Нарушение законодательства об обрАзовании
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение законодательства об обрАзовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 168 ГК РФ "Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта"1.2.4.3. Договор банковского счета, заключенный органом муниципального образования с нарушением бюджетного законодательства, недействителен (позиция ВАС РФ) >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Истец хочет признать недействительными результаты межевания в части установления границ земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение законодательства при образовании земельного участка или несоответствие его границ, обозначенных в межевом плане, фактическим (заключением эксперта и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение законодательства при образовании земельного участка или несоответствие его границ, обозначенных в межевом плане, фактическим (заключением эксперта и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нарушения требований законодательства РФ в сфере образования на муниципальном уровне (на примере Курской области)
(Савченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1
(Савченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение права на образование
(Назинцева А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования привлечения к административной ответственности за нарушение права на образование. Право на образование имеет конституционную основу. Однако административно-правовой механизм охраны указанного права является несовершенным. В связи с этим в статье подробным образом рассматривается ст. 5.57 КоАП РФ, закрепляющая составы правонарушений в сфере образования. Основные проблемы связаны с отсутствием понятийного аппарата в законодательстве об образовании, а также в КоАП РФ, позволяющего осуществить правильную квалификацию административного правонарушения. Немаловажной проблемой является то, что КоАП РФ не в полной мере обеспечивает охрану прав и свобод родителей (законных представителей) обучающихся, которые закреплены в законодательстве об образовании. На основе проведенного анализа предлагаются пути решения выявленных проблем. Одним из способов повышения эффективности правового регулирования является законодательное совершенствование ст. 5.57 КоАП РФ в части уточнения имеющихся дефиниций. Кроме того, представляется целесообразным ужесточить ответственность за допущенные повторные нарушения законодательства об образовании не только для должностных лиц, но и для юридических лиц, являющихся субъектами образовательных отношений.
(Назинцева А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования привлечения к административной ответственности за нарушение права на образование. Право на образование имеет конституционную основу. Однако административно-правовой механизм охраны указанного права является несовершенным. В связи с этим в статье подробным образом рассматривается ст. 5.57 КоАП РФ, закрепляющая составы правонарушений в сфере образования. Основные проблемы связаны с отсутствием понятийного аппарата в законодательстве об образовании, а также в КоАП РФ, позволяющего осуществить правильную квалификацию административного правонарушения. Немаловажной проблемой является то, что КоАП РФ не в полной мере обеспечивает охрану прав и свобод родителей (законных представителей) обучающихся, которые закреплены в законодательстве об образовании. На основе проведенного анализа предлагаются пути решения выявленных проблем. Одним из способов повышения эффективности правового регулирования является законодательное совершенствование ст. 5.57 КоАП РФ в части уточнения имеющихся дефиниций. Кроме того, представляется целесообразным ужесточить ответственность за допущенные повторные нарушения законодательства об образовании не только для должностных лиц, но и для юридических лиц, являющихся субъектами образовательных отношений.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций
Федеральный закон от 30.11.2024 N 428-ФЗ
"О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О животном мире"Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
"О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О животном мире"Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья: Инвалиды - анализ ситуации по работе с ними
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Суд возложил обязанность обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации для маломобильных групп населения (Определение Третьего кассационного суда от 12.02.2024 N 88-3775/2024). Поскольку проведенной проверкой установлено, что здание образовательного учреждения в нарушение действующего законодательства о социальных правах детей-инвалидов, а также строительных норм и правил доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения не имеет входов с наружным пандусом, чем нарушаются права перечисленных категорий лиц на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Суд возложил обязанность обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации для маломобильных групп населения (Определение Третьего кассационного суда от 12.02.2024 N 88-3775/2024). Поскольку проведенной проверкой установлено, что здание образовательного учреждения в нарушение действующего законодательства о социальных правах детей-инвалидов, а также строительных норм и правил доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения не имеет входов с наружным пандусом, чем нарушаются права перечисленных категорий лиц на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Статья: Прокурорская проверка подготовки научно-педагогических кадров
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)5. В обязательном порядке подлежат проверке размещенные в электронной информационной образовательной среде вуза материалы ОПОП ВО, которые на 100% должны соответствовать материалам ОПОП ВО на материальных носителях. Выявление несоответствия между электронной и материальной версиями образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), которые должным быть как "зеркальное отражение" друг друга, также будет свидетельствовать о нарушении законодательства об образовании.
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)5. В обязательном порядке подлежат проверке размещенные в электронной информационной образовательной среде вуза материалы ОПОП ВО, которые на 100% должны соответствовать материалам ОПОП ВО на материальных носителях. Выявление несоответствия между электронной и материальной версиями образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), которые должным быть как "зеркальное отражение" друг друга, также будет свидетельствовать о нарушении законодательства об образовании.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Неисполнение определенных обязанностей (например, предусмотренных п. п. 7, 9 ч. 1 комментируемой статьи) означает нарушение законодательства об образовании, в частности подп. "г" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства от 18.09.2020 N 1490). Указанным нормативным правовым актом установлено требование о "наличии в штате лицензиата или привлечении им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В Положении о лицензировании речь идет о требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов в части кадрового обеспечения образовательных программ, о квалификационном и образовательном соответствии педагогических кадров реализуемым образовательным программам и об обязательном наличии не только педагогических, но и научных кадров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Неисполнение определенных обязанностей (например, предусмотренных п. п. 7, 9 ч. 1 комментируемой статьи) означает нарушение законодательства об образовании, в частности подп. "г" п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства от 18.09.2020 N 1490). Указанным нормативным правовым актом установлено требование о "наличии в штате лицензиата или привлечении им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В Положении о лицензировании речь идет о требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов в части кадрового обеспечения образовательных программ, о квалификационном и образовательном соответствии педагогических кадров реализуемым образовательным программам и об обязательном наличии не только педагогических, но и научных кадров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В законодательстве не определено понятие "публичный интерес", однако в судебной практике можно найти ряд его определений. Так, в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 <527> разъясняется, что под публичными интересами следует понимать, в частности, интересы неопределенного круга лиц, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. В перечне государство упоминается лишь единожды, в контексте его обороноспособности и безопасности. Отметим, что в цитируемом разъяснении высшей судебной инстанции имеется еще одна принципиально важная оговорка: само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Таким образом, Верховный Суд РФ автоматически не уравнивает интересы государства (публично-правового образования) и публичные интересы.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В законодательстве не определено понятие "публичный интерес", однако в судебной практике можно найти ряд его определений. Так, в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 <527> разъясняется, что под публичными интересами следует понимать, в частности, интересы неопределенного круга лиц, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. В перечне государство упоминается лишь единожды, в контексте его обороноспособности и безопасности. Отметим, что в цитируемом разъяснении высшей судебной инстанции имеется еще одна принципиально важная оговорка: само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Таким образом, Верховный Суд РФ автоматически не уравнивает интересы государства (публично-правового образования) и публичные интересы.
Готовое решение: Какой порядок заключения "отложенного" трудового договора
(КонсультантПлюс, 2025)Включение в трудовой договор условия о получении работником к дате начала работы у вас необходимого образования может быть расценено, как нарушение трудового законодательства. Ведь трудовые отношения - это отношения о личном выполнении работником за плату трудовой функции, а не о получении им образования до начала работы. И законом не предусмотрено заключение трудового договора, вступление в силу которого обусловлено получением работником необходимого образования. Условия же трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законом, не подлежат применению и могут повлечь риски. Такие выводы следуют из ст. 9, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 56, ч. 2, 4, 5 ст. 57, ч. 1 ст. 61 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Включение в трудовой договор условия о получении работником к дате начала работы у вас необходимого образования может быть расценено, как нарушение трудового законодательства. Ведь трудовые отношения - это отношения о личном выполнении работником за плату трудовой функции, а не о получении им образования до начала работы. И законом не предусмотрено заключение трудового договора, вступление в силу которого обусловлено получением работником необходимого образования. Условия же трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законом, не подлежат применению и могут повлечь риски. Такие выводы следуют из ст. 9, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 56, ч. 2, 4, 5 ст. 57, ч. 1 ст. 61 ТК РФ.
Статья: Проблемы и перспективы развития административной ответственности за совершение правонарушений в сфере высшего образования
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<13> Барабанова С.В., Бахрах Д.Н. Проблемы и пробелы правового регулирования ответственности в сфере образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2008. Т. 3. N 2. С. 6; Крестинская Л.В. К вопросу о кодификации норм об административной ответственности за нарушение законодательства РФ об образовании // Вестник Омской юридической академии. 2018. Т. 15. N 4. С. 505.
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)<13> Барабанова С.В., Бахрах Д.Н. Проблемы и пробелы правового регулирования ответственности в сфере образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2008. Т. 3. N 2. С. 6; Крестинская Л.В. К вопросу о кодификации норм об административной ответственности за нарушение законодательства РФ об образовании // Вестник Омской юридической академии. 2018. Т. 15. N 4. С. 505.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в компетенцию высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации входит определение порядка установления причин причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами. Таким образом, они должны принять соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие этот порядок.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в компетенцию высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации входит определение порядка установления причин причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами. Таким образом, они должны принять соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие этот порядок.