НДФЛ с доходов в 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу НДФЛ с доходов в 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Гражданином в 2021 г. получен облагаемый НДФЛ доход, который должен был быть задекларирован, но фактически не задекларирован. Обязан ли налогоплательщик представить декларацию и уплатить налог? Может ли налоговый орган применить меры ответственности?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: Гражданином в 2021 г. получен облагаемый НДФЛ доход, который должен был быть задекларирован, но фактически не задекларирован. Обязан ли налогоплательщик представить декларацию и уплатить налог? Может ли налоговый орган применить меры ответственности?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: Гражданином в 2021 г. получен облагаемый НДФЛ доход, который должен был быть задекларирован, но фактически не задекларирован. Обязан ли налогоплательщик представить декларацию и уплатить налог? Может ли налоговый орган применить меры ответственности?
Вопрос: Об НДФЛ с доходов, полученных в 2021 г. от продажи жилого дома и земельного участка под ним.
(Письмо ФНС России от 23.04.2024 N БС-4-11/4825@)Вопрос: Об НДФЛ с доходов, полученных в 2021 г. от продажи жилого дома и земельного участка под ним.
(Письмо ФНС России от 23.04.2024 N БС-4-11/4825@)Вопрос: Об НДФЛ с доходов, полученных в 2021 г. от продажи жилого дома и земельного участка под ним.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)По результатам проведенных налоговых проверок представленных индивидуальным предпринимателем расчетов по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ) за 2021 год налоговым органом вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым предпринимателю начислены страховые взносы, взыскан штраф по пункту 3 статьи 122 НК РФ, начислен НДФЛ как налоговому агенту и взыскан штраф по пункту 1 статьи 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление налоговым агентом в установленный срок НДФЛ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)По результатам проведенных налоговых проверок представленных индивидуальным предпринимателем расчетов по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ) за 2021 год налоговым органом вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым предпринимателю начислены страховые взносы, взыскан штраф по пункту 3 статьи 122 НК РФ, начислен НДФЛ как налоговому агенту и взыскан штраф по пункту 1 статьи 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление налоговым агентом в установленный срок НДФЛ.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Переходный период исчисления НДФЛ в отношении доходов за 2021 - 2023 гг., установленный ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ, предусматривал применение налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 224 НК РФ, к каждой налоговой базе отдельно. При этом переходный период был предусмотрен только для налоговых агентов, выплачивающих доходы налогоплательщикам. Пересчет разницы между суммами НДФЛ, рассчитанными по каждой налоговой базе и по совокупности налоговых баз, производил налоговый орган. Уплата доначисленного НДФЛ производилась непосредственно налогоплательщиком на основании уведомлений ИФНС России (п. 6 ст. 228 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Переходный период исчисления НДФЛ в отношении доходов за 2021 - 2023 гг., установленный ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ, предусматривал применение налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 224 НК РФ, к каждой налоговой базе отдельно. При этом переходный период был предусмотрен только для налоговых агентов, выплачивающих доходы налогоплательщикам. Пересчет разницы между суммами НДФЛ, рассчитанными по каждой налоговой базе и по совокупности налоговых баз, производил налоговый орган. Уплата доначисленного НДФЛ производилась непосредственно налогоплательщиком на основании уведомлений ИФНС России (п. 6 ст. 228 НК РФ).
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 18.03.2024 N 03-04-06/23964 указывается, что на основании п. 90 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021 - 2023 годах.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 18.03.2024 N 03-04-06/23964 указывается, что на основании п. 90 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021 - 2023 годах.
Вопрос: Об НДФЛ с дохода, полученного в 2021 г. от продажи земельного участка, находившегося в собственности физлица менее пяти лет с момента его образования.
(Письмо ФНС России от 15.01.2024 N БС-17-11/78@)Вопрос: Об НДФЛ с дохода, полученного в 2021 г. от продажи земельного участка, находившегося в собственности физлица менее пяти лет с момента его образования.
(Письмо ФНС России от 15.01.2024 N БС-17-11/78@)Вопрос: Об НДФЛ с дохода, полученного в 2021 г. от продажи земельного участка, находившегося в собственности физлица менее пяти лет с момента его образования.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 24.11.2022 N 03-04-06/114923 <Об НДФЛ при получении работником дивидендов, если общая сумма выплаченных ему доходов превышает 5 млн руб. за налоговый период>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)С 2021 года введена прогрессивная шкала по НДФЛ. С дохода свыше 5 миллионов рублей ставка НДФЛ повышается до 15%.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)С 2021 года введена прогрессивная шкала по НДФЛ. С дохода свыше 5 миллионов рублей ставка НДФЛ повышается до 15%.
Статья: Учение А. Пигу об общественном благосостоянии: история и опыт современного прочтения антикризисных финансово-правовых мер
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)1) Налоговые льготы, обеспечивающие снижение налогового бремени субъектам экономической деятельности и лицам, которые нуждаются в социальной поддержке. На федеральном уровне правового регулирования в качестве примера к таковым относятся расширение перечня операций, не облагаемых НДС <8>, отмена повышающих коэффициентов по транспортному налогу. В этот перечень можно внести и налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на отдельные виды доходов в целях поддержки уровня жизни населения в нестабильных экономических условиях: не облагаются НДФЛ доходы по вкладам, полученным физическими лицами в 2021 и 2022 гг., материальная выгода за тот же период <9>; расширяется сфера применения социальных вычетов <10>. Обратимся к анализу регионального налогового законодательства. Так, Закон Ярославской области от 7 октября 2003 г. N 73-З (ред. от 28.11.2022) "О налоге на имущество организаций" вводит налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по отдельным видам экономической деятельности, для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области. Кстати, на местном уровне правового регулирования решением муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 г. N 146 (ред. от 31.10.2019 N 306) "О земельном налоге" также установлены налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности.
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)1) Налоговые льготы, обеспечивающие снижение налогового бремени субъектам экономической деятельности и лицам, которые нуждаются в социальной поддержке. На федеральном уровне правового регулирования в качестве примера к таковым относятся расширение перечня операций, не облагаемых НДС <8>, отмена повышающих коэффициентов по транспортному налогу. В этот перечень можно внести и налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на отдельные виды доходов в целях поддержки уровня жизни населения в нестабильных экономических условиях: не облагаются НДФЛ доходы по вкладам, полученным физическими лицами в 2021 и 2022 гг., материальная выгода за тот же период <9>; расширяется сфера применения социальных вычетов <10>. Обратимся к анализу регионального налогового законодательства. Так, Закон Ярославской области от 7 октября 2003 г. N 73-З (ред. от 28.11.2022) "О налоге на имущество организаций" вводит налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по отдельным видам экономической деятельности, для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области. Кстати, на местном уровне правового регулирования решением муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 г. N 146 (ред. от 31.10.2019 N 306) "О земельном налоге" также установлены налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности.
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)В применении данного подхода прослеживается приоритет фискальной политики и обеспечения стабильности бюджета, о которых мы ранее писали. Несмотря на отсутствие единого мнения о составе и количестве выполняемых налогами функций, большинство ученых считают основной среди них фискальную. С помощью данной функции реализуется главное предназначение налогов - формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ <68>. В данном случае приведенные нами практики служат средством увеличения доходов бюджетов. Так, обложение доходов физических лиц, превышающих 5 млн руб., Е.С. Осипова связывает с "внутренними экономическими проблемами, которые обострились в период коронавирусной пандемии, и, соответственно, нехваткой налоговых ресурсов" <69>. С другой стороны, введенное с 01.01.2021 обложение НДФЛ доходов по вкладам (остаткам на счетах) по новым правилам не увязывалось с какими-либо целевыми расходами бюджета <70>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)В применении данного подхода прослеживается приоритет фискальной политики и обеспечения стабильности бюджета, о которых мы ранее писали. Несмотря на отсутствие единого мнения о составе и количестве выполняемых налогами функций, большинство ученых считают основной среди них фискальную. С помощью данной функции реализуется главное предназначение налогов - формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ <68>. В данном случае приведенные нами практики служат средством увеличения доходов бюджетов. Так, обложение доходов физических лиц, превышающих 5 млн руб., Е.С. Осипова связывает с "внутренними экономическими проблемами, которые обострились в период коронавирусной пандемии, и, соответственно, нехваткой налоговых ресурсов" <69>. С другой стороны, введенное с 01.01.2021 обложение НДФЛ доходов по вкладам (остаткам на счетах) по новым правилам не увязывалось с какими-либо целевыми расходами бюджета <70>.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Следует ли считать верным утверждение налогового органа, что налоговые базы для расчета НДФЛ в отношении доходов в 2021, 2022 гг. согласно Закону N 372-ФЗ учитываются отдельно исключительно налоговыми агентами, а для налогоплательщика расчет НДФЛ за указанные годы производится с учетом совокупности всех баз.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Следует ли считать верным утверждение налогового органа, что налоговые базы для расчета НДФЛ в отношении доходов в 2021, 2022 гг. согласно Закону N 372-ФЗ учитываются отдельно исключительно налоговыми агентами, а для налогоплательщика расчет НДФЛ за указанные годы производится с учетом совокупности всех баз.
Статья: Анализ влияния изменения ключевой ставки Центрального банка РФ на налогообложение в 2022 - 2023 гг.
(Бобошко Д.Ю., Синько Д.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)В связи с повышением ключевой ставки 28 февраля 2022 г. до 20% в разы повысились и проценты по вкладам. Это говорит о том, что доходы лиц по таким вкладам вырастут, так же как и сумма налога, которую будет необходимо уплатить. Поэтому Председателем Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) Михаилом Мишустиным было объявлено о возможном освобождении от уплаты НДФЛ с доходов от банковских вкладов, полученных в 2021 и 2022 гг. Позже Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации утвердила отмену НДФЛ с доходов по процентам от банковских вкладов за 2021 и 2022 гг., которые было бы необходимо уплатить в 2022 и 2023 гг. При этом вносятся изменения в правила налогообложения процентных доходов по вкладам, которые распространятся на будущие налоговые периоды после 2022 г. Появляется новая система расчета необлагаемого дохода - произведение 1 млн руб. и максимального значения ключевой ставки Центрального банка РФ в рассматриваемом году, а не ставки на 1 января налогового периода, что позволит нивелировать колебания ставки по депозитам в пользу налогоплательщика при исчислении НДФЛ <5>.
(Бобошко Д.Ю., Синько Д.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)В связи с повышением ключевой ставки 28 февраля 2022 г. до 20% в разы повысились и проценты по вкладам. Это говорит о том, что доходы лиц по таким вкладам вырастут, так же как и сумма налога, которую будет необходимо уплатить. Поэтому Председателем Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) Михаилом Мишустиным было объявлено о возможном освобождении от уплаты НДФЛ с доходов от банковских вкладов, полученных в 2021 и 2022 гг. Позже Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации утвердила отмену НДФЛ с доходов по процентам от банковских вкладов за 2021 и 2022 гг., которые было бы необходимо уплатить в 2022 и 2023 гг. При этом вносятся изменения в правила налогообложения процентных доходов по вкладам, которые распространятся на будущие налоговые периоды после 2022 г. Появляется новая система расчета необлагаемого дохода - произведение 1 млн руб. и максимального значения ключевой ставки Центрального банка РФ в рассматриваемом году, а не ставки на 1 января налогового периода, что позволит нивелировать колебания ставки по депозитам в пользу налогоплательщика при исчислении НДФЛ <5>.