НДС евразийский союз
Подборка наиболее важных документов по запросу НДС евразийский союз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту ввезло из Республики Корея на таможенную территорию ЕАЭС товары "имплантаты стоматологические с принадлежностями", код ОКП 94 3810, код ОКПД 2 32.50.22.127. Таможенный орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком освобождения от уплаты НДС в отношении медицинских изделий, так как товары по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 содержатся в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их ввозе в Российскую Федерацию (далее - Перечень N 688), поэтому их ввоз подлежит обложению НДС по ставке 10 процентов. Суд отметил, что на основании примечания 1(1) к Перечню N 688 коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе II, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению в соответствии с подп. 2 ст. 150 НК РФ, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия. Суд отметил, что код ОКП 94 3810 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 совпадают в рамках пункта 8 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость". Суд пришел к выводу, что ввоз спорных медицинских изделий в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149, п. 2 ст. 150 НК РФ освобождается от налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту ввезло из Республики Корея на таможенную территорию ЕАЭС товары "имплантаты стоматологические с принадлежностями", код ОКП 94 3810, код ОКПД 2 32.50.22.127. Таможенный орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком освобождения от уплаты НДС в отношении медицинских изделий, так как товары по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 содержатся в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их ввозе в Российскую Федерацию (далее - Перечень N 688), поэтому их ввоз подлежит обложению НДС по ставке 10 процентов. Суд отметил, что на основании примечания 1(1) к Перечню N 688 коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе II, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению в соответствии с подп. 2 ст. 150 НК РФ, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия. Суд отметил, что код ОКП 94 3810 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 совпадают в рамках пункта 8 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость". Суд пришел к выводу, что ввоз спорных медицинских изделий в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149, п. 2 ст. 150 НК РФ освобождается от налогообложения.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Таможенный орган отказал обществу во внесении изменений в таможенную декларацию с целью применить налоговую льготу по НДС, так как налогоплательщик ввез на территорию ЕАЭС медицинский образец, а налоговые льготы распространяются только на зарегистрированные медицинские изделия. Более того, таможня посчитала, что изначальное декларирование с уплатой НДС подразумевает отказ от применения льготы. Общество не согласилось с выводами таможенного органа и указало, что код ОКПД и код ТН ВЭД соответствуют п. 10 раздела I Перечня (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость"). Суд указал, что общество ввезло на территорию ЕАЭС медицинские товары, что подтверждается регистрационным удостоверением. Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза и Порядку внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденному решением Коллегии Евразийской экономической комиссии, налогоплательщик вправе заявить о предоставлении льгот после выпуска товаров путем предъявления документов, подтверждающих право на льготу, а таможня обязана рассмотреть заявление и провести контроль. Суд пришел к выводу о наличии у общества права на применение освобождения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Таможенный орган отказал обществу во внесении изменений в таможенную декларацию с целью применить налоговую льготу по НДС, так как налогоплательщик ввез на территорию ЕАЭС медицинский образец, а налоговые льготы распространяются только на зарегистрированные медицинские изделия. Более того, таможня посчитала, что изначальное декларирование с уплатой НДС подразумевает отказ от применения льготы. Общество не согласилось с выводами таможенного органа и указало, что код ОКПД и код ТН ВЭД соответствуют п. 10 раздела I Перечня (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость"). Суд указал, что общество ввезло на территорию ЕАЭС медицинские товары, что подтверждается регистрационным удостоверением. Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза и Порядку внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденному решением Коллегии Евразийской экономической комиссии, налогоплательщик вправе заявить о предоставлении льгот после выпуска товаров путем предъявления документов, подтверждающих право на льготу, а таможня обязана рассмотреть заявление и провести контроль. Суд пришел к выводу о наличии у общества права на применение освобождения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)3. При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)3. При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.
Типовая ситуация: НДС при экспорте
(Издательство "Главная книга", 2025)Экспорт в любую страну, включая Белоруссию, Казахстан и другие страны ЕАЭС, облагается НДС по ставке 0%. Вычеты при экспорте несырьевых товаров применяют как обычно, при экспорте сырьевых - после подтверждения ставки 0%. Раздельный учет входного НДС ведут только при экспорте сырьевых товаров (ст. 172 НК РФ, п. 3 Протокола о косвенных налогах).
(Издательство "Главная книга", 2025)Экспорт в любую страну, включая Белоруссию, Казахстан и другие страны ЕАЭС, облагается НДС по ставке 0%. Вычеты при экспорте несырьевых товаров применяют как обычно, при экспорте сырьевых - после подтверждения ставки 0%. Раздельный учет входного НДС ведут только при экспорте сырьевых товаров (ст. 172 НК РФ, п. 3 Протокола о косвенных налогах).
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)В статье исследуется один из критериев услуг в электронной форме для целей НДС, применяемый в НК РФ и Договоре о Евразийском экономическом союзе, - оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть. В работе проводится анализ аналогичных критериев, применяемых в ряде зарубежных стран. По итогам изучения данного вопроса сделан вывод о целесообразности дополнения определения электронных услуг в НК РФ ссылкой на возможность их оказания через сеть электросвязи.
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)В статье исследуется один из критериев услуг в электронной форме для целей НДС, применяемый в НК РФ и Договоре о Евразийском экономическом союзе, - оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть. В работе проводится анализ аналогичных критериев, применяемых в ряде зарубежных стран. По итогам изучения данного вопроса сделан вывод о целесообразности дополнения определения электронных услуг в НК РФ ссылкой на возможность их оказания через сеть электросвязи.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В целях реализации пункта 2 статьи 164 НК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 утверждены Перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых налогом на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В целях реализации пункта 2 статьи 164 НК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 утверждены Перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых налогом на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)поскольку юридические лица - резиденты осуществляют валютные операции только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением перечисленных в комментируемой статье операций, предлагается внести изменения в абз. 3 ч. 2 комментируемой статьи, установив возможность для юридических лиц - резидентов осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте России по компенсации сумм налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)поскольку юридические лица - резиденты осуществляют валютные операции только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением перечисленных в комментируемой статье операций, предлагается внести изменения в абз. 3 ч. 2 комментируемой статьи, установив возможность для юридических лиц - резидентов осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте России по компенсации сумм налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Вопрос: О ставке НДС при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС.
(Письмо Минфина России от 20.09.2021 N 03-07-13/1/76053)Вопрос: О ставке НДС при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС.
(Письмо Минфина России от 20.09.2021 N 03-07-13/1/76053)Вопрос: О ставке НДС при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС.
Статья: Место реализации для целей налогообложения НДС трансграничных операций внутри ЕАЭС
(Швед Ю.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Фундаментальные основы налогообложения НДС на уровне Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) закреплены Договором о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.; ред. от 24 марта 2022 г., с изм. от 25 мая 2023 г.) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением N 18 к указанному Договору (далее - Протокол). Пункты 3 и 29 Протокола закрепляют правила определения места реализации товаров, работ и услуг для целей взимания косвенных налогов при их трансграничном движении в рамках ЕАЭС.
(Швед Ю.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Фундаментальные основы налогообложения НДС на уровне Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) закреплены Договором о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.; ред. от 24 марта 2022 г., с изм. от 25 мая 2023 г.) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением N 18 к указанному Договору (далее - Протокол). Пункты 3 и 29 Протокола закрепляют правила определения места реализации товаров, работ и услуг для целей взимания косвенных налогов при их трансграничном движении в рамках ЕАЭС.
Статья: Электронные (торговые) площадки: понятие и виды
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Подпункт 4 п. 1 ст. 147 Налогового кодекса РФ для целей применения правил о налоге на добавленную стоимость в отношении товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС), реализуемых посредством электронной торговой площадки продавцом государства - члена ЕАЭС и приобретаемых покупателем - физическим лицом, находящимся на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, содержит следующее определение электронной торговой площадки - это информационная система, функционирующая в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой одновременно: доступны сервисы, позволяющие покупателям заказать товар; размещены условия оплаты и (или) организации оплаты товаров покупателем; размещены условия доставки и (или) организации доставки товаров покупателю.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Подпункт 4 п. 1 ст. 147 Налогового кодекса РФ для целей применения правил о налоге на добавленную стоимость в отношении товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС), реализуемых посредством электронной торговой площадки продавцом государства - члена ЕАЭС и приобретаемых покупателем - физическим лицом, находящимся на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, содержит следующее определение электронной торговой площадки - это информационная система, функционирующая в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой одновременно: доступны сервисы, позволяющие покупателям заказать товар; размещены условия оплаты и (или) организации оплаты товаров покупателем; размещены условия доставки и (или) организации доставки товаров покупателю.