Ндпи в какой бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу Ндпи в какой бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 339 "Порядок определения количества добытого полезного ископаемого" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ"Исходя из позиции налогового органа, процессы грохочения и шихтования являются необходимой первичной обработкой полезного ископаемого, т.е. по смыслу положений пункта 7 статьи 339 НК РФ являются составной частью технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр. С учетом изложенного, объем добытого полезного ископаемого должен определяться исходя из объемов глины, в отношении которой были проведены процессы шихтования и грохочения. Между тем, налоговый орган, определил объем добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ исходя из объемов добытого на карьере ООО "Пласт" полезного ископаемого, а не исходя из объемов полезного ископаемого, переданного ООО "Обогатительный комбинат" в адрес ПАО "Новоорская керамика" после проведения процессов грохочения и шихтования, в результате чего налоговым органом были завышены суммы дополнительно начисленного к уплате в бюджет налога на добычу полезных ископаемых на 141 050 790,31 рублей (контррасчет заявителя)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342.5 "Порядок определения показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм)" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неверном применении налогоплательщиком коэффициента КАБДТ при расчете НДПИ за май 2021 года. Суд признал доначисление НДПИ неправомерным. Суд отметил, что налогоплательщик представил налоговую декларацию по НДПИ за май 2021 года, применив в соответствии с требованиями ст. 341, п. 11 ст. 342.5 НК РФ значение коэффициента КАБДТ, действующее на момент подачи названной декларации, уплатил НДПИ в бюджет. Федеральным законом N 305-ФЗ от 02.07.2021 в п. 11 ст. 342.5 НК РФ были внесены изменения в части порядка определения коэффициента КАБДТ, действие новой редакции п. 11 ст. 342.5 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года. Поскольку применение п. 11 ст. 342.5 НК РФ в новой редакции повлекло увеличение суммы налога к уплате за май 2021 года, то есть ухудшает положение налогоплательщика, суд пришел к выводу, что налогоплательщик вправе не применять указанные изменения при расчете НДПИ за май 2021 года.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неверном применении налогоплательщиком коэффициента КАБДТ при расчете НДПИ за май 2021 года. Суд признал доначисление НДПИ неправомерным. Суд отметил, что налогоплательщик представил налоговую декларацию по НДПИ за май 2021 года, применив в соответствии с требованиями ст. 341, п. 11 ст. 342.5 НК РФ значение коэффициента КАБДТ, действующее на момент подачи названной декларации, уплатил НДПИ в бюджет. Федеральным законом N 305-ФЗ от 02.07.2021 в п. 11 ст. 342.5 НК РФ были внесены изменения в части порядка определения коэффициента КАБДТ, действие новой редакции п. 11 ст. 342.5 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года. Поскольку применение п. 11 ст. 342.5 НК РФ в новой редакции повлекло увеличение суммы налога к уплате за май 2021 года, то есть ухудшает положение налогоплательщика, суд пришел к выводу, что налогоплательщик вправе не применять указанные изменения при расчете НДПИ за май 2021 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Многокомпонентные комплексные руды: особенности применения адвалорных и специфических ставок НДПИ
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Согласно действующему порядку взимания НДПИ определение налоговой базы на основе стоимостной величины может осуществляться по выбору налогоплательщика одним из установленных способов: исходя из цены реализации добытого полезного ископаемого или в случае отсутствия таковой - исходя из расчетного способа. При этом расчетная стоимость представляет собой совокупность расходов на добычу полезных ископаемых и всегда оказывается существенно ниже стоимости, определяемой исходя из цен реализации полезных ископаемых, что предопределяет ее широкое применение налогоплательщиками. Кроме того, применение расчетной стоимости для целей НДПИ может приводить к нарушению принципа справедливого налогообложения, поскольку ставит в невыгодные условия недропользователей, у которых затраты на добычу полезных ископаемых выше ввиду географических и горно-геологических условий <2>. "Так, для горных предприятий, добытая руда которых не является предметом продажи, ухудшение горно-геологических условий освоения месторождений, вызывающее рост затрат на добычу, увеличивает размер налога, и, наоборот, улучшение этих условий снижает затраты и соответственно налог" [1]. Кроме того, на практике возникают вопросы, связанные с правомерностью включения отдельных видов расходов в расчетную стоимость (например, затраты на перевозку добытого полезного ископаемого до склада готовой продукции) <3>. Таким образом, применение расчетной стоимости для целей налогообложения твердых полезных ископаемых не только негативно отражается на эффективности налогового администрирования, о чем свидетельствует разнообразная судебная практика по вопросам, связанным с выбором порядка налогообложения МКР и их полезных компонентов, но и приводит к непоступлению соответствующих сумм НДПИ в бюджет (более подробно с практическими вопросами применения расчетной стоимости можно ознакомиться в работах [2, 3]).
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Согласно действующему порядку взимания НДПИ определение налоговой базы на основе стоимостной величины может осуществляться по выбору налогоплательщика одним из установленных способов: исходя из цены реализации добытого полезного ископаемого или в случае отсутствия таковой - исходя из расчетного способа. При этом расчетная стоимость представляет собой совокупность расходов на добычу полезных ископаемых и всегда оказывается существенно ниже стоимости, определяемой исходя из цен реализации полезных ископаемых, что предопределяет ее широкое применение налогоплательщиками. Кроме того, применение расчетной стоимости для целей НДПИ может приводить к нарушению принципа справедливого налогообложения, поскольку ставит в невыгодные условия недропользователей, у которых затраты на добычу полезных ископаемых выше ввиду географических и горно-геологических условий <2>. "Так, для горных предприятий, добытая руда которых не является предметом продажи, ухудшение горно-геологических условий освоения месторождений, вызывающее рост затрат на добычу, увеличивает размер налога, и, наоборот, улучшение этих условий снижает затраты и соответственно налог" [1]. Кроме того, на практике возникают вопросы, связанные с правомерностью включения отдельных видов расходов в расчетную стоимость (например, затраты на перевозку добытого полезного ископаемого до склада готовой продукции) <3>. Таким образом, применение расчетной стоимости для целей налогообложения твердых полезных ископаемых не только негативно отражается на эффективности налогового администрирования, о чем свидетельствует разнообразная судебная практика по вопросам, связанным с выбором порядка налогообложения МКР и их полезных компонентов, но и приводит к непоступлению соответствующих сумм НДПИ в бюджет (более подробно с практическими вопросами применения расчетной стоимости можно ознакомиться в работах [2, 3]).
Статья: Критерий разумности налогоплательщика и защита его правомерных ожиданий
(Щекин Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Примечательно, хотя в судебных актах этого и нет, что этот же налогоплательщик ранее судился с налоговым органом о том, как считать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), с брутто или нетто нефти, т.е. с водой или нет, и выиграл, доказав, что облагаться НДПИ должны только действительные углеводороды в нефти, т.е. нефть по массе нетто (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2009 г. N ВАС-4547/09). Сейчас в регулировании НДПИ уже есть норма о том, что этот налог исчисляется по массе нетто нефти (ст. 339 НК РФ). Этот порядок исчисления НДПИ также косвенно подтверждает правильность расчета обратного акциза, так как поступления НДПИ в бюджет служат экономической основой для возвратного акциза.
(Щекин Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Примечательно, хотя в судебных актах этого и нет, что этот же налогоплательщик ранее судился с налоговым органом о том, как считать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), с брутто или нетто нефти, т.е. с водой или нет, и выиграл, доказав, что облагаться НДПИ должны только действительные углеводороды в нефти, т.е. нефть по массе нетто (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2009 г. N ВАС-4547/09). Сейчас в регулировании НДПИ уже есть норма о том, что этот налог исчисляется по массе нетто нефти (ст. 339 НК РФ). Этот порядок исчисления НДПИ также косвенно подтверждает правильность расчета обратного акциза, так как поступления НДПИ в бюджет служат экономической основой для возвратного акциза.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Прямые, косвенные и иные федеральные налоги и их влияние на сущность налоговой системы России
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)Вместе с тем все эти показатели немного меркнут в сравнении с результатом, продемонстрированным другой группой фискальных выплат, именуемой в отчете по форме N 1-НМ налогами, сборами и регулярными платежами за пользование природными ресурсами. За предыдущий год посредством таких выплат объединенный бюджет страны получил 12 705 780 691 тыс. руб., что соответствует 38,1% всех налоговых поступлений, администрируемых налоговой службой. При этом 12 660 600 221 тыс. руб. (99,6%) из этой суммы пришлось, но уже не на пару, а на тройку федеральных налогов (тройка "налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - водный налог - налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД)"). Рекордсменом по суммам поступлений выступил НДПИ. Благодаря ему консолидированный бюджет России записал в свой актив 10 970 890 920 тыс. руб., что соответствует 32,9% в совокупном налоговом доходе страны за 2022 г. Следующим идет НДД с результатом 1 685 045 657 тыс. руб. (5%), и замыкает группу водный налог с показателем в 4 663 644 тыс. руб. (0,02%).
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)Вместе с тем все эти показатели немного меркнут в сравнении с результатом, продемонстрированным другой группой фискальных выплат, именуемой в отчете по форме N 1-НМ налогами, сборами и регулярными платежами за пользование природными ресурсами. За предыдущий год посредством таких выплат объединенный бюджет страны получил 12 705 780 691 тыс. руб., что соответствует 38,1% всех налоговых поступлений, администрируемых налоговой службой. При этом 12 660 600 221 тыс. руб. (99,6%) из этой суммы пришлось, но уже не на пару, а на тройку федеральных налогов (тройка "налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - водный налог - налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД)"). Рекордсменом по суммам поступлений выступил НДПИ. Благодаря ему консолидированный бюджет России записал в свой актив 10 970 890 920 тыс. руб., что соответствует 32,9% в совокупном налоговом доходе страны за 2022 г. Следующим идет НДД с результатом 1 685 045 657 тыс. руб. (5%), и замыкает группу водный налог с показателем в 4 663 644 тыс. руб. (0,02%).
Готовое решение: Как возместить НДС в заявительном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)сложить суммы уплаченных НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ, а также суммы, которые были зачтены в уплату этих налогов. Налоги, перечисленные в бюджет при перемещении товаров через границу РФ или в качестве налогового агента, учитывать не нужно;
(КонсультантПлюс, 2025)сложить суммы уплаченных НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ, а также суммы, которые были зачтены в уплату этих налогов. Налоги, перечисленные в бюджет при перемещении товаров через границу РФ или в качестве налогового агента, учитывать не нужно;
Статья: Актуальные аспекты развития налогового контроля
(Коркина Г.М., Смирнова О.П.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 9; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Из числа прямых налогов, кроме НДПИ, основным системообразующим для бюджетов субъектов РФ является налог на прибыль. За последние 4 года его прирост составил 57,77%, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. он вырос на 24,62%. Однако он не в полной мере выполняет стимулирующую роль в развитии бизнеса ввиду отсутствия в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса налоговых льгот, прежде всего для производственных предприятий. Можно говорить лишь о наличии преференций для отдельных категорий его плательщиков.
(Коркина Г.М., Смирнова О.П.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 9; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Из числа прямых налогов, кроме НДПИ, основным системообразующим для бюджетов субъектов РФ является налог на прибыль. За последние 4 года его прирост составил 57,77%, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. он вырос на 24,62%. Однако он не в полной мере выполняет стимулирующую роль в развитии бизнеса ввиду отсутствия в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса налоговых льгот, прежде всего для производственных предприятий. Можно говорить лишь о наличии преференций для отдельных категорий его плательщиков.
Статья: Актуальные вопросы налогообложения минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)Возврат сумм полученного вычета в бюджет производится налогоплательщиком в период с 2025 по 2029 г. путем увеличения суммы НДПИ, подлежащей уплате в бюджет, на величину НДПИдоп_этан, которая определяется по формуле:
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)Возврат сумм полученного вычета в бюджет производится налогоплательщиком в период с 2025 по 2029 г. путем увеличения суммы НДПИ, подлежащей уплате в бюджет, на величину НДПИдоп_этан, которая определяется по формуле:
Статья: Влияние органов местного самоуправления на сохранение окружающей среды в ходе недропользования
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Очень важное замечание делает и Д.В. Хаустов: необходимость выявления общественного мнения по объектам экологической экспертизы, материалам оценки воздействия на окружающую среду продиктована в числе прочего тем, что органы власти обязаны знать мнение своих избирателей и учитывать его в полной мере. Однако на практике часто случается противоположная ситуация: когда органы власти, по разным причинам заинтересованные в осуществлении намечаемой деятельности, могут недостаточно внимательно отнестись к возражениям граждан <8>. В некоторой степени это, возможно, справедливо для Кемеровской области - Кузбасса и других добывающих регионов, где региональные бюджеты в значительной мере формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых, а местные бюджеты - за счет платы за землепользование.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Очень важное замечание делает и Д.В. Хаустов: необходимость выявления общественного мнения по объектам экологической экспертизы, материалам оценки воздействия на окружающую среду продиктована в числе прочего тем, что органы власти обязаны знать мнение своих избирателей и учитывать его в полной мере. Однако на практике часто случается противоположная ситуация: когда органы власти, по разным причинам заинтересованные в осуществлении намечаемой деятельности, могут недостаточно внимательно отнестись к возражениям граждан <8>. В некоторой степени это, возможно, справедливо для Кемеровской области - Кузбасса и других добывающих регионов, где региональные бюджеты в значительной мере формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых, а местные бюджеты - за счет платы за землепользование.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Без нефтегазовых доходов бюджета (НДПИ на нефть и газ, НДД и акциза на нефтяное сырье) поступления составили 21,7 трлн рублей, +28%, +4,8 трлн рублей к 2020 году. В разрезе налогов:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Без нефтегазовых доходов бюджета (НДПИ на нефть и газ, НДД и акциза на нефтяное сырье) поступления составили 21,7 трлн рублей, +28%, +4,8 трлн рублей к 2020 году. В разрезе налогов:
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 100 миллионов рублей;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 100 миллионов рублей;