Назначение пенсии осужденным
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение пенсии осужденным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях"Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в подпункте "к" пункта 1 закрепило правило, согласно которому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85. В названном Списке содержится не только перечень должностей и профессий указанных работников, которым предоставлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, но и условие, при котором соответствующие периоды засчитываются в специальный стаж, - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Казенное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения отделения Пенсионного фонда РФ о привлечении страхователя к ответственности. Суд установил, что по результатам проверки Фонд пришел к выводу о необоснованном проставлении страхователем в индивидуальных сведениях медицинских работников кода особых условий труда 27-ОС. Фонд привлек учреждение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". Суд установил, что медицинские работники учреждения, работающие в структурном подразделении, находящемся на территории следственного изолятора, занимались медико-санитарным обеспечением осужденных, которые были заняты на хозяйственных работах в следственном изоляторе, а также лиц, находящихся под стражей. Суд пришел к выводу, что условия работы медицинских работников соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, согласно которым медицинские работники, непосредственно занятые на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, имеют право на досрочное назначение пенсии. Суд признал неправомерным привлечение учреждения к ответственности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Казенное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения отделения Пенсионного фонда РФ о привлечении страхователя к ответственности. Суд установил, что по результатам проверки Фонд пришел к выводу о необоснованном проставлении страхователем в индивидуальных сведениях медицинских работников кода особых условий труда 27-ОС. Фонд привлек учреждение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". Суд установил, что медицинские работники учреждения, работающие в структурном подразделении, находящемся на территории следственного изолятора, занимались медико-санитарным обеспечением осужденных, которые были заняты на хозяйственных работах в следственном изоляторе, а также лиц, находящихся под стражей. Суд пришел к выводу, что условия работы медицинских работников соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 03.02.1994 N 85, согласно которым медицинские работники, непосредственно занятые на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, имеют право на досрочное назначение пенсии. Суд признал неправомерным привлечение учреждения к ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы формирования пенсионных прав лиц, осужденных к лишению свободы
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)В соответствии с п. 10 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 545н, пенсионеры, осужденные к лишению свободы, обращаются по вопросам выплаты и доставки пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. Заявления и документы, необходимые для выплаты и доставки пенсии пенсионеров, осужденных к лишению свободы, включая справку о нахождении (пребывании) осужденного в исправительном учреждении, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган ПФР. При этом оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осуществляются администрацией соответствующего учреждения. По общему мнению, сложность условий, определяющих право на страховые пенсии, сложность пенсионного законодательства негативно влияют на реализацию права на пенсию лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Одним из путей решения видится назначение страховой пенсии при возникновении права на нее даже при более позднем обращении за страховой пенсией <4>.
(Маматказин И.Р.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)В соответствии с п. 10 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 545н, пенсионеры, осужденные к лишению свободы, обращаются по вопросам выплаты и доставки пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. Заявления и документы, необходимые для выплаты и доставки пенсии пенсионеров, осужденных к лишению свободы, включая справку о нахождении (пребывании) осужденного в исправительном учреждении, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган ПФР. При этом оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осуществляются администрацией соответствующего учреждения. По общему мнению, сложность условий, определяющих право на страховые пенсии, сложность пенсионного законодательства негативно влияют на реализацию права на пенсию лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Одним из путей решения видится назначение страховой пенсии при возникновении права на нее даже при более позднем обращении за страховой пенсией <4>.
Статья: Вопросы соблюдения трудовых прав осужденных
(Винокуров М.В., Синькевич Р.О.)
("Законность", 2024, N 7)Одновременно с этим согласно ч. 2 ст. 103 УИК осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные к лишению свободы беременные женщины привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов.
(Винокуров М.В., Синькевич Р.О.)
("Законность", 2024, N 7)Одновременно с этим согласно ч. 2 ст. 103 УИК осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные к лишению свободы беременные женщины привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)2. Осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
(ред. от 07.04.2025)2. Осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Указанные положения нормативных правовых актов были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой при их реализации на практике исчисление специального страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинским работникам, занятым на таких работах в указанных учреждениях), установление по результатам специальной оценки соответствующего класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж на указанном основании, притом что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Указанные положения нормативных правовых актов были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой при их реализации на практике исчисление специального страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинским работникам, занятым на таких работах в указанных учреждениях), установление по результатам специальной оценки соответствующего класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж на указанном основании, притом что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности.