электронной.
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)Анализируемый критерий широко применяется в других странах. В ЮАР электронные услуги зависят от информационных технологий <31>. В ЕС указывается на невозможность обеспечения оказания электронных услуг при отсутствии информационных технологий. Примечательно, что согласно определению электронных услуг в ЕАЭС их оказание также невозможно без информационных технологий (во внутреннем законодательстве стран ЕАЭС данный критерий применяется в Армении и Беларуси, а в Кыргызстане в дефиниции электронных услуг говорится об информационно-коммуникационных технологиях). В соответствии с позицией Комитета по НДС информационные технологии - это область техники, связанная с разработкой, эксплуатацией и использованием компьютеров и систем электросвязи для получения доступа к информации и данным, их хранения, передачи и обработки <32>. В части невозможности оказания электронных услуг без применения информационных технологий следует заметить, что иногда затруднительно выявить такие ситуации. Например, файл формата pdf может быть передан пользователю не только путем предоставления к нему доступа для загрузки с сервера посредством сети Интернет (т.е. с использованием информационных технологий) - он может быть распечатан на бумаге или записан на USB-накопитель с последующим направлением по почте. Исходя из этого существует позиция, что электронные услуги предпочтительнее определять не через невозможность, а через нецелесообразность их оказания при отсутствии информационных технологий <33>. Однако услуга становится электронной вследствие самого факта применения информационных технологий (при соблюдении прочих критериев цифровых услуг), вне зависимости от того, возможно ли и целесообразно ли их применять. Например, рассылка упомянутого файла посредством сети Интернет с использованием компьютерных технологий в автоматическом режиме является вполне достаточным основанием для квалификации услуги в качестве электронной.
Статья: Спорные рекламные расходы: как учесть и обосновать
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 14)Учет входного НДС у IT-компании
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 14)Учет входного НДС у IT-компании
Статья: Технологический суверенитет - гарантия безопасности государства
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В качестве примеров можно привести: запрет на закупку иностранного программного обеспечения (ПО) для госсектора, а с 2025 г. - полный переход на российское ПО; ограничения на ввоз медицинского оборудования, что стимулировало локализацию производства томографов, аппаратов ИВЛ и иных; налоговые каникулы для IT-компаний с нулевым НДС, снижение страховых взносов; субсидии на НИОКР (до 80% затрат компенсирует государство); стимулирование импортозамещения - требование к иностранным компаниям передавать технологии или открывать производства, создание спецконтрактов; государственную поддержку стратегических отраслей, таких как микроэлектроника, фармацевтика; формирование внутреннего спроса за счет приоритета отечественных товаров в закупках для госсектора (Закон N 44-ФЗ) <18>; субсидирование спроса посредством реализации программы льготного лизинга для предприятий, закупающих российское оборудование; скидки населению на отечественную электронику; защиту интеллектуальной собственности - ограничение патентных прав иностранных компаний в критических отраслях; стимулирование отечественных патентов и др.
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В качестве примеров можно привести: запрет на закупку иностранного программного обеспечения (ПО) для госсектора, а с 2025 г. - полный переход на российское ПО; ограничения на ввоз медицинского оборудования, что стимулировало локализацию производства томографов, аппаратов ИВЛ и иных; налоговые каникулы для IT-компаний с нулевым НДС, снижение страховых взносов; субсидии на НИОКР (до 80% затрат компенсирует государство); стимулирование импортозамещения - требование к иностранным компаниям передавать технологии или открывать производства, создание спецконтрактов; государственную поддержку стратегических отраслей, таких как микроэлектроника, фармацевтика; формирование внутреннего спроса за счет приоритета отечественных товаров в закупках для госсектора (Закон N 44-ФЗ) <18>; субсидирование спроса посредством реализации программы льготного лизинга для предприятий, закупающих российское оборудование; скидки населению на отечественную электронику; защиту интеллектуальной собственности - ограничение патентных прав иностранных компаний в критических отраслях; стимулирование отечественных патентов и др.
Вопрос: Об условиях освобождения от НДС операций по передаче прав на программы для ЭВМ.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120721)Вопрос: Об условиях освобождения от НДС операций по передаче прав на программы для ЭВМ.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120721)Вопрос: Об условиях освобождения от НДС операций по передаче прав на программы для ЭВМ.
Информация: Правительство сохранит льготу по НДС для российских разработчиков ПО
("Официальный сайт Минцифры России", 2025)Курирующий ИТ вице-премьер Дмитрий Григоренко сообщил, что Правительство согласовало отказ от введения НДС для ИТ-отрасли. Соответствующие изменения будут учтены Правительством в поправках в Налоговый кодекс ко второму чтению.
("Официальный сайт Минцифры России", 2025)Курирующий ИТ вице-премьер Дмитрий Григоренко сообщил, что Правительство согласовало отказ от введения НДС для ИТ-отрасли. Соответствующие изменения будут учтены Правительством в поправках в Налоговый кодекс ко второму чтению.
Готовое решение: Методика ведения раздельного учета по НДС в учетной политике
(КонсультантПлюс, 2025)Как разработать методику ведения раздельного учета НДС для ИТ-компании
(КонсультантПлюс, 2025)Как разработать методику ведения раздельного учета НДС для ИТ-компании