Назначение на должность генерального прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение на должность генерального прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бикамеральный парламентаризм в Российской Федерации
(Червинская А.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В отношении изменения назначения на должность Генерального прокурора и его заместителей необходимо сказать, что у Совета Федерации осталась только возможность их согласования и было ликвидировано юридическое основание для назначения на указанные должности. Вместе с тем список лиц в этой структуре, по которым Президент РФ должен консультироваться с Советом Федерации, расширен до прокуроров регионального уровня, военных и других специализированных прокуратур. То есть по факту произошло увеличение полномочий Совета Федерации в части консультирования Президента РФ по данному вопросу, но вместе с тем Совет Федерации утратил одну из главных возможностей формального контроля - назначение на должность Генерального прокурора и его заместителей.
(Червинская А.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В отношении изменения назначения на должность Генерального прокурора и его заместителей необходимо сказать, что у Совета Федерации осталась только возможность их согласования и было ликвидировано юридическое основание для назначения на указанные должности. Вместе с тем список лиц в этой структуре, по которым Президент РФ должен консультироваться с Советом Федерации, расширен до прокуроров регионального уровня, военных и других специализированных прокуратур. То есть по факту произошло увеличение полномочий Совета Федерации в части консультирования Президента РФ по данному вопросу, но вместе с тем Совет Федерации утратил одну из главных возможностей формального контроля - назначение на должность Генерального прокурора и его заместителей.
Статья: Влияние специальных полномочий Совета Федерации на его положение в системе разделения властей
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Во-первых, Совет Федерации лишился полномочий по назначению и освобождению от должности Генерального прокурора и его заместителей, вместо этого он получил возможность проведения консультаций с Президентом по вопросам назначения на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов и приравненных к ним прокуроров <25>. Порядок проведения таких консультаций был установлен Регламентом Совета Федерации <26> в главе 25. Важно отметить, что ни в Конституции, ни в Законе "О прокуратуре Российской Федерации" <27>, ни в Регламенте Совета Федерации не сказано, что следует за возможным отрицательным отзывом Совета Федерации по предложенным Президентом кандидатурам. Но поскольку порядок именуется консультативным, принятие решения находится в дискреции Президента, а потому он может прислушаться к мнению Совета Федерации и выбрать другую кандидатуру, а может и не согласиться с мнением сенаторов и все равно назначить Генерального прокурора (или иного нижестоящего). Таким образом, несмотря на усматриваемое на первый взгляд расширение предметов ведения Совета Федерации ввиду увеличения количества прокуроров, которые назначаются с принятием к сведению мнения Совета Федерации, фактически участие палаты в формировании прокурорского корпуса было значительно ограничено, теперь это скорее прерогатива Президента <28>.
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Во-первых, Совет Федерации лишился полномочий по назначению и освобождению от должности Генерального прокурора и его заместителей, вместо этого он получил возможность проведения консультаций с Президентом по вопросам назначения на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов и приравненных к ним прокуроров <25>. Порядок проведения таких консультаций был установлен Регламентом Совета Федерации <26> в главе 25. Важно отметить, что ни в Конституции, ни в Законе "О прокуратуре Российской Федерации" <27>, ни в Регламенте Совета Федерации не сказано, что следует за возможным отрицательным отзывом Совета Федерации по предложенным Президентом кандидатурам. Но поскольку порядок именуется консультативным, принятие решения находится в дискреции Президента, а потому он может прислушаться к мнению Совета Федерации и выбрать другую кандидатуру, а может и не согласиться с мнением сенаторов и все равно назначить Генерального прокурора (или иного нижестоящего). Таким образом, несмотря на усматриваемое на первый взгляд расширение предметов ведения Совета Федерации ввиду увеличения количества прокуроров, которые назначаются с принятием к сведению мнения Совета Федерации, фактически участие палаты в формировании прокурорского корпуса было значительно ограничено, теперь это скорее прерогатива Президента <28>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 12. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 12. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ
"О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации""е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;";
"О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации""е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;";
Статья: Поправки к Конституции Российской Федерации в контексте закрепления статусных положений о прокуратуре
(Винокуров А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)В то же время подчеркнем, что в законопроекте 2020 года применительно к пункту "е.1" статьи 83 Конституции речь шла о том, что глава государства "представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации".
(Винокуров А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)В то же время подчеркнем, что в законопроекте 2020 года применительно к пункту "е.1" статьи 83 Конституции речь шла о том, что глава государства "представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации".
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Генеральный прокурор назначается на должность министром юстиции ФРГ, прокуроры по представлению Генерального прокурора.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Генеральный прокурор назначается на должность министром юстиции ФРГ, прокуроры по представлению Генерального прокурора.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)На должность Генерального прокурора РФ назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, отвечающий установленным законом требованиям. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора РФ неоднократно. Генеральный прокурор РФ освобождается от должности Президентом РФ.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)На должность Генерального прокурора РФ назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, отвечающий установленным законом требованиям. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора РФ неоднократно. Генеральный прокурор РФ освобождается от должности Президентом РФ.
Ситуация: Кто имеет право на получение жилья вне очереди?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)назначенным на должности заместителей Генерального прокурора РФ; советников Генерального прокурора РФ, старших помощников и помощников Генерального прокурора РФ по особым поручениям; помощников заместителей Генерального прокурора РФ по особым поручениям, начальников главных управлений (в том числе начальника Главного управления Генеральной прокуратуры РФ по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам), заместителей начальника Главного управления Генеральной прокуратуры РФ по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам, начальников управлений (в том числе начальников управлений по федеральным округам) и отделов на правах управлений Генеральной прокуратуры РФ;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)назначенным на должности заместителей Генерального прокурора РФ; советников Генерального прокурора РФ, старших помощников и помощников Генерального прокурора РФ по особым поручениям; помощников заместителей Генерального прокурора РФ по особым поручениям, начальников главных управлений (в том числе начальника Главного управления Генеральной прокуратуры РФ по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам), заместителей начальника Главного управления Генеральной прокуратуры РФ по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам, начальников управлений (в том числе начальников управлений по федеральным округам) и отделов на правах управлений Генеральной прокуратуры РФ;
Статья: Конституционное закрепление контрольной деятельности Федерального Собрания РФ
(Галуева В.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Обязанность Генерального прокурора РФ отчитываться о состоянии законности и правопорядка в стране проведенной реформой была выведена на конституционный уровень и усилила этот контрольный институт. И в июне 2020 г. состоялся первый доклад за 2019 г., совпавший с назначением на должность нового Генерального прокурора РФ И. Краснова, который полностью поддержал введение данной нормы.
(Галуева В.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Обязанность Генерального прокурора РФ отчитываться о состоянии законности и правопорядка в стране проведенной реформой была выведена на конституционный уровень и усилила этот контрольный институт. И в июне 2020 г. состоялся первый доклад за 2019 г., совпавший с назначением на должность нового Генерального прокурора РФ И. Краснова, который полностью поддержал введение данной нормы.