Ндфл с субсидий 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Ндфл с субсидий 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 N 21АП-5366/2023 по делу N А83-25862/2021
Требование: О взыскании средств субсидии, использованных с нарушением требований.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Поскольку, субсидия была израсходована на оплату труда работника общества, то подлежит удержанию и перечислению налоговым агентом НДФЛ (Письмо Минфина России от 02 сентября 2020 года N 03-04-06/76902), в порядке, предусмотренном главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а отсутствие такой оплаты НДФЛ влечет специальное последствие - принудительное взыскание налога, но не возврат субсидии. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу N А83-24654/2021, оставленном без изменения определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2023 N 310-ЭС23-3056.
Требование: О взыскании средств субсидии, использованных с нарушением требований.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Поскольку, субсидия была израсходована на оплату труда работника общества, то подлежит удержанию и перечислению налоговым агентом НДФЛ (Письмо Минфина России от 02 сентября 2020 года N 03-04-06/76902), в порядке, предусмотренном главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а отсутствие такой оплаты НДФЛ влечет специальное последствие - принудительное взыскание налога, но не возврат субсидии. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу N А83-24654/2021, оставленном без изменения определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2023 N 310-ЭС23-3056.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидия перечислялась до конца 2020 г. (п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 N 783). После того как деньги переводились получателю субсидии, информация об этом появлялась в мобильном приложении "Мой налог" (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 N 783).
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидия перечислялась до конца 2020 г. (п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 N 783). После того как деньги переводились получателю субсидии, информация об этом появлялась в мобильном приложении "Мой налог" (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 N 783).
Готовое решение: Как учесть субсидии для целей налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидию, которую вы признали в доходах, а потом ее пришлось вернуть, например, потому что вы ее не использовали, исключите из доходов в размере возвращенной суммы. Для этого подайте уточненные декларации за те периоды, в которых учли субсидию (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, Письма Минфина России от 31.08.2022 N 03-03-06/1/84813, от 18.06.2020 N 03-03-06/1/52448, от 19.05.2020 N 03-03-07/41091).
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидию, которую вы признали в доходах, а потом ее пришлось вернуть, например, потому что вы ее не использовали, исключите из доходов в размере возвращенной суммы. Для этого подайте уточненные декларации за те периоды, в которых учли субсидию (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, Письма Минфина России от 31.08.2022 N 03-03-06/1/84813, от 18.06.2020 N 03-03-06/1/52448, от 19.05.2020 N 03-03-07/41091).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 27.10.2023 N БВ-4-7/13775@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Возражая против требований Министерства общество указало, что при получении субсидии денежные средства могут быть использованы на любые расходы для осуществления деятельности, без обязательного распределения исключительно на выплату заработной платы, что следует из пункта 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020. Суммы полученной субсидии израсходованы обществом на компенсацию текущих расходов, а заработная плата, облагаемая налогом на доходы физических лиц, в апреле и мае 2020 года не начислена и не выплачена. В этой связи, по мнению общества, у него не возникает обязанность налогового агента удержать и уплатить в бюджет соответствующие суммы налога на доходы физических лиц. Кроме того, сумма субсидии включена в налогооблагаемый доход по упрощенной системе налогообложения за 2020 год, с которого уплачен налог.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Возражая против требований Министерства общество указало, что при получении субсидии денежные средства могут быть использованы на любые расходы для осуществления деятельности, без обязательного распределения исключительно на выплату заработной платы, что следует из пункта 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020. Суммы полученной субсидии израсходованы обществом на компенсацию текущих расходов, а заработная плата, облагаемая налогом на доходы физических лиц, в апреле и мае 2020 года не начислена и не выплачена. В этой связи, по мнению общества, у него не возникает обязанность налогового агента удержать и уплатить в бюджет соответствующие суммы налога на доходы физических лиц. Кроме того, сумма субсидии включена в налогооблагаемый доход по упрощенной системе налогообложения за 2020 год, с которого уплачен налог.
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Не облагаются НДФЛ субсидии (гранты в форме субсидии), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета, полученные физическим лицом в 2020 г. в размере, соответствующем сумме уплаченного таким физическим лицом НПД за 2019 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Не облагаются НДФЛ субсидии (гранты в форме субсидии), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета, полученные физическим лицом в 2020 г. в размере, соответствующем сумме уплаченного таким физическим лицом НПД за 2019 г.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
Статья: Налог на профессиональный доход - пять лет эксперимента: промежуточные итоги
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<9> Такие меры поддержки могут предусматриваться и на муниципальном уровне. См.: Постановление Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от 3 августа 2020 г. N 645-па (ред. от 11.07.2023) "Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий гражданам, впервые зарегистрированным в качестве самозанятых" // СПС "КонсультантПлюс".
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<9> Такие меры поддержки могут предусматриваться и на муниципальном уровне. См.: Постановление Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от 3 августа 2020 г. N 645-па (ред. от 11.07.2023) "Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий гражданам, впервые зарегистрированным в качестве самозанятых" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Необлагаемый минимум в дизайне НДФЛ: опыт и перспективы
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)У данного подхода есть основания. По данным ФНС России за 2018 г., около 15 млн человек получили налоговый вычет на первого ребенка, а это значит, что он охватывает большинство населения, признаваемого малоимущим. Однако следует учитывать, что содействие семьям с детьми и помощь материально нуждающимся гражданам - это разные цели налоговой политики, которые образуют отдельные основания для снижения налоговой нагрузки и должны воплощаться в самостоятельно действующих вычетах. Это легко доказывается тем, что и сегодня вычет на ребенка предоставляется независимо от права на получение других, личных стандартных вычетов и не подменяет их, тогда как одинокие налогоплательщики при нуждаемости платят налог на доходы в полном объеме, без каких бы то ни было исключений. Тем самым налоговая нагрузка может быть снижена исходя из состава семьи, но низкий доход не является достаточным критерием для корректировки налоговых обязательств. Более того, если одновременно рассматривать вычет на ребенка как инструмент борьбы с бедностью, а экономию от его применения - в качестве налоговой субсидии семье, то получится, что вся налоговая выгода, возникающая из вычета, на самом деле поглощается суммой налога, которую должен уплатить малообеспеченный налогоплательщик. Иными словами, источником такой субсидии являются денежные средства самого налогоплательщика, поскольку, как отметил Минфин России в письме от 27 марта 2020 г. N 03-04-05/24526, доход родителя, который не превышает прожиточного минимума, не освобождается от налогообложения.
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)У данного подхода есть основания. По данным ФНС России за 2018 г., около 15 млн человек получили налоговый вычет на первого ребенка, а это значит, что он охватывает большинство населения, признаваемого малоимущим. Однако следует учитывать, что содействие семьям с детьми и помощь материально нуждающимся гражданам - это разные цели налоговой политики, которые образуют отдельные основания для снижения налоговой нагрузки и должны воплощаться в самостоятельно действующих вычетах. Это легко доказывается тем, что и сегодня вычет на ребенка предоставляется независимо от права на получение других, личных стандартных вычетов и не подменяет их, тогда как одинокие налогоплательщики при нуждаемости платят налог на доходы в полном объеме, без каких бы то ни было исключений. Тем самым налоговая нагрузка может быть снижена исходя из состава семьи, но низкий доход не является достаточным критерием для корректировки налоговых обязательств. Более того, если одновременно рассматривать вычет на ребенка как инструмент борьбы с бедностью, а экономию от его применения - в качестве налоговой субсидии семье, то получится, что вся налоговая выгода, возникающая из вычета, на самом деле поглощается суммой налога, которую должен уплатить малообеспеченный налогоплательщик. Иными словами, источником такой субсидии являются денежные средства самого налогоплательщика, поскольку, как отметил Минфин России в письме от 27 марта 2020 г. N 03-04-05/24526, доход родителя, который не превышает прожиточного минимума, не освобождается от налогообложения.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
Статья: Налоги невоенного времени
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2022, N 11)1. По предложению Президента РФ весной 2020 года самозанятым в качестве антикризисной меры были предоставлены субсидии в размере 100% уплаченных ими налогов за предыдущий год.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2022, N 11)1. По предложению Президента РФ весной 2020 года самозанятым в качестве антикризисной меры были предоставлены субсидии в размере 100% уплаченных ими налогов за предыдущий год.
Статья: Страховые взносы и соцвыплаты работникам здравоохранения
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)Субсидия, предоставленная учреждению, не входила в фонд оплаты труда, а являлась социальной выплатой, которая не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)Субсидия, предоставленная учреждению, не входила в фонд оплаты труда, а являлась социальной выплатой, которая не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.