НДПИ изменения 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу НДПИ изменения 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки НДПИ 0 процентов. По мнению налогового органа, общество применяло нормативы технологических потерь полезных ископаемых, предусмотренные проектной документацией, разработанной для запасов полезных ископаемых, фактически снятых с государственного баланса запасов полезных ископаемых. Налогоплательщик полагал, что у него отсутствовала обязанность по переутверждению технологических потерь на период 2020 - 2021 годов, так как уточнение нормативов потерь твердых полезных ископаемых производится лишь при изменении конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году. Суд поддержал позицию налогового органа ввиду отсутствия у налогоплательщика утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов технологических потерь после окончания срока действия в 2020 году имевшейся у налогоплательщика проектной документации.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки НДПИ 0 процентов. По мнению налогового органа, общество применяло нормативы технологических потерь полезных ископаемых, предусмотренные проектной документацией, разработанной для запасов полезных ископаемых, фактически снятых с государственного баланса запасов полезных ископаемых. Налогоплательщик полагал, что у него отсутствовала обязанность по переутверждению технологических потерь на период 2020 - 2021 годов, так как уточнение нормативов потерь твердых полезных ископаемых производится лишь при изменении конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году. Суд поддержал позицию налогового органа ввиду отсутствия у налогоплательщика утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов технологических потерь после окончания срока действия в 2020 году имевшейся у налогоплательщика проектной документации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)С октября 2020 года налоговый орган внезапно изменил правоприменительную практику по вопросу льготирования НДПИ. В отношении Общества были проведены камеральные проверки, предметом которых было установление правомерности применения ставки 0% в отношении добытых Обществом полезных ископаемых.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)С октября 2020 года налоговый орган внезапно изменил правоприменительную практику по вопросу льготирования НДПИ. В отношении Общества были проведены камеральные проверки, предметом которых было установление правомерности применения ставки 0% в отношении добытых Обществом полезных ископаемых.
Статья: Влияние пандемии COVID-19 на налоговую политику государства в нефтяной отрасли
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)<1> Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 42 (часть II). Ст. 6529.
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)<1> Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 42 (часть II). Ст. 6529.
Нормативные акты
Приказ Минприроды России N 242, Роснедр N 01 от 31.03.2022
(ред. от 19.12.2023)
"Об установлении Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2022 N 68250)СндпиК - средняя величина налога на добычу полезных ископаемых, определяемая как произведение одной из налоговых ставок (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого), установленных пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и предусмотренного статьей 342.8 Налогового кодекса Российской Федерации рентного коэффициента (Крента), без учета условий применения налоговой ставки 0 процентов, установленных пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением подпункта 2 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подпункта 3 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в отношении попутных вод (вод, извлеченных из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом) (рублей). При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) значение рентного коэффициента (Крента), предусмотренного статьей 342.8 Налогового кодекса Российской Федерации, принимается равным 1. При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) налоговые ставки, установленные подпунктами 1, 12 - 16 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 12, ст. 1657), также умножаются (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого) на коэффициенты Ккс, Куг, Кмкр, а также на коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по видам угля и учитывающие изменение цен на уголь в Российской Федерации (далее - коэффициенты-дефляторы), предусмотренные подпунктами 12, 14 - 16 пункта 2 статьи 342, статьями 342.10, 342.11, 342.12 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 49, ст. 8146). При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) налоговая ставка, установленная подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340), также умножается на коэффициент Кжр, предусмотренный статьей 342.9 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 49, ст. 8146), и на коэффициент, характеризующий способ добычи (Кподз), предусмотренный статьей 342.1 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 27, ст. 3444), значение которого принимается равным 0,1 при объявлении не позднее 1 января 2024 г. аукциона, на котором в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых балансовые запасы железных руд (за исключением окисленных железистых кварцитов) для отработки подземным способом составляют более 90 процентов балансовых запасов железных руд на этом участке недр, а в иных случаях значение коэффициента Кпозд принимается равным 1.
(ред. от 19.12.2023)
"Об установлении Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2022 N 68250)СндпиК - средняя величина налога на добычу полезных ископаемых, определяемая как произведение одной из налоговых ставок (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого), установленных пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и предусмотренного статьей 342.8 Налогового кодекса Российской Федерации рентного коэффициента (Крента), без учета условий применения налоговой ставки 0 процентов, установленных пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением подпункта 2 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подпункта 3 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в отношении попутных вод (вод, извлеченных из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом) (рублей). При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) значение рентного коэффициента (Крента), предусмотренного статьей 342.8 Налогового кодекса Российской Федерации, принимается равным 1. При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) налоговые ставки, установленные подпунктами 1, 12 - 16 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 12, ст. 1657), также умножаются (в зависимости от вида добытого полезного ископаемого) на коэффициенты Ккс, Куг, Кмкр, а также на коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по видам угля и учитывающие изменение цен на уголь в Российской Федерации (далее - коэффициенты-дефляторы), предусмотренные подпунктами 12, 14 - 16 пункта 2 статьи 342, статьями 342.10, 342.11, 342.12 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 49, ст. 8146). При определении средней величины налога на добычу полезных ископаемых (СндпиК) налоговая ставка, установленная подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340), также умножается на коэффициент Кжр, предусмотренный статьей 342.9 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 49, ст. 8146), и на коэффициент, характеризующий способ добычи (Кподз), предусмотренный статьей 342.1 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 27, ст. 3444), значение которого принимается равным 0,1 при объявлении не позднее 1 января 2024 г. аукциона, на котором в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых балансовые запасы железных руд (за исключением окисленных железистых кварцитов) для отработки подземным способом составляют более 90 процентов балансовых запасов железных руд на этом участке недр, а в иных случаях значение коэффициента Кпозд принимается равным 1.
Статья: Правовой режим налоговых льгот
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<6> Например, в 2020 г. в России в рамках мер по противодействию пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 были не только реализованы меры по изменению налогового администрирования, но и закреплены льготы по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций. Это освобождения, вычеты и изменение состава и порядка учета доходов и расходов.
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<6> Например, в 2020 г. в России в рамках мер по противодействию пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 были не только реализованы меры по изменению налогового администрирования, но и закреплены льготы по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций. Это освобождения, вычеты и изменение состава и порядка учета доходов и расходов.
Вопрос: Об определении цены/стоимости драгоценных металлов, в том числе лигатурного золота, в целях НДПИ.
(Письмо Минфина России от 27.06.2024 N 03-06-06-01/59990)Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.2021 N Ф02-2900/2021 по делу N А78-2867/2020 в отношении АО "Рудник "Западная-Ключи".
(Письмо Минфина России от 27.06.2024 N 03-06-06-01/59990)Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.2021 N Ф02-2900/2021 по делу N А78-2867/2020 в отношении АО "Рудник "Западная-Ключи".
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)<19> Федеральный закон от 15.10.2020 N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)<19> Федеральный закон от 15.10.2020 N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Вопрос: Об НДПИ в отношении общераспространенных полезных ископаемых, щебня.
(Письмо Минфина России от 13.08.2024 N 03-06-06-01/75973)В связи с изменениями, внесенными в статью 337 Кодекса Федеральным законом, ФНС России в письме от 28.07.2022 N СД-4-3/9812@ рекомендовала до внесения соответствующих изменений в утвержденную приказом ФНС России от 08.12.2020 N КЧ-7-3/887@ форму налоговой декларации по НДПИ при заполнении раздела 5 налоговой декларации по НДПИ за налоговые периоды с 01.09.2022 при добыче щебня по строке 010 "Код вида добытого полезного ископаемого" отражать код 10017.
(Письмо Минфина России от 13.08.2024 N 03-06-06-01/75973)В связи с изменениями, внесенными в статью 337 Кодекса Федеральным законом, ФНС России в письме от 28.07.2022 N СД-4-3/9812@ рекомендовала до внесения соответствующих изменений в утвержденную приказом ФНС России от 08.12.2020 N КЧ-7-3/887@ форму налоговой декларации по НДПИ при заполнении раздела 5 налоговой декларации по НДПИ за налоговые периоды с 01.09.2022 при добыче щебня по строке 010 "Код вида добытого полезного ископаемого" отражать код 10017.
Статья: Многокомпонентные комплексные руды: особенности применения адвалорных и специфических ставок НДПИ
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Результаты. Изменение вида налоговой ставки НДПИ в отношении многокомпонентных комплексных руд и содержащихся в них полезных компонентов на территории Красноярского края привело к существенному росту эффективной налоговой ставки, что обусловило рост поступлений НДПИ. Обосновано, что распространение специфических ставок на другие российские регионы требует дифференциации таких ставок, что сопряжено с рисками несправедливого распределения налоговой нагрузки и усложнения налогового администрирования.
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Результаты. Изменение вида налоговой ставки НДПИ в отношении многокомпонентных комплексных руд и содержащихся в них полезных компонентов на территории Красноярского края привело к существенному росту эффективной налоговой ставки, что обусловило рост поступлений НДПИ. Обосновано, что распространение специфических ставок на другие российские регионы требует дифференциации таких ставок, что сопряжено с рисками несправедливого распределения налоговой нагрузки и усложнения налогового администрирования.
Статья: Евразийское экономическое пространство: налоговые риски государства и способы их устранения
(Андреева А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)5. Сидорова Е.Ю. Экономическая эффективность формирования обоснованных налоговых последствий при применении таможенной процедуры "Таможенный склад" в целях повышения устойчивости государства и бизнес-единиц / Е.Ю. Сидорова // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. N 1(463). С. 30 - 44.
(Андреева А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)5. Сидорова Е.Ю. Экономическая эффективность формирования обоснованных налоговых последствий при применении таможенной процедуры "Таможенный склад" в целях повышения устойчивости государства и бизнес-единиц / Е.Ю. Сидорова // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. N 1(463). С. 30 - 44.
Статья: Подводные камни исчисления НДПИ при добыче строительного камня
(Абдурахманова Х.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 17-18)Однако в последние несколько лет практика изменилась. Начиная с Уральского округа, по результатам налоговых проверок налоговые органы стали массово пересчитывать сумму НДПИ, исходя не из стоимости добытого строительного камня, а из стоимости реализации конечной продукции переработки, то есть из стоимости продажи щебня. Поскольку продукт переработки значительно дороже исходного полезного ископаемого, НДПИ увеличился в несколько раз. При оспаривании результатов проверки в судах налогоплательщики стали проигрывать <2>.
(Абдурахманова Х.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 17-18)Однако в последние несколько лет практика изменилась. Начиная с Уральского округа, по результатам налоговых проверок налоговые органы стали массово пересчитывать сумму НДПИ, исходя не из стоимости добытого строительного камня, а из стоимости реализации конечной продукции переработки, то есть из стоимости продажи щебня. Поскольку продукт переработки значительно дороже исходного полезного ископаемого, НДПИ увеличился в несколько раз. При оспаривании результатов проверки в судах налогоплательщики стали проигрывать <2>.
Статья: Анализ влияния изменения ключевой ставки Центрального банка РФ на налогообложение в 2022 - 2023 гг.
(Бобошко Д.Ю., Синько Д.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)- для взаимозависимых лиц, чья взаимозависимость не связана с уплатой (НДПИ), интервал предельных значений "от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" изменялся дважды: сначала "от 75 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г., затем "от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. <9>.
(Бобошко Д.Ю., Синько Д.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)- для взаимозависимых лиц, чья взаимозависимость не связана с уплатой (НДПИ), интервал предельных значений "от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" изменялся дважды: сначала "от 75 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г., затем "от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ" на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. <9>.
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)По итогам рассматриваемого периода поступления налога на добычу полезных ископаемых сократились незначительно - на 0,9%. Кроме того, доля данного налога в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов России невелика и составляет по итогам 2020 г. 0,5%. По итогам 2020 г. ниже прошлогодних оказались поступления акцизов (на 4,1%, или на 0,45 млрд руб.), которые уменьшились из-за изменения законодательства и перечня подакцизных товаров, увеличения ставок и изменения объемов реализации подакцизных товаров, а также изменения макроэкономических показателей (например, благодаря изменению цен на природный газ в бюджет дополнительно поступило 6,3 млрд руб.).
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)По итогам рассматриваемого периода поступления налога на добычу полезных ископаемых сократились незначительно - на 0,9%. Кроме того, доля данного налога в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов России невелика и составляет по итогам 2020 г. 0,5%. По итогам 2020 г. ниже прошлогодних оказались поступления акцизов (на 4,1%, или на 0,45 млрд руб.), которые уменьшились из-за изменения законодательства и перечня подакцизных товаров, увеличения ставок и изменения объемов реализации подакцизных товаров, а также изменения макроэкономических показателей (например, благодаря изменению цен на природный газ в бюджет дополнительно поступило 6,3 млрд руб.).
Статья: Конкурентное право и отраслевые товарные рынки: рынок цветной металлургии
(Варламова А.Н., Куркина С.В., Грехова Д.А., Кузьмина А.В., Ситников Е.В., Волков Г.Г.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Учитывая значительный налоговый потенциал цветной металлургии <23>, "более равномерное распределение налоговой нагрузки для различных отраслей экономики предполагается осуществить во многом за счет повышения налогов для металлургов" <24>. Соответствующие предложения неоднократно выдвигались на протяжении последних лет (так называемый список Белоусова). Реально данные предложения были воплощены принятием Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в гл. 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" <25>. Указанным Федеральным законом вводится рентный коэффициент в размере 3,5 к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
(Варламова А.Н., Куркина С.В., Грехова Д.А., Кузьмина А.В., Ситников Е.В., Волков Г.Г.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Учитывая значительный налоговый потенциал цветной металлургии <23>, "более равномерное распределение налоговой нагрузки для различных отраслей экономики предполагается осуществить во многом за счет повышения налогов для металлургов" <24>. Соответствующие предложения неоднократно выдвигались на протяжении последних лет (так называемый список Белоусова). Реально данные предложения были воплощены принятием Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в гл. 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" <25>. Указанным Федеральным законом вводится рентный коэффициент в размере 3,5 к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).