Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 45 ГПК РФвступить в процесс и дать заключение по делам о возмещении вреда здоровью граждан из-за нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Убытки, причиненные административным правонарушением и незаконным привлечением к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечение лица к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечение лица к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статья: Пределы цифровизации правовой охраны окружающей среды и природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)2. Обеспечение национальной безопасности. Изменение качества природных объектов, природно-антропогенных объектов, природных ресурсов является индикатором их использования с нарушением или без нарушения законодательства об охране окружающей среды. Сведения о свойствах природных объектов, природно-антропогенных объектов природных ресурсов, их форме, местоположении, в том числе представленные с использованием координат, относятся к пространственным (геопространственным) данным (сведениям) <15>.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)2. Обеспечение национальной безопасности. Изменение качества природных объектов, природно-антропогенных объектов, природных ресурсов является индикатором их использования с нарушением или без нарушения законодательства об охране окружающей среды. Сведения о свойствах природных объектов, природно-антропогенных объектов природных ресурсов, их форме, местоположении, в том числе представленные с использованием координат, относятся к пространственным (геопространственным) данным (сведениям) <15>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.51. Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.51. Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья: Проблемы бухгалтерского учета экологических затрат в растениеводстве на современном этапе
(Клычова Г.С., Галлямов Э.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" "на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды" возмещается "посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению... состояния окружающей среды за счет его средств" <1>. Таким образом, потенциальные издержки, связанные с устранением вреда, нанесенного окружающей среде, в том числе репутационные, могут превзойти затраты, которые понесет предприятие в случае внедрения у себя более безопасных и экологичных технологий производства, а также в случае поддержания окружающей среды в исходном или благоприятном для общества состоянии. С этой точки зрения качественно поставленный учет экологических затрат является необходимым элементом проводимой предприятиями экологической политики. Иначе говоря, организация должна систематически собирать сведения об экологических затратах, чтобы прогнозировать, контролировать, проводить их анализ [1, 2] и принимать решения в области "ценообразования, контроля накладных расходов, составления бюджета капитальных затрат и раскрытия информации для общественности о выгодах и финансовом сообществе" [3]. При этом очевидно, что отказ от учета экологических затрат ведет к занижению себестоимости продукции [4], при этом данные издержки обладают негативным накопительным эффектом, отложенным во времени, что позволяет руководителям предприятий игнорировать сам факт их существования.
(Клычова Г.С., Галлямов Э.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" "на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды" возмещается "посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению... состояния окружающей среды за счет его средств" <1>. Таким образом, потенциальные издержки, связанные с устранением вреда, нанесенного окружающей среде, в том числе репутационные, могут превзойти затраты, которые понесет предприятие в случае внедрения у себя более безопасных и экологичных технологий производства, а также в случае поддержания окружающей среды в исходном или благоприятном для общества состоянии. С этой точки зрения качественно поставленный учет экологических затрат является необходимым элементом проводимой предприятиями экологической политики. Иначе говоря, организация должна систематически собирать сведения об экологических затратах, чтобы прогнозировать, контролировать, проводить их анализ [1, 2] и принимать решения в области "ценообразования, контроля накладных расходов, составления бюджета капитальных затрат и раскрытия информации для общественности о выгодах и финансовом сообществе" [3]. При этом очевидно, что отказ от учета экологических затрат ведет к занижению себестоимости продукции [4], при этом данные издержки обладают негативным накопительным эффектом, отложенным во времени, что позволяет руководителям предприятий игнорировать сам факт их существования.
Статья: Актуальные вопросы возмещения вреда, причиненного недрам вследствие нарушения экологического законодательства
(Винницкий А.В., Вагина О.В., Гаевская Е.Ю.)
("Современное право", 2022, N 6)В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Аналогичную норму содержит и ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), определяющая вопросы гражданско-правовой (имущественной) ответственности за нарушение законодательства о недрах, в соответствии с которой возмещение вреда, причиненного окружающей среде и отдельным природным ресурсам, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным и экологическим законодательством.
(Винницкий А.В., Вагина О.В., Гаевская Е.Ю.)
("Современное право", 2022, N 6)В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Аналогичную норму содержит и ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), определяющая вопросы гражданско-правовой (имущественной) ответственности за нарушение законодательства о недрах, в соответствии с которой возмещение вреда, причиненного окружающей среде и отдельным природным ресурсам, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным и экологическим законодательством.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<6> См.: Сосновский В.В. Оценка экологического риска как инструмент профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды на примере Республики Франции // Экологическое право. 2012. N 3. С. 23 - 26; Баукен А.А. Локальное техническое регулирование как способ снижения правовых рисков промышленных предприятий // Журнал российского права. 2014. N 9. С. 42 - 52; Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. N 3. С. 5 - 16; Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. N 18. С. 22 - 27; и др.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<6> См.: Сосновский В.В. Оценка экологического риска как инструмент профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды на примере Республики Франции // Экологическое право. 2012. N 3. С. 23 - 26; Баукен А.А. Локальное техническое регулирование как способ снижения правовых рисков промышленных предприятий // Журнал российского права. 2014. N 9. С. 42 - 52; Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. N 3. С. 5 - 16; Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. N 18. С. 22 - 27; и др.
Статья: Экологическая культура - важный компонент при реализации экологических прав граждан
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2023, N 12)Поэтапное становление и развитие серьезного отношения субъектов права к окружающей среде взаимосвязано с постепенным периодом развития потребительского поведения. Повышение экологической культуры вне зависимости от возрастного ценза будет являться средством повышения уровня экологического образования. Взаимодействие экологической культуры и экологического образования поможет в принятии правильных решений, основывающихся на доступной информации об экологических последствиях осуществляемой хозяйственной деятельности на определенной территории. Минимальные знания в сфере экологии составляют основу новых нарушений законодательства об охране окружающей среды, способствуя возникновению неэффективных действий и появлению экологического нигилизма в отношении органов публичной власти <6>.
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2023, N 12)Поэтапное становление и развитие серьезного отношения субъектов права к окружающей среде взаимосвязано с постепенным периодом развития потребительского поведения. Повышение экологической культуры вне зависимости от возрастного ценза будет являться средством повышения уровня экологического образования. Взаимодействие экологической культуры и экологического образования поможет в принятии правильных решений, основывающихся на доступной информации об экологических последствиях осуществляемой хозяйственной деятельности на определенной территории. Минимальные знания в сфере экологии составляют основу новых нарушений законодательства об охране окружающей среды, способствуя возникновению неэффективных действий и появлению экологического нигилизма в отношении органов публичной власти <6>.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К. и С. признаны виновными в получении взятки в виде денег за незаконные действия и бездействие в пользу взяткодателя, группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством, в крупном размере. Судебная коллегия признала квалификацию действий К. и С. по признаку вымогательства взятки ошибочной по следующим основаниям. К. (исполняющий обязанности руководителя Управления Росприроднадзора) и С. (специалист-эксперт отдела геологического контроля и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами), действуя группой лиц по предварительному сговору, требовали взятку в крупном размере за незаконное бездействие, а именно за непринятие Управлением Росприроднадзора мер по возмещению в установленном порядке вреда в сумме 8 331 530 руб. с ЗАО "Угра", а также незаконные действия и бездействие в отношении этого предприятия в течение последующих трех лет. В случае отказа передать взятку Б. (генеральному директору ЗАО "Угра") угрожали совершением действий, направленных на приостановление деятельности ЗАО "Угра". После получения от Б. части ранее оговоренной суммы взятки С. был задержан на месте совершения преступления. Судом достоверно установлено, что предприятием свидетеля Б. были допущены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, эти нарушения повлекли за собой определенный вред государству, который был установлен в результате проверок предприятия Управлением Росприроднадзора и подлежал возмещению виновной стороной. У суда не имелось оснований делать вывод о том, что при требовании передачи взятки затрагивались законные интересы Б. В связи с изложенным Судебная коллегия изменила приговор и исключила из осуждения К. и С. квалифицирующий признак "с вымогательством взятки" (Определение N 36-О10-17) <968>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К. и С. признаны виновными в получении взятки в виде денег за незаконные действия и бездействие в пользу взяткодателя, группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством, в крупном размере. Судебная коллегия признала квалификацию действий К. и С. по признаку вымогательства взятки ошибочной по следующим основаниям. К. (исполняющий обязанности руководителя Управления Росприроднадзора) и С. (специалист-эксперт отдела геологического контроля и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами), действуя группой лиц по предварительному сговору, требовали взятку в крупном размере за незаконное бездействие, а именно за непринятие Управлением Росприроднадзора мер по возмещению в установленном порядке вреда в сумме 8 331 530 руб. с ЗАО "Угра", а также незаконные действия и бездействие в отношении этого предприятия в течение последующих трех лет. В случае отказа передать взятку Б. (генеральному директору ЗАО "Угра") угрожали совершением действий, направленных на приостановление деятельности ЗАО "Угра". После получения от Б. части ранее оговоренной суммы взятки С. был задержан на месте совершения преступления. Судом достоверно установлено, что предприятием свидетеля Б. были допущены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, эти нарушения повлекли за собой определенный вред государству, который был установлен в результате проверок предприятия Управлением Росприроднадзора и подлежал возмещению виновной стороной. У суда не имелось оснований делать вывод о том, что при требовании передачи взятки затрагивались законные интересы Б. В связи с изложенным Судебная коллегия изменила приговор и исключила из осуждения К. и С. квалифицирующий признак "с вымогательством взятки" (Определение N 36-О10-17) <968>.
Статья: Осторожно, тонкая грань между неосторожностью менеджмента и внешними факторами, не поддающимися контролю
(Глотов М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Обвинение полагает, что директор, являясь лицом, ответственным за обеспечение безопасной и эффективной работы завода и соблюдение законности в его деятельности, имея все возможности для надлежащего исполнения своих обязанностей, в том числе путем распоряжения имуществом и средствами завода, в целях выполнения требований законодательства в сфере защиты окружающей среды и обращения с химическими веществами и отходами в силу занимаемой должности, допустил бездействие, выразившееся в несоблюдении им норм действующего законодательства по охране окружающей среды и регламентирующего порядок обращения с химическими веществами и отходами, достоверно зная о необходимости соблюдения правил безопасной эксплуатации кислотонакопителя завода.
(Глотов М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Обвинение полагает, что директор, являясь лицом, ответственным за обеспечение безопасной и эффективной работы завода и соблюдение законности в его деятельности, имея все возможности для надлежащего исполнения своих обязанностей, в том числе путем распоряжения имуществом и средствами завода, в целях выполнения требований законодательства в сфере защиты окружающей среды и обращения с химическими веществами и отходами в силу занимаемой должности, допустил бездействие, выразившееся в несоблюдении им норм действующего законодательства по охране окружающей среды и регламентирующего порядок обращения с химическими веществами и отходами, достоверно зная о необходимости соблюдения правил безопасной эксплуатации кислотонакопителя завода.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;