Наведение справок упк
Подборка наиболее важных документов по запросу Наведение справок упк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 по делу N 77-1806/2024 (УИД 78RS0011-01-2021-004093-14)
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Вопреки доводам кассационных жалоб, у суда отсутствовали основания для признания недопустимыми доказательствами материалов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, поскольку каких-либо нарушений при производстве оперативно-розыскных мероприятий не допущено, они проводились в соответствии с требованиями закона для реализации целей и задач, установленных законом "Об ОРД". Изложенное относится как к результатам ОРМ, проведенным с участием П.А.С., так и к результатам ОРМ "наведение справок", в ходе которого получены выписки о движении денежных средств по счету компании "<данные изъяты>". Соответствующее ходатайство стороны защиты о признании этих документов недопустимыми в качестве доказательства рассмотрено судом в соответствии с требованиями ст. 271 УПК РФ, по нему принято мотивированное решение, несогласие с которым стороны защиты основанием для признания принятого решения незаконным не является.
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Вопреки доводам кассационных жалоб, у суда отсутствовали основания для признания недопустимыми доказательствами материалов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, поскольку каких-либо нарушений при производстве оперативно-розыскных мероприятий не допущено, они проводились в соответствии с требованиями закона для реализации целей и задач, установленных законом "Об ОРД". Изложенное относится как к результатам ОРМ, проведенным с участием П.А.С., так и к результатам ОРМ "наведение справок", в ходе которого получены выписки о движении денежных средств по счету компании "<данные изъяты>". Соответствующее ходатайство стороны защиты о признании этих документов недопустимыми в качестве доказательства рассмотрено судом в соответствии с требованиями ст. 271 УПК РФ, по нему принято мотивированное решение, несогласие с которым стороны защиты основанием для признания принятого решения незаконным не является.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменение существующей парадигмы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)1) дополнить положения ст. 74 УПК РФ ч. 3: "В качестве доказательств также допускаются результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные в ходе таких оперативно-розыскных мероприятий, как снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров, получение компьютерной информации, наведение справок, проведенных на основании судебного решения, при условии, что такие результаты отвечают требованиям настоящего Кодекса, а также содержат сведения, установление которых путем производства процессуальных действий невозможно либо нецелесообразно";
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)1) дополнить положения ст. 74 УПК РФ ч. 3: "В качестве доказательств также допускаются результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные в ходе таких оперативно-розыскных мероприятий, как снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров, получение компьютерной информации, наведение справок, проведенных на основании судебного решения, при условии, что такие результаты отвечают требованиям настоящего Кодекса, а также содержат сведения, установление которых путем производства процессуальных действий невозможно либо нецелесообразно";
Статья: Особенности квалификации фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности
(Макаров А.В., Страмилова Т.П., Фирсов О.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)В практике встречаются случаи, когда сотрудники неоперативных подразделений (участковые уполномоченные полиции, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних, инспектора ГИБДД и др.) отражают результаты проводимой работы как результаты ОРМ. Однако фактически они осуществляли не ОРМ, а схожие гласные административные действия (опрос, наведение справок, сбор образцов и др.), предусмотренные административным законодательством (ст. 26.3, 26.5, 26.9 КоАП РФ <9>). Отдельные следственные и процессуальные действия, проводимые дознавателями и следователями, также весьма схожи с ОРМ, однако по основаниям, порядку и субъектам их проведения таковыми не являются (ст. 144, 181, 185, 186, 186.1 УПК РФ). Такие должностные лица не проходят службу в оперативном подразделении, не были официально уполномочены на проведение ОРМ и, соответственно, не могут быть субъектами преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 303 УК РФ. В случае фальсификации доказательств такие лица подлежат привлечению к ответственности по ч. 1 - 3 ст. 303 УК РФ.
(Макаров А.В., Страмилова Т.П., Фирсов О.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)В практике встречаются случаи, когда сотрудники неоперативных подразделений (участковые уполномоченные полиции, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних, инспектора ГИБДД и др.) отражают результаты проводимой работы как результаты ОРМ. Однако фактически они осуществляли не ОРМ, а схожие гласные административные действия (опрос, наведение справок, сбор образцов и др.), предусмотренные административным законодательством (ст. 26.3, 26.5, 26.9 КоАП РФ <9>). Отдельные следственные и процессуальные действия, проводимые дознавателями и следователями, также весьма схожи с ОРМ, однако по основаниям, порядку и субъектам их проведения таковыми не являются (ст. 144, 181, 185, 186, 186.1 УПК РФ). Такие должностные лица не проходят службу в оперативном подразделении, не были официально уполномочены на проведение ОРМ и, соответственно, не могут быть субъектами преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 303 УК РФ. В случае фальсификации доказательств такие лица подлежат привлечению к ответственности по ч. 1 - 3 ст. 303 УК РФ.
Статья: К вопросу о возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права, в ходе розыска скрывшихся преступников
(Макаров А.В., Макогон Л.В., Фирсов О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Оперативный сотрудник получает информацию от конфидента о том, что должностное лицо вымогает у предпринимателя взятку в размере 50 000 рублей. Таким образом, в оперативно-розыскной орган поступили сведения о лице, совершающем преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 290 УК РФ, относящееся к категории тяжких преступлений, по уголовным делам о которых производство предварительного следствия обязательно. Для проверки оперативной информации и документирования действий взяткополучателя оперативный сотрудник имеет законные основания, и выполняются все условия для проведения комплекса ОРМ, включая наведение справок, прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент и др. После проведения необходимых ОРМ он представляет в установленном порядке результаты ОРД следователю. Следователь возбуждает уголовное дело и производит следственные действия по сбору и фиксации доказательств, допрашивает задержанного в качестве подозреваемого (обвиняемого), избирает ему меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. В дальнейшем лицо скрывается от следствия и объявляется следователем в розыск. В соответствии со ст. 210 УПК РФ следователь объявляет в розыск подозреваемого (обвиняемого), если его место нахождения неизвестно, в том числе не приостанавливая производства предварительного следствия. Соответственно, он имеет право после объявления лица в розыск возбудить перед судом ходатайство о производстве ограничивающих конституционные права следственных действий: "обыск", "наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка", "контроль и запись переговоров", "получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами" (ст. ст. 164, 182, 185, 186, 186.1 УПК РФ).
(Макаров А.В., Макогон Л.В., Фирсов О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Оперативный сотрудник получает информацию от конфидента о том, что должностное лицо вымогает у предпринимателя взятку в размере 50 000 рублей. Таким образом, в оперативно-розыскной орган поступили сведения о лице, совершающем преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 290 УК РФ, относящееся к категории тяжких преступлений, по уголовным делам о которых производство предварительного следствия обязательно. Для проверки оперативной информации и документирования действий взяткополучателя оперативный сотрудник имеет законные основания, и выполняются все условия для проведения комплекса ОРМ, включая наведение справок, прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент и др. После проведения необходимых ОРМ он представляет в установленном порядке результаты ОРД следователю. Следователь возбуждает уголовное дело и производит следственные действия по сбору и фиксации доказательств, допрашивает задержанного в качестве подозреваемого (обвиняемого), избирает ему меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. В дальнейшем лицо скрывается от следствия и объявляется следователем в розыск. В соответствии со ст. 210 УПК РФ следователь объявляет в розыск подозреваемого (обвиняемого), если его место нахождения неизвестно, в том числе не приостанавливая производства предварительного следствия. Соответственно, он имеет право после объявления лица в розыск возбудить перед судом ходатайство о производстве ограничивающих конституционные права следственных действий: "обыск", "наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка", "контроль и запись переговоров", "получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами" (ст. ст. 164, 182, 185, 186, 186.1 УПК РФ).
Вопрос: Каков срок ответа на запрос ФСБ России?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В сущность понятия "наведение справок" включается получение фактической информации путем направления в установленном порядке запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с материальными носителями (документами, банками данных) (Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (постатейный) (Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А.) ("Юстицинформ", 2005)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В сущность понятия "наведение справок" включается получение фактической информации путем направления в установленном порядке запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с материальными носителями (документами, банками данных) (Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (постатейный) (Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А.) ("Юстицинформ", 2005)).
Статья: О недостатках правового регулирования использования результатов оперативно-розыскной деятельности и материалов проверки сообщений о преступлениях в доказывании
(Григорьев А.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Говоря о невозможности применения к результатам ОРД требований допустимости, закрепленных ст. 75 и 89 УПК РФ, А.В. Чуркин указывал, что "требования о необходимости следования правилам осуществления ОРМ в первую очередь направлены на исключение необоснованного ограничения конституционных прав граждан. Именно этим обстоятельством объясняется, что проведение ОРМ обусловливается нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Так, проведение одних ОРМ (опрос, наведение справок, наблюдение и т.п.) законодатель не оговаривает никакими условиями... Реализацию других ОРМ (прослушивание телефонных переговоров, обследование жилых помещений и т.п.) ст. 9 Закона связывает с наличием судебного решения. Третьи ОРМ (оперативное внедрение, проверочная закупка и т.п.) в соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона могут осуществляться при наличии постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД". Тем самым требования УПК РФ о допустимости доказательств не могут применяться к оценке результатов ОРД <8>.
(Григорьев А.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 5)Говоря о невозможности применения к результатам ОРД требований допустимости, закрепленных ст. 75 и 89 УПК РФ, А.В. Чуркин указывал, что "требования о необходимости следования правилам осуществления ОРМ в первую очередь направлены на исключение необоснованного ограничения конституционных прав граждан. Именно этим обстоятельством объясняется, что проведение ОРМ обусловливается нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Так, проведение одних ОРМ (опрос, наведение справок, наблюдение и т.п.) законодатель не оговаривает никакими условиями... Реализацию других ОРМ (прослушивание телефонных переговоров, обследование жилых помещений и т.п.) ст. 9 Закона связывает с наличием судебного решения. Третьи ОРМ (оперативное внедрение, проверочная закупка и т.п.) в соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона могут осуществляться при наличии постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД". Тем самым требования УПК РФ о допустимости доказательств не могут применяться к оценке результатов ОРД <8>.