Наставничество в органах прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Наставничество в органах прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 88а-4268/2024 (УИД 65RS0013-01-2023-000093-43)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он содержался в камере изолятора временного содержания, которая не отвечала требованиям по естественному освещению и инсоляции.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства нарушений условий содержания административного истца в ИВС ответ прокуратуры Смирныховского района от 13 августа 2020 года, поскольку в ходе прокурорской проверки инструментальные измерения уровня освещенности в камере ИВС, в которой содержался Ч., не производились. Сам факт установки на окне металлической сетки, что допускается пунктом 142 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп, законность принятия которого проверена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N ГКПИ11-1817, не свидетельствует о нарушении санитарных норм, установленных для естественного освещения и инсоляции помещений.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он содержался в камере изолятора временного содержания, которая не отвечала требованиям по естественному освещению и инсоляции.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства нарушений условий содержания административного истца в ИВС ответ прокуратуры Смирныховского района от 13 августа 2020 года, поскольку в ходе прокурорской проверки инструментальные измерения уровня освещенности в камере ИВС, в которой содержался Ч., не производились. Сам факт установки на окне металлической сетки, что допускается пунктом 142 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп, законность принятия которого проверена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N ГКПИ11-1817, не свидетельствует о нарушении санитарных норм, установленных для естественного освещения и инсоляции помещений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Если обратиться к ведомственным актам органов прокуратуры субъектов, то не везде можно обнаружить положения о наставничестве. Так, например, прокуратурой Орловской области были вынесены Приказ и Положение прокуратуры Орловской области от 26 октября 2016 г. N 426-к "Об утверждении Положения об организации наставничества и Программы обучения молодых специалистов в органах прокуратуры Орловской области", в соответствии с которыми прокуратуры субъектов поручают нижестоящим прокуратурам обеспечить организацию и контроль наставничества с предоставлением отчета о прохождении работником профессиональной подготовки в течение всего срока обучения <4>.
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Если обратиться к ведомственным актам органов прокуратуры субъектов, то не везде можно обнаружить положения о наставничестве. Так, например, прокуратурой Орловской области были вынесены Приказ и Положение прокуратуры Орловской области от 26 октября 2016 г. N 426-к "Об утверждении Положения об организации наставничества и Программы обучения молодых специалистов в органах прокуратуры Орловской области", в соответствии с которыми прокуратуры субъектов поручают нижестоящим прокуратурам обеспечить организацию и контроль наставничества с предоставлением отчета о прохождении работником профессиональной подготовки в течение всего срока обучения <4>.
Статья: Влияние наставника на качество работы следователя
(Захарова В.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Наставник необходим большинству впервые назначаемых на должность следователя лиц. Однако в ряде случаев является обоснованным не назначать наставников для вновь принятых на должности следователей сотрудников, имеющих значительный опыт следственной работы в других органах, осуществляющих предварительное расследование. Так, например, в СУ СК России по Новгородской области в 2018 - 2020 гг. на должности следователей принят 31 кандидат. Семь из вновь принятых на должности следователей сотрудников имели опыт следственной работы в подразделениях МВД и в органах прокуратуры России, но вместе с тем для более успешной адаптации к службе в системе СК России шести из них были назначены наставники. Одному сотруднику наставник не назначался в связи с имеющимся у него значительным опытом работы в органах прокуратуры, в том числе в должности следователя прокуратуры и прокурора района <6>.
(Захарова В.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Наставник необходим большинству впервые назначаемых на должность следователя лиц. Однако в ряде случаев является обоснованным не назначать наставников для вновь принятых на должности следователей сотрудников, имеющих значительный опыт следственной работы в других органах, осуществляющих предварительное расследование. Так, например, в СУ СК России по Новгородской области в 2018 - 2020 гг. на должности следователей принят 31 кандидат. Семь из вновь принятых на должности следователей сотрудников имели опыт следственной работы в подразделениях МВД и в органах прокуратуры России, но вместе с тем для более успешной адаптации к службе в системе СК России шести из них были назначены наставники. Одному сотруднику наставник не назначался в связи с имеющимся у него значительным опытом работы в органах прокуратуры, в том числе в должности следователя прокуратуры и прокурора района <6>.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 22.06.2000 N ГКПИ00-382
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным пункта 3.6 Наставления по порядку проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 11.02.1999 N 102>В судебном заседании представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации признал, что ему неизвестны случаи, когда органы внутренних дел на основании толкования пункта 3.6 Наставления отказывали органам прокуратуры (либо другим соответствующим органам) в предоставлении всей дактилоскопической информации.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным пункта 3.6 Наставления по порядку проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 11.02.1999 N 102>В судебном заседании представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации признал, что ему неизвестны случаи, когда органы внутренних дел на основании толкования пункта 3.6 Наставления отказывали органам прокуратуры (либо другим соответствующим органам) в предоставлении всей дактилоскопической информации.
Определение Верховного Суда РФ от 29.07.2010 N КАС10-334
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 17.05.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утв. Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640>Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей МВД РФ М. и Н., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 17.05.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утв. Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640>Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей МВД РФ М. и Н., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Статья: Административно-правовое обеспечение процесса демократизации государственно-служебных отношений в органах прокуратуры
(Смирнов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Решению обозначенной задачи повышения профессионализма кадрового состава органов прокуратуры, по нашему мнению, будут способствовать:
(Смирнов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Решению обозначенной задачи повышения профессионализма кадрового состава органов прокуратуры, по нашему мнению, будут способствовать:
Статья: Конкуренция между образовательными организациями как основа развития системы высшего юридического образования. Практико-ориентированный подход и система профессионального наставничества: темпоральный аспект
(Белов А.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Сложно переоценить новаторство предложенной еще в советский период идеи системы профессионального наставничества и для современников. Как отмечал в свое время наш дорогой учитель - д. ю. н., профессор В.С. Прохоров, "мы, преподаватели, - люди одного возраста". К нам действительно каждый год за студенческую скамью приходят новые студенты, с разными взглядами, уровнем подготовки, разных религиозных и национальных убеждений, но они всегда одного возраста и в большинстве своем стремятся получить профессиональные знания, которыми смогут воспользоваться, а поэтому перед профессиональным сообществом в тесном взаимодействии с образовательными организациями стоит важная задача, направленная на реализацию публично значимой функции обеспечения получения качественного высшего юридического образования будущими юристами в условиях разрыва международного сотрудничества с недружественными государствами, глобальных экономических и социальных изменений, с переориентированием образовательного сотрудничества на страны СНГ и Китай как основы развития конкуренции между образовательными организациями. Представляется, что путь реализации профессионального наставничества все же следует начинать еще со школьной скамьи, поскольку будущее практико-ориентированное образование должно строиться на модели качественного профильного правового образования на стадии реализации образовательной программы среднего общего образования, включающей углубленное изучение права как наиболее важного учебного предмета, позволяющего будущему выпускнику школы быть конкурентоспособным при поступлении в вузы, реализующие образовательные программы высшего образования по укрупненным группам специальностей по направлению подготовки "Юриспруденция" <8>. Следующим этапом реализации практико-ориентированного подхода в подготовке будущих юристов может стать предложенная система профессионального наставничества, которая совершенно по-иному для академических традиций российского юридического образования позволит начать подготовку будущих юристов. Бесспорно, что профессионализм будущего юриста всегда должен складываться на сочетании прочных теоретических знаний, умело применяемых на практике, которой, как бы странно это ни звучало, необходимо научить, а лучше учителей, чем признанные в определенной сфере юридической деятельности (адвокатуре, прокуратуре, судебных и иных государственных органах, инхаус-проектах, консалтинге, корпоративной практике и др.) практики, определенно не найти. Профессиональный наставник-практик доступным языком для студентов донесет то, что студент не найдет в учебнике, но именно коллаборация базовой, прочной теоретической основы из фундаментальных учебно-научных источников и профессионального опыта наставника-практика позволит сформировать важные практические навыки и компетенции, которые ожидает от вузов, готовящих будущих юристов, именно профессиональное сообщество, ориентируясь на современные вызовы от общества и государства. Поэтому убедительно представляется, что внедрение в системе высшего юридического образования системы профессионального наставничества с момента начала освоения обучающимися, реализующими образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки 40.03.01, 40.04.01 "Юриспруденция", отраслевых и прикладных юридических дисциплин позволит совершенно по-иному пересмотреть подход к подготовке будущих бакалавров и магистров по направлению подготовки "Юриспруденция", сформировать систему постоянного участия профессионального наставника в образовательном процессе подготовки будущих юристов в целях более глубокого погружения в практическую профессиональную деятельность, позволяющую избежать возможных будущих ошибок в практической деятельности, с которыми в любое время сталкиваются выпускники вузов, и одновременно обеспечить конкуренцию между образовательными организациями за привлечение в образовательный процесс лучших, признанных практиков в качестве профессиональных наставников, которые привнесут в образовательный процесс новый, современный и практико-ориентированный взгляд на компетенции, которыми должен быть наделен будущий юрист в представлении профессионального сообщества.
(Белов А.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Сложно переоценить новаторство предложенной еще в советский период идеи системы профессионального наставничества и для современников. Как отмечал в свое время наш дорогой учитель - д. ю. н., профессор В.С. Прохоров, "мы, преподаватели, - люди одного возраста". К нам действительно каждый год за студенческую скамью приходят новые студенты, с разными взглядами, уровнем подготовки, разных религиозных и национальных убеждений, но они всегда одного возраста и в большинстве своем стремятся получить профессиональные знания, которыми смогут воспользоваться, а поэтому перед профессиональным сообществом в тесном взаимодействии с образовательными организациями стоит важная задача, направленная на реализацию публично значимой функции обеспечения получения качественного высшего юридического образования будущими юристами в условиях разрыва международного сотрудничества с недружественными государствами, глобальных экономических и социальных изменений, с переориентированием образовательного сотрудничества на страны СНГ и Китай как основы развития конкуренции между образовательными организациями. Представляется, что путь реализации профессионального наставничества все же следует начинать еще со школьной скамьи, поскольку будущее практико-ориентированное образование должно строиться на модели качественного профильного правового образования на стадии реализации образовательной программы среднего общего образования, включающей углубленное изучение права как наиболее важного учебного предмета, позволяющего будущему выпускнику школы быть конкурентоспособным при поступлении в вузы, реализующие образовательные программы высшего образования по укрупненным группам специальностей по направлению подготовки "Юриспруденция" <8>. Следующим этапом реализации практико-ориентированного подхода в подготовке будущих юристов может стать предложенная система профессионального наставничества, которая совершенно по-иному для академических традиций российского юридического образования позволит начать подготовку будущих юристов. Бесспорно, что профессионализм будущего юриста всегда должен складываться на сочетании прочных теоретических знаний, умело применяемых на практике, которой, как бы странно это ни звучало, необходимо научить, а лучше учителей, чем признанные в определенной сфере юридической деятельности (адвокатуре, прокуратуре, судебных и иных государственных органах, инхаус-проектах, консалтинге, корпоративной практике и др.) практики, определенно не найти. Профессиональный наставник-практик доступным языком для студентов донесет то, что студент не найдет в учебнике, но именно коллаборация базовой, прочной теоретической основы из фундаментальных учебно-научных источников и профессионального опыта наставника-практика позволит сформировать важные практические навыки и компетенции, которые ожидает от вузов, готовящих будущих юристов, именно профессиональное сообщество, ориентируясь на современные вызовы от общества и государства. Поэтому убедительно представляется, что внедрение в системе высшего юридического образования системы профессионального наставничества с момента начала освоения обучающимися, реализующими образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки 40.03.01, 40.04.01 "Юриспруденция", отраслевых и прикладных юридических дисциплин позволит совершенно по-иному пересмотреть подход к подготовке будущих бакалавров и магистров по направлению подготовки "Юриспруденция", сформировать систему постоянного участия профессионального наставника в образовательном процессе подготовки будущих юристов в целях более глубокого погружения в практическую профессиональную деятельность, позволяющую избежать возможных будущих ошибок в практической деятельности, с которыми в любое время сталкиваются выпускники вузов, и одновременно обеспечить конкуренцию между образовательными организациями за привлечение в образовательный процесс лучших, признанных практиков в качестве профессиональных наставников, которые привнесут в образовательный процесс новый, современный и практико-ориентированный взгляд на компетенции, которыми должен быть наделен будущий юрист в представлении профессионального сообщества.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)В целях приобщения детей, состоящих на учете органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к спорту по инициативе прокуратуры региона внесены изменения в Закон Новосибирской области от 4 декабря 2008 г. N 285-ОЗ "О физической культуре и спорте в Новосибирской области". Для таких детей установлено право бесплатного доступа к спортивным объектам для занятий физической культурой и спортом <12>.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)В целях приобщения детей, состоящих на учете органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к спорту по инициативе прокуратуры региона внесены изменения в Закон Новосибирской области от 4 декабря 2008 г. N 285-ОЗ "О физической культуре и спорте в Новосибирской области". Для таких детей установлено право бесплатного доступа к спортивным объектам для занятий физической культурой и спортом <12>.
Статья: Чему же все-таки следует учить мировых судей?
(Цветков Ю.А.)
("Мировой судья", 2022, N 2)Поскольку мировые судьи рассматривают в основном гражданские дела, а опыта работы по уголовным делам у большинства из них не было, каждое более или менее нестандартное уголовное дело ставит их в тупик. Особую растерянность вызывают у них дела частного обвинения, где никаких готовых материалов для них нет, и судьям фактически приходится становиться следователями. Для того чтобы не просто формально рассматривать такие дела, а прогнозировать возникновение возможных проблем при их рассмотрении, видеть подводные камни, которые закладываются на стадии предварительного расследования или оперативно-розыскной деятельности (ОРД), тщательно маскируются и всплывают лишь в ходе судебного рассмотрения, для таких судей целесообразно организовывать стажировку. Она может проходить в прокуратуре, где как раз и научат выявлять нарушения, а также в органах предварительного следствия и дознания, но опять-таки под наблюдением прокурорского работника, чтобы не выработать толерантности к различным неприемлемым практикам. В крайнем случае, если такая стажировка опять-таки покажется не вполне конституционной, за такими судьями необходимо закреплять наставника из судей-криминалистов с опытом следственной работы.
(Цветков Ю.А.)
("Мировой судья", 2022, N 2)Поскольку мировые судьи рассматривают в основном гражданские дела, а опыта работы по уголовным делам у большинства из них не было, каждое более или менее нестандартное уголовное дело ставит их в тупик. Особую растерянность вызывают у них дела частного обвинения, где никаких готовых материалов для них нет, и судьям фактически приходится становиться следователями. Для того чтобы не просто формально рассматривать такие дела, а прогнозировать возникновение возможных проблем при их рассмотрении, видеть подводные камни, которые закладываются на стадии предварительного расследования или оперативно-розыскной деятельности (ОРД), тщательно маскируются и всплывают лишь в ходе судебного рассмотрения, для таких судей целесообразно организовывать стажировку. Она может проходить в прокуратуре, где как раз и научат выявлять нарушения, а также в органах предварительного следствия и дознания, но опять-таки под наблюдением прокурорского работника, чтобы не выработать толерантности к различным неприемлемым практикам. В крайнем случае, если такая стажировка опять-таки покажется не вполне конституционной, за такими судьями необходимо закреплять наставника из судей-криминалистов с опытом следственной работы.