Нарушения при описании объекта закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушения при описании объекта закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик не согласен с наличием нарушений при описании объекта закупки
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик не согласен с наличием нарушений при описании объекта закупки
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)неправильно выбран способ определения поставщика - штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Так накажут, например, если вместо проведения электронного запроса котировок закупили у единственного поставщика;
(КонсультантПлюс, 2025)неправильно выбран способ определения поставщика - штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Так накажут, например, если вместо проведения электронного запроса котировок закупили у единственного поставщика;
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли в описании объекта закупки по Закону N 44-ФЗ устанавливать чрезмерно детализированные требования к товару
(КонсультантПлюс, 2025)Требование: признать незаконным решение антимонопольного органа в части нарушения, допущенного при описании объекта закупки.
Можно ли в описании объекта закупки по Закону N 44-ФЗ устанавливать чрезмерно детализированные требования к товару
(КонсультантПлюс, 2025)Требование: признать незаконным решение антимонопольного органа в части нарушения, допущенного при описании объекта закупки.
Нормативные акты
Обзор: "Ошибки при описании объекта госзакупки: интересные примеры из практики за 2024 - 2025 годы"
(КонсультантПлюс, 2025)Архангельское УФАС нашло нарушение. Столь специфичным параметрам соответствовало одно изделие конкретного производителя. Формировать описание объекта закупки таким образом нельзя.
(КонсультантПлюс, 2025)Архангельское УФАС нашло нарушение. Столь специфичным параметрам соответствовало одно изделие конкретного производителя. Формировать описание объекта закупки таким образом нельзя.
Статья: О практике антимонопольного регулирования (на примере субъекта Российской Федерации)
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Заказчики допустили нарушения при описании объекта закупки при совместных торгах. В перечень медицинских изделий в 1 лот было включено свыше 3 500 позиций различной направленности, в силу чего предприятия-производители не смогли принять участие в нем. Произошло ничем не оправданное ограничение конкуренции. Также в документации не были установлены показатели соответствия закупаемых товаров требованиям, определенным заказчиками.
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Заказчики допустили нарушения при описании объекта закупки при совместных торгах. В перечень медицинских изделий в 1 лот было включено свыше 3 500 позиций различной направленности, в силу чего предприятия-производители не смогли принять участие в нем. Произошло ничем не оправданное ограничение конкуренции. Также в документации не были установлены показатели соответствия закупаемых товаров требованиям, определенным заказчиками.
Статья: Запрет на включение в описание объекта закупки дополнительной информации при закупке некоторых видов товаров с применением "защитных мер"
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)В поступившей жалобе утверждалось, что описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона N 44-ФЗ. Этот довод сопровождался подробным пояснением устройства системы непрерывного мониторинга глюкозы. Из него следовало, что электрод регистрирует уровень глюкозы в межклеточной жидкости, после чего электрический импульс с электрода попадает в устройство передачи данных для отображения информации об уровне глюкозы в приложении в режиме реального времени. Электрод является составной и неотъемлемой частью датчика/сенсора, который устанавливается на тело человека. Такой датчик является единым многосоставным устройством в цельном корпусе, включающим в себя игольчатый электрод. Соответственно, заказчиком приобретается не отдельный компонент системы FreeStyle Libre 2 (электрод), а вся система FreeStyle Libre 2.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)В поступившей жалобе утверждалось, что описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона N 44-ФЗ. Этот довод сопровождался подробным пояснением устройства системы непрерывного мониторинга глюкозы. Из него следовало, что электрод регистрирует уровень глюкозы в межклеточной жидкости, после чего электрический импульс с электрода попадает в устройство передачи данных для отображения информации об уровне глюкозы в приложении в режиме реального времени. Электрод является составной и неотъемлемой частью датчика/сенсора, который устанавливается на тело человека. Такой датчик является единым многосоставным устройством в цельном корпусе, включающим в себя игольчатый электрод. Соответственно, заказчиком приобретается не отдельный компонент системы FreeStyle Libre 2 (электрод), а вся система FreeStyle Libre 2.
Готовое решение: Каков порядок закупки автомобиля по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение требований при описании объекта закупки должностному лицу грозит предупреждение или штраф до 10 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Указать характеристики, требования к гарантии и комплектации нужно так, чтобы не ограничивать возможный круг участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). За нарушение этого требования должностное лицо могут привлечь к административной ответственности на сумму до 50 тыс. руб., а заключенный контракт - оспорить (ст. 168 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение требований при описании объекта закупки должностному лицу грозит предупреждение или штраф до 10 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Указать характеристики, требования к гарантии и комплектации нужно так, чтобы не ограничивать возможный круг участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). За нарушение этого требования должностное лицо могут привлечь к административной ответственности на сумму до 50 тыс. руб., а заключенный контракт - оспорить (ст. 168 ГК РФ).
Статья: Описание объекта закупки (техническое задание) при закупке образовательных услуг
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)Правовая оценка УФАС: указанные требования являются требованиями к трудовым ресурсам участника закупки, включение которых в описание объекта закупки нарушает ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Фактически заказчик в завуалированной форме предъявил к участникам закупки дополнительные требования при отсутствии на то законных оснований <14>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 5)Правовая оценка УФАС: указанные требования являются требованиями к трудовым ресурсам участника закупки, включение которых в описание объекта закупки нарушает ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Фактически заказчик в завуалированной форме предъявил к участникам закупки дополнительные требования при отсутствии на то законных оснований <14>.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Из системного толкования норм Закона о контрактной системе и Правил следует, что неприменение Заказчиком требований КТРУ является нарушением описания объекта закупки, так как является, по сути, актом игнорирования предусмотренных Законом о контрактной системе положений о нормировании в сфере закупок (статья 19 Закона о контрактной системе), согласно которым в определенных случаях (в том числе в рассматриваемом) описание объекта закупки должно быть приведено в соответствие с требованиями Правил.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Из системного толкования норм Закона о контрактной системе и Правил следует, что неприменение Заказчиком требований КТРУ является нарушением описания объекта закупки, так как является, по сути, актом игнорирования предусмотренных Законом о контрактной системе положений о нормировании в сфере закупок (статья 19 Закона о контрактной системе), согласно которым в определенных случаях (в том числе в рассматриваемом) описание объекта закупки должно быть приведено в соответствие с требованиями Правил.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке образовательных услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании объекта закупки не рекомендуем объединять в одну закупку услуги, для которых нужна лицензия на образовательную деятельность, с другими услугами, для которых лицензия не требуется или требуются иные документы (например, аккредитация). Подобное объединение может нарушать принцип обеспечения конкуренции и ограничивать количество участников закупки. Кроме того, такое объединение может привести к нарушению правил описания объекта закупки (ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). На этом же основании рекомендуем не объединять в одну закупку образовательные услуги по реализации разных образовательных программ.
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании объекта закупки не рекомендуем объединять в одну закупку услуги, для которых нужна лицензия на образовательную деятельность, с другими услугами, для которых лицензия не требуется или требуются иные документы (например, аккредитация). Подобное объединение может нарушать принцип обеспечения конкуренции и ограничивать количество участников закупки. Кроме того, такое объединение может привести к нарушению правил описания объекта закупки (ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). На этом же основании рекомендуем не объединять в одну закупку образовательные услуги по реализации разных образовательных программ.
Статья: Структурированное описание объекта закупки: распространенные ошибки
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Однако контрольные органы квалифицируют отсутствие электронного документа "описание объекта закупки" как нарушение требований ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к содержанию извещения о закупке <2>.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Однако контрольные органы квалифицируют отсутствие электронного документа "описание объекта закупки" как нарушение требований ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к содержанию извещения о закупке <2>.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Указание в техническом задании конкретных товарных знаков, подлежащих поставке, без сопровождения такого указания словами "или эквивалент" нарушает правила описания объекта закупки, установленные Законом о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Указание в техническом задании конкретных товарных знаков, подлежащих поставке, без сопровождения такого указания словами "или эквивалент" нарушает правила описания объекта закупки, установленные Законом о закупках.
Статья: К вопросу о реализации принципов контрактной системы: современный взгляд
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Так, нарушение правил описания объекта закупки Санкт-Петербургский УФАС России в 2024 г. признал ограничением конкуренции, т.е. нарушением положений ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ. Данное нарушение со стороны заказчика весьма часто становится основанием для обращения участников в антимонопольные органы с жалобой.
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Так, нарушение правил описания объекта закупки Санкт-Петербургский УФАС России в 2024 г. признал ограничением конкуренции, т.е. нарушением положений ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ. Данное нарушение со стороны заказчика весьма часто становится основанием для обращения участников в антимонопольные органы с жалобой.