Наставничество инструментарий
Подборка наиболее важных документов по запросу Наставничество инструментарий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 06.11.2024 N 33-19932/2024 (УИД 03RS0007-01-2024-001234-56)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании (возврате) денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик не оказал услуг ему в полном объеме.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Между тем, по мнению судебной коллегии, указанный документ составлен произвольно, не имеет под собой финансово-экономического обоснования и не подтверждает формирование общей цены услуги, составной частью которой являются: 3 месяца наставничества, 6 живых тренинговых встреч на целый день (разборы каждого участника, работа с мышлением, бизнес-инструменты для масштабирования, обучение ведению инстаграм, расстановки для работы с семейными сценариями), работа в чате задания, сильное окружение; индивидуальное общение в личном чате (дополнительно к участию в группе), 3 личные сессии, индивидуальное участие в трансформационной игре, консультация семейного астропсихолога, личная сессия с семейным энерготерапевтом, контакты всех проверенных специалистов по бизнесу.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании (возврате) денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик не оказал услуг ему в полном объеме.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Между тем, по мнению судебной коллегии, указанный документ составлен произвольно, не имеет под собой финансово-экономического обоснования и не подтверждает формирование общей цены услуги, составной частью которой являются: 3 месяца наставничества, 6 живых тренинговых встреч на целый день (разборы каждого участника, работа с мышлением, бизнес-инструменты для масштабирования, обучение ведению инстаграм, расстановки для работы с семейными сценариями), работа в чате задания, сильное окружение; индивидуальное общение в личном чате (дополнительно к участию в группе), 3 личные сессии, индивидуальное участие в трансформационной игре, консультация семейного астропсихолога, личная сессия с семейным энерготерапевтом, контакты всех проверенных специалистов по бизнесу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как установить наставничество на государственной гражданской службе
(КонсультантПлюс, 2025)При организации наставничества следует руководствоваться Методическим инструментарием по осуществлению наставничества, разработанным Минтрудом России. В нем даны рекомендации по организации наставничества в целом, в том числе по подбору кандидатов в наставники и их мотивации (Письмо Минтруда России от 28.05.2020 N 18-4/10/П-4994).
(КонсультантПлюс, 2025)При организации наставничества следует руководствоваться Методическим инструментарием по осуществлению наставничества, разработанным Минтрудом России. В нем даны рекомендации по организации наставничества в целом, в том числе по подбору кандидатов в наставники и их мотивации (Письмо Минтруда России от 28.05.2020 N 18-4/10/П-4994).
Статья: Институт наставничества в системе координат нормативного регулирования и правоприменения
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В настоящее время действует разработанный Минтрудом России обновленный Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (версия 2.0), который содержит предлагаемые к использованию в деятельности кадровой службы государственного органа подходы к организации и технологии осуществления наставничества <23>. Особое внимание уделено вопросам подбора наставников, их мотивации к выполнению задач наставничества, установлению взаимосвязи с технологиями оценки профессиональной служебной деятельности наставника и наставляемого. Важно, что Методический инструментарий не является догмой. Он содержит рекомендации, которые могут быть усовершенствованы государственными органами в процессе внедрения наставничества с учетом особенностей и специфики их деятельности.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В настоящее время действует разработанный Минтрудом России обновленный Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе (версия 2.0), который содержит предлагаемые к использованию в деятельности кадровой службы государственного органа подходы к организации и технологии осуществления наставничества <23>. Особое внимание уделено вопросам подбора наставников, их мотивации к выполнению задач наставничества, установлению взаимосвязи с технологиями оценки профессиональной служебной деятельности наставника и наставляемого. Важно, что Методический инструментарий не является догмой. Он содержит рекомендации, которые могут быть усовершенствованы государственными органами в процессе внедрения наставничества с учетом особенностей и специфики их деятельности.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 29.12.2023 N 707
(ред. от 13.11.2024)
"Об утверждении основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы"Навыки - это усвоенная или врожденная способность применять знания, полученные в результате обучения, приобретенного опыта, практики или наставничества, а также выполнять задачи и обязанности, необходимые на определенном рабочем месте. Навыки - это обладание специальными знаниями, необходимыми для выполнения ключевых обязанностей на работе, и умение их применять на практике.
(ред. от 13.11.2024)
"Об утверждении основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы"Навыки - это усвоенная или врожденная способность применять знания, полученные в результате обучения, приобретенного опыта, практики или наставничества, а также выполнять задачи и обязанности, необходимые на определенном рабочем месте. Навыки - это обладание специальными знаниями, необходимыми для выполнения ключевых обязанностей на работе, и умение их применять на практике.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В целях методологического обеспечения деятельности кадровых служб государственных органов по реализации Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 N 1296, Минтрудом России подготовлен Методический инструментарий по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0) (далее - Методический инструментарий).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В целях методологического обеспечения деятельности кадровых служб государственных органов по реализации Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 N 1296, Минтрудом России подготовлен Методический инструментарий по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0) (далее - Методический инструментарий).
Статья: Теоретико-прикладные аспекты маркетингового управления в адвокатском бизнесе
(Селезнева Е.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)Использование своих связей - юристы создают множество профессиональных связей на протяжении всей своей карьеры. Эти связи могут состоять из нынешних и бывших клиентов, коллег-юристов, прошлых работодателей, наставников и всех тех, с кем они взаимодействовали в рамках правовой системы <7>. Эту сеть связей целесообразно использовать в интересах адвокатской конторы в качестве маркетингового инструмента. Через свою сеть фирма может получить рекомендации клиентов и необходимую помощь.
(Селезнева Е.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)Использование своих связей - юристы создают множество профессиональных связей на протяжении всей своей карьеры. Эти связи могут состоять из нынешних и бывших клиентов, коллег-юристов, прошлых работодателей, наставников и всех тех, с кем они взаимодействовали в рамках правовой системы <7>. Эту сеть связей целесообразно использовать в интересах адвокатской конторы в качестве маркетингового инструмента. Через свою сеть фирма может получить рекомендации клиентов и необходимую помощь.
Статья: Нравственные ценности в образовании: правовые и организационные аспекты
(Воронцова Н.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Трудно переоценить важность межличностного взаимодействия между основными участниками образовательных отношений. Речь идет о взаимодействии между педагогом и обучающимся, о взаимодействии между педагогами, а также о взаимодействии между обучающимися. И здесь мы видим важность наставничества. При этом важно говорить о наставничестве не только как о возможности профессионального роста молодого педагога, в основе содержания которого лежит оказание психологической и методической помощи молодым педагогам в период адаптации. Необходимо расширить понятие наставничества и включать в него педагогическое сопровождение обучающегося. Именно в этом контексте рассматривается наставничество в работе "Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент" <15>. Отметим методологически обоснованный подход авторов данной научной работы с выходом на важные составные аспекты наставнической деятельности как задачи, типы, формы и методы. Так, в числе задач были указаны четыре задачи, которые представляются содержательно продуманными. В числе задач на первом месте стоит передача ценностно-смысловых установок. Однако более важным предназначением наставничества нам представляется педагогическая поддержка нуждающихся в ней обучающихся и помощь в преодолении их внутренних образовательных дефицитов. Таким образом, наблюдается потребность в создании эффективной системы выявления способностей обучающихся. Эта система должна быть основана прежде всего на идеях гуманизма, справедливости и всеобщности.
(Воронцова Н.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Трудно переоценить важность межличностного взаимодействия между основными участниками образовательных отношений. Речь идет о взаимодействии между педагогом и обучающимся, о взаимодействии между педагогами, а также о взаимодействии между обучающимися. И здесь мы видим важность наставничества. При этом важно говорить о наставничестве не только как о возможности профессионального роста молодого педагога, в основе содержания которого лежит оказание психологической и методической помощи молодым педагогам в период адаптации. Необходимо расширить понятие наставничества и включать в него педагогическое сопровождение обучающегося. Именно в этом контексте рассматривается наставничество в работе "Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент" <15>. Отметим методологически обоснованный подход авторов данной научной работы с выходом на важные составные аспекты наставнической деятельности как задачи, типы, формы и методы. Так, в числе задач были указаны четыре задачи, которые представляются содержательно продуманными. В числе задач на первом месте стоит передача ценностно-смысловых установок. Однако более важным предназначением наставничества нам представляется педагогическая поддержка нуждающихся в ней обучающихся и помощь в преодолении их внутренних образовательных дефицитов. Таким образом, наблюдается потребность в создании эффективной системы выявления способностей обучающихся. Эта система должна быть основана прежде всего на идеях гуманизма, справедливости и всеобщности.
Статья: Личные качества государственных служащих: к созданию "образцового" профиля
(Дикажев М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)- технические знания. В эпоху цифровых технологий государственные служащие должны уметь пользоваться различными программными и технологическими инструментами, соответствующими их должностям;
(Дикажев М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)- технические знания. В эпоху цифровых технологий государственные служащие должны уметь пользоваться различными программными и технологическими инструментами, соответствующими их должностям;
Статья: Влияние наставника на качество работы следователя
(Захарова В.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Положительный настрой жизненно необходим, чтобы ориентировать молодого сотрудника на активное обучение и работу. Но самый главный инструмент формирования, поддержания и развития авторитета - это поведение наставника. Надо быть примером во всем: в дисциплине, работе, отношениях с коллегами и гражданами <9>.
(Захарова В.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Положительный настрой жизненно необходим, чтобы ориентировать молодого сотрудника на активное обучение и работу. Но самый главный инструмент формирования, поддержания и развития авторитета - это поведение наставника. Надо быть примером во всем: в дисциплине, работе, отношениях с коллегами и гражданами <9>.
Вопрос: На предприятии отсутствует положение о наставничестве, но решено назначить наставника для новичков для введения в курс дела. Можно ли вместо оплаты наставнику предусмотреть нематериальную мотивацию или день дополнительного отдыха?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2023)Наставником является лицо, назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество (данное определение приведено применительно к государственной гражданской службе в Приложении N 7 к Методическому инструментарию по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0) (направлен Письмом Минтруда России от 28.05.2020 N 18-4/10/П-4994)).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2023)Наставником является лицо, назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество (данное определение приведено применительно к государственной гражданской службе в Приложении N 7 к Методическому инструментарию по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0) (направлен Письмом Минтруда России от 28.05.2020 N 18-4/10/П-4994)).
Статья: О правовом положении молодых ученых и начинающих исследователей: российский и зарубежный опыт
(Волкова Н.С., Путило Н.В., Аксу Э.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 6)Помимо сугубо материальной поддержки российское законодательство предусматривает широкий спектр организационных мероприятий, призванных мотивировать молодых лиц к осуществлению научной деятельности и научной карьеры. Так, одним из новаторских инструментов, апробированных в системе государственной службы, является наставничество <31>. Научное наставничество - это не только последовательная передача знаний, умений и профессиональных компетенций от научного руководителя (наставника) к ученику, но и поведенческий паттерн. Как отмечалось еще в советской научной литературе, "молодежь, идущая в науку, зачастую оказывается неподготовленной к успешной деятельности в ней не только по уровню знаний, но и психологически" <32>. И данная проблема остается свойственной и современной молодежи. Нередко столкновение с трудностями в виде жесткой научной критики или неудавшегося опыта минимизирует научное вдохновение. Очевидно, что система научного наставничества как управленческий инструмент наряду с традиционным для науки научным руководством в подготовке диссертационных исследований может стать действенным элементом поддержки начинающих исследователей и молодых ученых в их научной карьере.
(Волкова Н.С., Путило Н.В., Аксу Э.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 6)Помимо сугубо материальной поддержки российское законодательство предусматривает широкий спектр организационных мероприятий, призванных мотивировать молодых лиц к осуществлению научной деятельности и научной карьеры. Так, одним из новаторских инструментов, апробированных в системе государственной службы, является наставничество <31>. Научное наставничество - это не только последовательная передача знаний, умений и профессиональных компетенций от научного руководителя (наставника) к ученику, но и поведенческий паттерн. Как отмечалось еще в советской научной литературе, "молодежь, идущая в науку, зачастую оказывается неподготовленной к успешной деятельности в ней не только по уровню знаний, но и психологически" <32>. И данная проблема остается свойственной и современной молодежи. Нередко столкновение с трудностями в виде жесткой научной критики или неудавшегося опыта минимизирует научное вдохновение. Очевидно, что система научного наставничества как управленческий инструмент наряду с традиционным для науки научным руководством в подготовке диссертационных исследований может стать действенным элементом поддержки начинающих исследователей и молодых ученых в их научной карьере.
Статья: Противодействие рецидивной преступности в России: проблемы и перспективы
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Кроме того, наиболее перспективным видится воздействие, к примеру, на подростков, поскольку о большей эффективности применения мер, не связанных с лишением свободы в отношении данной категории, свидетельствует исторический опыт скандинавских стран [18, с. 117]; на эффективность пробационных мер в отношении лиц до 21 года указывают ученые Западно-Бенгальского национального университета юридических наук (Индия) [37, p. 15]; в США имеется опыт создания Системы оценки молодежи Огайо (Ohio Youth Assessment System (OYAS), содержащей 5 инструментов, анализ которых позволяет оценивать "криминогенные потребности молодежи" [43, p. 67]; обсуждается необходимость учета особенностей биологического, психологического и социального развития подростков и потребности в наставничестве (coaching) и использовании стимулов [44, p. 49].
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Кроме того, наиболее перспективным видится воздействие, к примеру, на подростков, поскольку о большей эффективности применения мер, не связанных с лишением свободы в отношении данной категории, свидетельствует исторический опыт скандинавских стран [18, с. 117]; на эффективность пробационных мер в отношении лиц до 21 года указывают ученые Западно-Бенгальского национального университета юридических наук (Индия) [37, p. 15]; в США имеется опыт создания Системы оценки молодежи Огайо (Ohio Youth Assessment System (OYAS), содержащей 5 инструментов, анализ которых позволяет оценивать "криминогенные потребности молодежи" [43, p. 67]; обсуждается необходимость учета особенностей биологического, психологического и социального развития подростков и потребности в наставничестве (coaching) и использовании стимулов [44, p. 49].
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)<1> Результаты опроса работодателей, проведенного в 2018 году в рамках апробации единого инструментария мониторинга рынка труда [Электронный ресурс]. URL: https://nark.ru/upload/iblock/188/Rezultaty-oprosa-rabotodateley.pdf.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)<1> Результаты опроса работодателей, проведенного в 2018 году в рамках апробации единого инструментария мониторинга рынка труда [Электронный ресурс]. URL: https://nark.ru/upload/iblock/188/Rezultaty-oprosa-rabotodateley.pdf.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Одним из наиболее значимых направлений в этой связи выступает обеспечение систематических мероприятий по повышению квалификации сотрудников, причем программы обучения должны охватывать как последние нормативные нововведения, так и модернизацию методов анализа рисков и контроля, а также инструменты работы с электронными площадками ("1С", ГИИС БУ, ЕАСУ ФХД, СФД и т.д.).
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Одним из наиболее значимых направлений в этой связи выступает обеспечение систематических мероприятий по повышению квалификации сотрудников, причем программы обучения должны охватывать как последние нормативные нововведения, так и модернизацию методов анализа рисков и контроля, а также инструменты работы с электронными площадками ("1С", ГИИС БУ, ЕАСУ ФХД, СФД и т.д.).