Ндфл с процентов по вкладам в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Ндфл с процентов по вкладам в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прямые, косвенные и иные федеральные налоги и их влияние на сущность налоговой системы России
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)Лидерами в каждой из трех федеральных налоговых пар стали: налог на прибыль организаций - 20,5% (у НДФЛ - 19,8%); НДС - 19,5% (у акцизов - 2,3%); НДПИ - 24,7% (у водного налога менее - 0,02%, у НДД - 3,4%). Благодаря им консолидированный российский бюджет сверстан почти на 65% от общего размера всех налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами, а вместе с НДФЛ, акцизами и водным налогом их вклад составил более 90%.
(Бобринев Р.В.)
("Финансовое право", 2023, NN 11, 12)Лидерами в каждой из трех федеральных налоговых пар стали: налог на прибыль организаций - 20,5% (у НДФЛ - 19,8%); НДС - 19,5% (у акцизов - 2,3%); НДПИ - 24,7% (у водного налога менее - 0,02%, у НДД - 3,4%). Благодаря им консолидированный российский бюджет сверстан почти на 65% от общего размера всех налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами, а вместе с НДФЛ, акцизами и водным налогом их вклад составил более 90%.
Статья: О налогообложении вкладов и облигаций и необходимости квалификации пассивных доходов
(Беломытцева О.С., Баландина А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)Согласно Письму Минфина России от 20.11.2020 N 03-04-07/101287 доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ за налоговый период, в котором указанные доходы были фактически получены. Однако если по условиям договора, стороной которого является клиент банка, проценты зачисляются банком в счет пополнения того же вклада клиента, то доход в виде таких процентов учитывается в целях налогообложения в налоговом периоде, в котором произведено указанное зачисление процентов.
(Беломытцева О.С., Баландина А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)Согласно Письму Минфина России от 20.11.2020 N 03-04-07/101287 доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ за налоговый период, в котором указанные доходы были фактически получены. Однако если по условиям договора, стороной которого является клиент банка, проценты зачисляются банком в счет пополнения того же вклада клиента, то доход в виде таких процентов учитывается в целях налогообложения в налоговом периоде, в котором произведено указанное зачисление процентов.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Он посчитал, что разъяснения, данные в письме, нарушают его право на изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств; создает неравноправное положение для вкладчиков по вкладам в банках в зависимости от условий договоров банковского вклада, заключенных до 1 января 2021 г., срок действия которых истекает соответственно до 31 декабря 2020 г. и после 1 января 2021 г., так как по таким договорам доход в виде выплаты процентов по вкладу при истечении срока договора до 31 декабря 2020 г. Не облагается налогом на доходы физических лиц, а по договорам, срок действия которых истек после 1 января 2021 г., облагается НДФЛ. По мнению административного истца, положение подпункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно использовать в отношении доходов в виде процентов, формировавшихся до вступления в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 102-ФЗ.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Он посчитал, что разъяснения, данные в письме, нарушают его право на изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств; создает неравноправное положение для вкладчиков по вкладам в банках в зависимости от условий договоров банковского вклада, заключенных до 1 января 2021 г., срок действия которых истекает соответственно до 31 декабря 2020 г. и после 1 января 2021 г., так как по таким договорам доход в виде выплаты процентов по вкладу при истечении срока договора до 31 декабря 2020 г. Не облагается налогом на доходы физических лиц, а по договорам, срок действия которых истек после 1 января 2021 г., облагается НДФЛ. По мнению административного истца, положение подпункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно использовать в отношении доходов в виде процентов, формировавшихся до вступления в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 102-ФЗ.
Вопрос: Об изменении законодательства в части НДФЛ с выплат по договорам добровольного страхования жизни и получении социальных вычетов по НДФЛ в сумме уплаченных страховых взносов по таким договорам.
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-04-05/64728)В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отменено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам (пункт 25 статьи 217 Кодекса), а также отменен особый порядок налогообложения процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, и процентов (купонов) по обращающимся облигациям российских организаций, который исключал из налоговой базы проценты (купоны) в части дохода, рассчитанного с учетом ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 процентных пунктов (ранее действовавшая редакция статьи 214.2 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-04-05/64728)В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отменено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам (пункт 25 статьи 217 Кодекса), а также отменен особый порядок налогообложения процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, и процентов (купонов) по обращающимся облигациям российских организаций, который исключал из налоговой базы проценты (купоны) в части дохода, рассчитанного с учетом ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 процентных пунктов (ранее действовавшая редакция статьи 214.2 Кодекса).
Статья: Налоговые вычеты по НДФЛ
(Пугачев А.А.)
("Финансы", 2023, N 4)В 2020 г. сумма предоставленных налоговых вычетов по НДФЛ превысила 30 трлн руб. Ее превалирующую долю (около 80%) составляет вычет в сумме расходов (убытков), связанных с получением дохода от операций с ценными бумагами, - 24,2 трлн руб. За рассматриваемый период, с 2015 по 2020 г., сумма вычетов выросла в 5,3 раза, также за счет этого вычета, который, в свою очередь, возрос в 22,5 раза. Такой резкий рост вычетов по операциям с ценными бумагами объясняется как повышением инвестиционной активности граждан на фоне снижения ставок по банковским вкладам, так и падением на рынках в 2020 г. вследствие коронакризиса, когда убытки на рынке были весьма существенными.
(Пугачев А.А.)
("Финансы", 2023, N 4)В 2020 г. сумма предоставленных налоговых вычетов по НДФЛ превысила 30 трлн руб. Ее превалирующую долю (около 80%) составляет вычет в сумме расходов (убытков), связанных с получением дохода от операций с ценными бумагами, - 24,2 трлн руб. За рассматриваемый период, с 2015 по 2020 г., сумма вычетов выросла в 5,3 раза, также за счет этого вычета, который, в свою очередь, возрос в 22,5 раза. Такой резкий рост вычетов по операциям с ценными бумагами объясняется как повышением инвестиционной активности граждан на фоне снижения ставок по банковским вкладам, так и падением на рынках в 2020 г. вследствие коронакризиса, когда убытки на рынке были весьма существенными.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 31.01.2023 N БС-3-11/1179@ <О возврате положительного сальдо ЕНС>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Наглядный пример. Допустим, у пенсионера есть доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%. Тогда он вправе получить вычет при покупке жилья (по подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ), подав в 2022 году декларацию за 2021 год, а также за налоговые периоды 2020, 2019 и 2018 годов (Письмо Минфина России от 11.11.2022 N 03-04-05/110057).
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 4)Наглядный пример. Допустим, у пенсионера есть доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%. Тогда он вправе получить вычет при покупке жилья (по подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ), подав в 2022 году декларацию за 2021 год, а также за налоговые периоды 2020, 2019 и 2018 годов (Письмо Минфина России от 11.11.2022 N 03-04-05/110057).
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Можно привести более свежий пример социально-экономического решения властей, обусловленного уже упоминавшимися выше событиями: падением на мировых рынках цен на нефть в марте 2020 г. и приостановлением деятельности в связи с эпидемией коронавируса многих предприятий и организаций, в результате чего произошло существенное сокращение налоговых поступлений в бюджет. Президент РФ выступил с инициативой ввести дополнительный подоходный налог с граждан на проценты, полученные от их банковских вкладов, если общий размер этих вкладов превышает 1 млн руб. По мнению Президента РФ, такой налог существует во многих зарубежных странах, и эта мера затронет всего лишь 1% вкладчиков <18>. Можно, конечно, подискутировать о том, что сбережения в миллион рублей - не такая уж роскошь. Они могут образоваться от продажи квартиры, машины, дачи или если просто копить несколько лет. Данная сумма вполне соизмерима с источниками доходов представителей так называемого среднего класса, о необходимости развития которого так много говорится в России. Допустим, что в течение 3 - 5 лет работы такой человек откладывал в банк часть своей зарплаты, из которой уже был вычтен 13%-ный подоходный налог. Вряд ли можно всерьез говорить, что вкладчик, внося эти суммы, например, под 5%, обогатится, поскольку уровень инфляции в отдельные периоды перекрывает депозитные проценты. Несмотря на это, с таких процентов также взимается 13%-ный подоходный налог. Помимо сомнений в справедливости этой меры, представляется, что это может вызвать и кризис в банковской сфере, поскольку отпугнет многих потенциальных вкладчиков из-за перспективы получения своих вкладов после их хранения в банках с "отрицательным балансом". Думается, что по аналогии с вышеприведенной позицией по вопросу о повышении пенсионного возраста Конституционный Суд вряд ли будет рассматривать указанные аспекты и доводы в случае направления ему заявления о признании этого закона неконституционным. Конечно, Конституционный Суд не вправе за законодателя решать вопрос о том, в частности, с какого именно размера депозитного вклада и в каком размере взыскивать подоходный налог. Но очевидно и то, что это дискреция законодателя не снимает саму проблему о соразмерности законодательного ограничения прав и свобод человека. В итоге получается, что вопрос о соразмерности ограничения прав при отсутствии явных признаков неконституционности принятого закона может быть решен только самим законодателем <19>.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Можно привести более свежий пример социально-экономического решения властей, обусловленного уже упоминавшимися выше событиями: падением на мировых рынках цен на нефть в марте 2020 г. и приостановлением деятельности в связи с эпидемией коронавируса многих предприятий и организаций, в результате чего произошло существенное сокращение налоговых поступлений в бюджет. Президент РФ выступил с инициативой ввести дополнительный подоходный налог с граждан на проценты, полученные от их банковских вкладов, если общий размер этих вкладов превышает 1 млн руб. По мнению Президента РФ, такой налог существует во многих зарубежных странах, и эта мера затронет всего лишь 1% вкладчиков <18>. Можно, конечно, подискутировать о том, что сбережения в миллион рублей - не такая уж роскошь. Они могут образоваться от продажи квартиры, машины, дачи или если просто копить несколько лет. Данная сумма вполне соизмерима с источниками доходов представителей так называемого среднего класса, о необходимости развития которого так много говорится в России. Допустим, что в течение 3 - 5 лет работы такой человек откладывал в банк часть своей зарплаты, из которой уже был вычтен 13%-ный подоходный налог. Вряд ли можно всерьез говорить, что вкладчик, внося эти суммы, например, под 5%, обогатится, поскольку уровень инфляции в отдельные периоды перекрывает депозитные проценты. Несмотря на это, с таких процентов также взимается 13%-ный подоходный налог. Помимо сомнений в справедливости этой меры, представляется, что это может вызвать и кризис в банковской сфере, поскольку отпугнет многих потенциальных вкладчиков из-за перспективы получения своих вкладов после их хранения в банках с "отрицательным балансом". Думается, что по аналогии с вышеприведенной позицией по вопросу о повышении пенсионного возраста Конституционный Суд вряд ли будет рассматривать указанные аспекты и доводы в случае направления ему заявления о признании этого закона неконституционным. Конечно, Конституционный Суд не вправе за законодателя решать вопрос о том, в частности, с какого именно размера депозитного вклада и в каком размере взыскивать подоходный налог. Но очевидно и то, что это дискреция законодателя не снимает саму проблему о соразмерности законодательного ограничения прав и свобод человека. В итоге получается, что вопрос о соразмерности ограничения прав при отсутствии явных признаков неконституционности принятого закона может быть решен только самим законодателем <19>.