Нарушения при закупке лекарственных препаратов
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушения при закупке лекарственных препаратов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка лекарственных препаратов по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...антимонопольным органом... принято решение... в соответствии с которым жалоба на действия заказчика при проведении запроса котировок... признана обоснованной, а заказчик - ГУП... признан нарушившим требования [Закона N 223-ФЗ - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)"...антимонопольным органом... принято решение... в соответствии с которым жалоба на действия заказчика при проведении запроса котировок... признана обоснованной, а заказчик - ГУП... признан нарушившим требования [Закона N 223-ФЗ - ред.]...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки автономными учреждениями
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к обоснованному выводу о заключении договора N 54/3 с нарушением закона..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к обоснованному выводу о заключении договора N 54/3 с нарушением закона..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Действия заказчика, неправомерно допустившего заявку победителя к участию в аукционе, не получившего у патентообладателя дополнительного патента, на действующее вещество предлагаемого к поставке лекарственного препарата, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Действия заказчика, неправомерно допустившего заявку победителя к участию в аукционе, не получившего у патентообладателя дополнительного патента, на действующее вещество предлагаемого к поставке лекарственного препарата, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Статья: Соотношение частных и публичных интересов при правовом регулировании отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан лекарственными препаратами
(Чулакова О.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)В статье исследуется проблема баланса частных и публичных интересов (интересов компаний - производителей лекарственных препаратов и интересов населения) при правовом регулировании отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан лекарственными препаратами. В связи с этим исследуется также соотношение положений гражданского законодательства, законодательства об обращении лекарственных средств и законодательства о контрактной системе в сфере закупок применительно к регулированию указанных отношений, а также судебная практика по спорам, основанным на нарушении подтвержденных действующими патентами исключительных прав одного из участников закупок лекарственных препаратов.
(Чулакова О.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)В статье исследуется проблема баланса частных и публичных интересов (интересов компаний - производителей лекарственных препаратов и интересов населения) при правовом регулировании отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан лекарственными препаратами. В связи с этим исследуется также соотношение положений гражданского законодательства, законодательства об обращении лекарственных средств и законодательства о контрактной системе в сфере закупок применительно к регулированию указанных отношений, а также судебная практика по спорам, основанным на нарушении подтвержденных действующими патентами исключительных прав одного из участников закупок лекарственных препаратов.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Разрешая спор и возлагая на ответчика обязанность обеспечить М. лекарственным препаратом "П." в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Белгородской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку согласно консультационному заключению медицинского исследовательского центра и решению врачебной комиссии городской поликлиники страдающий социально значимым заболеванием (онкологическим заболеванием) М. нуждается в применении лекарственного препарата "П." по жизненным показаниям, то Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, не осуществившим его закупку, допущено нарушение прав истца на получение данного лекарственного препарата бесплатно.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Разрешая спор и возлагая на ответчика обязанность обеспечить М. лекарственным препаратом "П." в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Белгородской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку согласно консультационному заключению медицинского исследовательского центра и решению врачебной комиссии городской поликлиники страдающий социально значимым заболеванием (онкологическим заболеванием) М. нуждается в применении лекарственного препарата "П." по жизненным показаниям, то Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, не осуществившим его закупку, допущено нарушение прав истца на получение данного лекарственного препарата бесплатно.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Антимонопольный орган принял решение, в соответствии с которым в действиях заказчика установлены нарушения п. 6 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку описание объекта закупки с использованием торгового наименования лекарственного препарата конкретного производителя ограничивает количество участников закупки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Антимонопольный орган принял решение, в соответствии с которым в действиях заказчика установлены нарушения п. 6 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку описание объекта закупки с использованием торгового наименования лекарственного препарата конкретного производителя ограничивает количество участников закупки.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (март 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом изложенного Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком, в нарушение положений пункта 7 Постановления N 1380, при описании предмета закупки не указана информация о взаимозаменяемости закупаемого лекарственного препарата, в связи с чем неустановление в Документации возможности поставки эквивалентного товара является неправомерным.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом изложенного Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком, в нарушение положений пункта 7 Постановления N 1380, при описании предмета закупки не указана информация о взаимозаменяемости закупаемого лекарственного препарата, в связи с чем неустановление в Документации возможности поставки эквивалентного товара является неправомерным.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Возникает вопрос: обязан ли заказчик размещать указанный "нулевой" (пустой) план. Ответ: да, обязан, но показателен пример, когда судами было отмечено, что неразмещение "нулевого" (пустого) плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств не нарушает принципа открытости и информирования потенциальных участников о закупках заказчика, в связи с чем событие административного правонарушения антимонопольным органом не доказано, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении <4>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Возникает вопрос: обязан ли заказчик размещать указанный "нулевой" (пустой) план. Ответ: да, обязан, но показателен пример, когда судами было отмечено, что неразмещение "нулевого" (пустого) плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств не нарушает принципа открытости и информирования потенциальных участников о закупках заказчика, в связи с чем событие административного правонарушения антимонопольным органом не доказано, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении <4>.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Объединение заказчиком в один лот лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями является нарушением законодательства в сфере закупок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Объединение заказчиком в один лот лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями является нарушением законодательства в сфере закупок.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (октябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С учетом изложенного Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком, в нарушение положений пункта 7 Постановления N 1380, при описании предмета закупки не указана информация о взаимозаменяемости закупаемого лекарственного препарата, в связи с чем неустановление в Документации возможности поставки эквивалентного товара является неправомерным.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)С учетом изложенного Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком, в нарушение положений пункта 7 Постановления N 1380, при описании предмета закупки не указана информация о взаимозаменяемости закупаемого лекарственного препарата, в связи с чем неустановление в Документации возможности поставки эквивалентного товара является неправомерным.
Готовое решение: Как составить, разместить и разъяснить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, о запрете ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
(КонсультантПлюс, 2025)предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, о запрете ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ноябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Заказчиком при описании лекарственного препарата в файле "Структурированное описание" не соблюдены требования Постановления Правительства N 1380, что привело к невозможности участникам закупки указать кратную дозировку товара, позволяющую достичь одинакового терапевтического эффекта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Заказчиком при описании лекарственного препарата в файле "Структурированное описание" не соблюдены требования Постановления Правительства N 1380, что привело к невозможности участникам закупки указать кратную дозировку товара, позволяющую достичь одинакового терапевтического эффекта.
Готовое решение: Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в реестре лекарственных средств каждый компонент зарегистрирован как самостоятельное лекарство, то укажите в описании объекта закупки (техзадании), что участник вправе предложить несколько таких лекарств вместо многокомпонентного препарата. Главное, чтобы количество однокомпонентных лекарств было равно количеству одного многокомпонентного препарата и не была нарушена упаковка каждого однокомпонентного лекарства.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в реестре лекарственных средств каждый компонент зарегистрирован как самостоятельное лекарство, то укажите в описании объекта закупки (техзадании), что участник вправе предложить несколько таких лекарств вместо многокомпонентного препарата. Главное, чтобы количество однокомпонентных лекарств было равно количеству одного многокомпонентного препарата и не была нарушена упаковка каждого однокомпонентного лекарства.
Статья: Конституционно-правовое плацебо: анализ позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 26 сентября 2024 года N 41-П о праве на лекарственное обеспечение орфанных пациентов
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Обозначенная проблема усугубляется тем, что отсутствуют действенные меры принуждения и ответственности органов исполнительной власти в случае нарушения прав пациентов - и не только в части обеспечения закупок лекарственных препаратов для пациентов с редкими жизнеугрожающими заболеваниями, но и в части формирования и актуализации перечней заболеваний и препаратов для их лечения. Обновление таких перечней необходимо, чтобы оказываемая медицинская помощь обеспечивала наивысший доступный уровень физического и психического здоровья <36>. Приведем два примера.
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Обозначенная проблема усугубляется тем, что отсутствуют действенные меры принуждения и ответственности органов исполнительной власти в случае нарушения прав пациентов - и не только в части обеспечения закупок лекарственных препаратов для пациентов с редкими жизнеугрожающими заболеваниями, но и в части формирования и актуализации перечней заболеваний и препаратов для их лечения. Обновление таких перечней необходимо, чтобы оказываемая медицинская помощь обеспечивала наивысший доступный уровень физического и психического здоровья <36>. Приведем два примера.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В своей Жалобе Заявитель указал на то, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка лекарственного препарата, который соответствует только одному производителю, с иными препаратами, что ограничивает количество участников закупки и нарушает требования Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В своей Жалобе Заявитель указал на то, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка лекарственного препарата, который соответствует только одному производителю, с иными препаратами, что ограничивает количество участников закупки и нарушает требования Закона о контрактной системе.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (сентябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, Заказчиком в нарушение требований части 16 статьи 8 Закона о закупках ненадлежащим образом описан предмет закупки, а именно объединены в один лот лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями, что не соответствует положениям пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, Заказчиком в нарушение требований части 16 статьи 8 Закона о закупках ненадлежащим образом описан предмет закупки, а именно объединены в один лот лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями, что не соответствует положениям пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.