Наставничество в овд
Подборка наиболее важных документов по запросу Наставничество в овд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Наставничество
(КонсультантПлюс, 2025)...Отклоняя доводы истца о нарушении процедуры увольнения, неознакомлении его с отчетом наставника, суды сослались на то, что Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 01 февраля 2018 г. N 50, не содержит обязательного требования об ознакомлении стажера с отчетом наставника.
(КонсультантПлюс, 2025)...Отклоняя доводы истца о нарушении процедуры увольнения, неознакомлении его с отчетом наставника, суды сослались на то, что Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 01 февраля 2018 г. N 50, не содержит обязательного требования об ознакомлении стажера с отчетом наставника.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 88а-4268/2024 (УИД 65RS0013-01-2023-000093-43)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он содержался в камере изолятора временного содержания, которая не отвечала требованиям по естественному освещению и инсоляции.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что принятый в качестве доказательства ответ прокурора от 13 августа 2020 года не подтверждает фактического состояния камеры N 3 ИВС ОМВД России по городскому округу "Смирныховский" в период содержания в ней Ч., несоответствие естественного освещения санитарным нормам в камере N 3 ИВС не установлено, СанПиН 2.2.1/2.1.1278-03, на который сослался суд, в пункте 2.1.7 допускает снижение расчетного значения коэффициента естественного освещения от нормируемого на величину до 10%, требование по установке дополнительной сетки на окнах в камерах ИВС предусмотрено пунктом 142 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он содержался в камере изолятора временного содержания, которая не отвечала требованиям по естественному освещению и инсоляции.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что принятый в качестве доказательства ответ прокурора от 13 августа 2020 года не подтверждает фактического состояния камеры N 3 ИВС ОМВД России по городскому округу "Смирныховский" в период содержания в ней Ч., несоответствие естественного освещения санитарным нормам в камере N 3 ИВС не установлено, СанПиН 2.2.1/2.1.1278-03, на который сослался суд, в пункте 2.1.7 допускает снижение расчетного значения коэффициента естественного освещения от нормируемого на величину до 10%, требование по установке дополнительной сетки на окнах в камерах ИВС предусмотрено пунктом 142 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие ДПД МВД России с подразделениями правового обеспечения территориальных органов внутренних дел
(Котляр А.И.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Структурно Договорно-правовой департамент МВД России построен по конкретным направлениям служебной деятельности, и эти направления охватывают все вопросы, с которыми МВД России сталкивается в повседневной деятельности. То есть работа департамента, являющегося головным правовым подразделением в системе МВД России, не является узконаправленной только по тем направлениям деятельности, которыми занимаются юристы территориальных органов внутренних дел согласно Наставлению по организации правовой работы в системе МВД России <9>.
(Котляр А.И.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Структурно Договорно-правовой департамент МВД России построен по конкретным направлениям служебной деятельности, и эти направления охватывают все вопросы, с которыми МВД России сталкивается в повседневной деятельности. То есть работа департамента, являющегося головным правовым подразделением в системе МВД России, не является узконаправленной только по тем направлениям деятельности, которыми занимаются юристы территориальных органов внутренних дел согласно Наставлению по организации правовой работы в системе МВД России <9>.
Статья: Понятие и виды предварительных исследований материальных следов, их правовые и криминалистические аспекты
(Корма В.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Вместе с тем термин "предварительные исследования" в вышеуказанных подзаконных нормативных правовых актах не употребляется, а только подразумевается. Представляется, что данные нормативные правовые акты нуждаются в уточнении и дополнении путем внесения соответствующих поправок. Так, например, специалист по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы проводит на месте происшествия предварительное исследование следов в целях принятия неотложных мер к раскрытию преступления и розыску преступника, как это было обозначено в предшествующем Наставлении по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, утвержденном Приказом МВД России "О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел" от 01.06.1993 N 261.
(Корма В.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Вместе с тем термин "предварительные исследования" в вышеуказанных подзаконных нормативных правовых актах не употребляется, а только подразумевается. Представляется, что данные нормативные правовые акты нуждаются в уточнении и дополнении путем внесения соответствующих поправок. Так, например, специалист по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы проводит на месте происшествия предварительное исследование следов в целях принятия неотложных мер к раскрытию преступления и розыску преступника, как это было обозначено в предшествующем Наставлении по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, утвержденном Приказом МВД России "О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел" от 01.06.1993 N 261.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Согласно статье 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 данной статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Согласно статье 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 данной статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"наставления, уставы, инструкции, положения по направлениям деятельности органов внутренних дел;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"наставления, уставы, инструкции, положения по направлениям деятельности органов внутренних дел;
Статья: Уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные аспекты содержания подозреваемых, обвиняемых и лишенных свободы за пределами следственного изолятора (теоретическое исследование)
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)В ст. 76 УИК РФ обозначены общие правила перемещения осужденных к лишению свободы. В них установлено, что перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования. Там же указано, что порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. Такими актами, например, являются Приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199/369-ДСП "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию" и МВД России N 140 ДСП от 7 марта 2006 г. "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", в которых обозначены некоторые запреты и обязанности конвоируемых лиц. Проблема в том, что данные акты содержат гриф "для служебного пользования", и они остаются "закрытыми". Если в момент конвоирования не соблюдаются условия содержания перемещаемых лиц, установленные названными актами, но ввиду отсутствия у перемещаемого лица доступа к ним, умаляется его право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, реализация которого закреплена статьей 17.1 ФЗ о содержании под стражей.
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)В ст. 76 УИК РФ обозначены общие правила перемещения осужденных к лишению свободы. В них установлено, что перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования. Там же указано, что порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. Такими актами, например, являются Приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199/369-ДСП "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию" и МВД России N 140 ДСП от 7 марта 2006 г. "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", в которых обозначены некоторые запреты и обязанности конвоируемых лиц. Проблема в том, что данные акты содержат гриф "для служебного пользования", и они остаются "закрытыми". Если в момент конвоирования не соблюдаются условия содержания перемещаемых лиц, установленные названными актами, но ввиду отсутствия у перемещаемого лица доступа к ним, умаляется его право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, реализация которого закреплена статьей 17.1 ФЗ о содержании под стражей.
Статья: Преступность несовершеннолетних: причины, структура, особенности и механизмы совершенствования профилактических мер по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений
(Петровская М.И.)
("Российский следователь", 2025, N 8)- преступления совершаются в отношении членов семьи, близких родственников, друзей членов семьи, которые, как правило, не заявляют на малолетних преступников в органы внутренних дел;
(Петровская М.И.)
("Российский следователь", 2025, N 8)- преступления совершаются в отношении членов семьи, близких родственников, друзей членов семьи, которые, как правило, не заявляют на малолетних преступников в органы внутренних дел;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Содержание деятельности центров временного содержания конкретизировано в Наставлении по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, утвержденном Приказом МВД России от 27.11.2023 N 908.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Содержание деятельности центров временного содержания конкретизировано в Наставлении по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, утвержденном Приказом МВД России от 27.11.2023 N 908.
Вопрос: Какой установлен порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - Центр) обеспечивает круглосуточный прием несовершеннолетних правонарушителей (п. 5 Наставления по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 27.11.2023 N 908 (далее - Наставление)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - Центр) обеспечивает круглосуточный прием несовершеннолетних правонарушителей (п. 5 Наставления по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 27.11.2023 N 908 (далее - Наставление)).
Статья: О некоторых проблемах следственного осмотра устройств мобильной связи
(Казакова А.Н., Меркулова М.В.)
("Российский следователь", 2023, N 12)Как уже отмечалось, мобильный телефон может быть источником различной следовой информации, в связи с чем следует заранее запланировать вызов соответствующих специалистов, в том числе специалиста-криминалиста. Учитывая, что вызов сотрудника экспертно-криминалистического подразделения для участия в проведении процессуального действия, за исключением осмотра места происшествия, в качестве специалиста осуществляется только по письменному запросу (поручению) следователя или дознавателя <4>, данная процедура может занять некоторый промежуток времени. Другой проблемой является отсутствие специалистов в области информационных технологий в экспертно-криминалистических подразделениях отдельных регионов. В таком случае следователь может пригласить для участия в следственном действии сотрудника информационного подразделения органа внутренних дел, обладающего необходимой компетенцией (инженера-программиста), либо аналогичного специалиста из любой другой организации.
(Казакова А.Н., Меркулова М.В.)
("Российский следователь", 2023, N 12)Как уже отмечалось, мобильный телефон может быть источником различной следовой информации, в связи с чем следует заранее запланировать вызов соответствующих специалистов, в том числе специалиста-криминалиста. Учитывая, что вызов сотрудника экспертно-криминалистического подразделения для участия в проведении процессуального действия, за исключением осмотра места происшествия, в качестве специалиста осуществляется только по письменному запросу (поручению) следователя или дознавателя <4>, данная процедура может занять некоторый промежуток времени. Другой проблемой является отсутствие специалистов в области информационных технологий в экспертно-криминалистических подразделениях отдельных регионов. В таком случае следователь может пригласить для участия в следственном действии сотрудника информационного подразделения органа внутренних дел, обладающего необходимой компетенцией (инженера-программиста), либо аналогичного специалиста из любой другой организации.
Статья: Научная обоснованность нормотворческой инициативы федеральных органов исполнительной власти
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Нормотворчество является важным направлением правовой работы в системе МВД России <19>. Достижение надлежащего правового регулирования и юридического обеспечения деятельности МВД России следует рассматривать в качестве объединяющей цели для всего государства. Так, значительное внимание этой стороне вопроса уделяется Президентом России и Правительством России, но тем не менее именно органы внутренних дел выполняют основную часть нормотворческой нагрузки как в части, касающейся "правоподготовительной работы", так и по непосредственному нормативно-правовому регулированию.
(Анисифорова М.В., Цоколова О.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Нормотворчество является важным направлением правовой работы в системе МВД России <19>. Достижение надлежащего правового регулирования и юридического обеспечения деятельности МВД России следует рассматривать в качестве объединяющей цели для всего государства. Так, значительное внимание этой стороне вопроса уделяется Президентом России и Правительством России, но тем не менее именно органы внутренних дел выполняют основную часть нормотворческой нагрузки как в части, касающейся "правоподготовительной работы", так и по непосредственному нормативно-правовому регулированию.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Кроме того, профилактическая деятельность экспертов некоторых государственных судебно-экспертных учреждений находит отражение в ведомственных нормативных правовых актах. Например, в п. 44 Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 29 июня 2005 года N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации", отмечается, что "в случае выявления при производстве экспертиз условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, руководитель организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются лицу (органу), назначившему экспертизу". Аналогичная информация содержится в п. 26.3 Приказа МВД России от 11 января 2009 года N 7 "Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России", согласно которому одной из основных форм взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел с другими подразделениями является выявление при осуществлении экспертно-криминалистической деятельности причин и условий, способствующих совершению преступлений, информация о которых приобщается к документам о результатах этой деятельности.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Кроме того, профилактическая деятельность экспертов некоторых государственных судебно-экспертных учреждений находит отражение в ведомственных нормативных правовых актах. Например, в п. 44 Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 29 июня 2005 года N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации", отмечается, что "в случае выявления при производстве экспертиз условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, руководитель организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются лицу (органу), назначившему экспертизу". Аналогичная информация содержится в п. 26.3 Приказа МВД России от 11 января 2009 года N 7 "Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России", согласно которому одной из основных форм взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел с другими подразделениями является выявление при осуществлении экспертно-криминалистической деятельности причин и условий, способствующих совершению преступлений, информация о которых приобщается к документам о результатах этой деятельности.
Статья: Проблемы штатной обеспеченности подразделений правового обеспечения МВД России
(Котляр А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)По нашему мнению, в небольших территориальных органах внутренних дел должны вводиться две должности юрисконсультов, в первую очередь для их взаимозаменяемости, а во вторую - для эффективного непрерывного выполнения всех направлений правовой работы, указанных в Наставлении по организации правовой работы в системе МВД России. Кроме того, данное положение должно носить императивный характер, т.е. быть обязательным для руководителей территориальных органов и сотрудников организационно-штатных подразделений.
(Котляр А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)По нашему мнению, в небольших территориальных органах внутренних дел должны вводиться две должности юрисконсультов, в первую очередь для их взаимозаменяемости, а во вторую - для эффективного непрерывного выполнения всех направлений правовой работы, указанных в Наставлении по организации правовой работы в системе МВД России. Кроме того, данное положение должно носить императивный характер, т.е. быть обязательным для руководителей территориальных органов и сотрудников организационно-штатных подразделений.
Статья: Понятие компетенции органов внутренних дел в области предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма
(Афонина Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Подводя итог вышеизложенному, предлагается определить компетенцию органов внутренних дел в области предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма как совокупность государственно-властных полномочий (прав и обязанностей), осуществляемых ГИБДД МВД России при реализации функций федерального государственного надзора и специальных разрешительных функций в целях решения задач в рамках общественных отношений, предметом которых выступает профилактика травм, полученных детьми как участниками дорожного движения.
(Афонина Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Подводя итог вышеизложенному, предлагается определить компетенцию органов внутренних дел в области предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма как совокупность государственно-властных полномочий (прав и обязанностей), осуществляемых ГИБДД МВД России при реализации функций федерального государственного надзора и специальных разрешительных функций в целях решения задач в рамках общественных отношений, предметом которых выступает профилактика травм, полученных детьми как участниками дорожного движения.
Статья: Квалифицированная юридическая помощь лицам, в отношении которых проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, в случаях приобретения такими мероприятиями гласного характера
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Непосредственно после захвата оперативными сотрудниками осуществляется личный досмотр заподозренных лиц в целях обнаружения и изъятия оружия и иных предметов в зависимости от обстоятельств совершенного преступления (например, наркотические вещества, денежные средства, драгоценные камни, металлы, и т.п.). По прибытии в служебное помещение ОВД при необходимости производится повторный, более тщательный досмотр для выявления иных материальных объектов, возможно скрытых в тайниках одежды и указывающих на причастность лица к совершенному преступлению. Необходимо отметить, что при доставлении в дежурную часть ОВД личный досмотр лица входит в перечень обязанностей дежурной смены <9>. На данном этапе проведения ОРМ также возможно прибытие и включение адвоката в процесс оказания юридической помощи, посредством участия в досмотровых действиях.
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Непосредственно после захвата оперативными сотрудниками осуществляется личный досмотр заподозренных лиц в целях обнаружения и изъятия оружия и иных предметов в зависимости от обстоятельств совершенного преступления (например, наркотические вещества, денежные средства, драгоценные камни, металлы, и т.п.). По прибытии в служебное помещение ОВД при необходимости производится повторный, более тщательный досмотр для выявления иных материальных объектов, возможно скрытых в тайниках одежды и указывающих на причастность лица к совершенному преступлению. Необходимо отметить, что при доставлении в дежурную часть ОВД личный досмотр лица входит в перечень обязанностей дежурной смены <9>. На данном этапе проведения ОРМ также возможно прибытие и включение адвоката в процесс оказания юридической помощи, посредством участия в досмотровых действиях.