Нарушение законодательства о контрактной системе
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение законодательства о контрактной системе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Действия Подрядчика, изменившего существенные условия заключенного контракта с нарушением законодательства о контрактной системе, образуют состав административного правонарушения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Действия Подрядчика, изменившего существенные условия заключенного контракта с нарушением законодательства о контрактной системе, образуют состав административного правонарушения.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Изменение характеристик закупаемого товара, предусмотренного соответствующей позицией КТРУ, является нарушением законодательства о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Изменение характеристик закупаемого товара, предусмотренного соответствующей позицией КТРУ, является нарушением законодательства о контрактной системе.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
Готовое решение: Предоставление национального режима при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)необоснованное отклонение (или допуск) заявки на участие в конкурсе (аукционе), если по правилам применения запрета или ограничения должно быть принято иное решение, - предупреждение или штраф в размере 1% НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Ответственность не наступит, если требование, которое послужило основанием для неправомерного решения, было установлено в документах закупки с нарушением законодательства о контрактной системе (примечание 2 к ст. 7.30.1 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)необоснованное отклонение (или допуск) заявки на участие в конкурсе (аукционе), если по правилам применения запрета или ограничения должно быть принято иное решение, - предупреждение или штраф в размере 1% НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.30.1 КоАП РФ). Ответственность не наступит, если требование, которое послужило основанием для неправомерного решения, было установлено в документах закупки с нарушением законодательства о контрактной системе (примечание 2 к ст. 7.30.1 КоАП РФ);
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо административной ответственности, за нарушение законодательства о контрактной системе, если оно совершено из корыстной заинтересованности и причинило крупный ущерб, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 200.4 УК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо административной ответственности, за нарушение законодательства о контрактной системе, если оно совершено из корыстной заинтересованности и причинило крупный ущерб, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 200.4 УК РФ).
"Обзор судебной практики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Отстранение участника закупки от участия в закупке без наличия на то правовых оснований является нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Отстранение участника закупки от участия в закупке без наличия на то правовых оснований является нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Готовое решение: Как заключить контракт с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)требования к участникам установлены с нарушением законодательства о контрактной системе;
(КонсультантПлюс, 2025)требования к участникам установлены с нарушением законодательства о контрактной системе;
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Объединение в один лот закупки товаров, включенных в перечень товаров, на которые установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, и не включенных в него, является нарушением законодательства о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Объединение в один лот закупки товаров, включенных в перечень товаров, на которые установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, и не включенных в него, является нарушением законодательства о контрактной системе.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Неправомерное установление ограничения закупок товаров иностранного происхождения при отсутствии соответствующего товара в перечне Постановления N 1875 нарушает требования законодательства о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Неправомерное установление ограничения закупок товаров иностранного происхождения при отсутствии соответствующего товара в перечне Постановления N 1875 нарушает требования законодательства о контрактной системе.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при изменении таких договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ может расцениваться как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе. Схожую позицию высказывал Минфин России в части применения при исполнении договора редакции Закона N 223-ФЗ, вступившей в силу после заключения такого договора (Письмо Минфина России от 24.01.2020 N 24-03-07/4189). Однако полагаем, что данная позиция применима и к случаям перехода на закупки по правилам Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако при изменении таких договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ может расцениваться как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе. Схожую позицию высказывал Минфин России в части применения при исполнении договора редакции Закона N 223-ФЗ, вступившей в силу после заключения такого договора (Письмо Минфина России от 24.01.2020 N 24-03-07/4189). Однако полагаем, что данная позиция применима и к случаям перехода на закупки по правилам Закона N 44-ФЗ.
Статья: Надзор за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронных конкурсов
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2025, N 8)В связи с этим прокуратура района провела семинары с должностными лицами органов местного самоуправления, на которых рассмотрены типичные нарушения законодательства о контрактной системе.
(Коломиец В.В.)
("Законность", 2025, N 8)В связи с этим прокуратура района провела семинары с должностными лицами органов местного самоуправления, на которых рассмотрены типичные нарушения законодательства о контрактной системе.
Готовое решение: Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, кроме как к заказчику, общественные объединения и объединения юрлиц могут обратиться в ФАС России и другие госорганы с заявлениями о наличии признаков нарушений законодательства о контрактной системе. Их обращения являются основанием для проведения внеплановой проверки (п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, кроме как к заказчику, общественные объединения и объединения юрлиц могут обратиться в ФАС России и другие госорганы с заявлениями о наличии признаков нарушений законодательства о контрактной системе. Их обращения являются основанием для проведения внеплановой проверки (п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев реорганизации заказчика подобных ограничений нет. При необходимости заказчик по контракту может быть заменен, в том числе в результате проведения его реорганизации в любой форме (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: законодательство не содержит требований о расторжении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договоров, заключенных по правилам Закона N 223-ФЗ, в случае, если порядок осуществления закупок у заказчика меняется, например в результате изменения организационно-правовой формы (Письмо Минэкономразвития России от 07.09.2016 N Д28и-2279). Однако при изменении таких контрактов или договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, увеличение объема закупаемой продукции или пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ могут расцениваться контрольными органами как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев реорганизации заказчика подобных ограничений нет. При необходимости заказчик по контракту может быть заменен, в том числе в результате проведения его реорганизации в любой форме (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: законодательство не содержит требований о расторжении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договоров, заключенных по правилам Закона N 223-ФЗ, в случае, если порядок осуществления закупок у заказчика меняется, например в результате изменения организационно-правовой формы (Письмо Минэкономразвития России от 07.09.2016 N Д28и-2279). Однако при изменении таких контрактов или договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, увеличение объема закупаемой продукции или пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ могут расцениваться контрольными органами как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе.