Нарушение заказчиком сроков оплаты по контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение заказчиком сроков оплаты по контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Подряд для государственных или муниципальных нужд: Подрядчик хочет взыскать предусмотренную контрактом неустойку за нарушение сроков оплаты работ
(КонсультантПлюс, 2025)факт нарушения Заказчиком сроков оплаты работ по контракту (указанием на соответствующие пункты контракта, платежными документами и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)факт нарушения Заказчиком сроков оплаты работ по контракту (указанием на соответствующие пункты контракта, платежными документами и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Рассмотрит ли ФАС России жалобу на действия заказчика, нарушившего срок оплаты товара, поставленного по контракту, заключенному в рамках 44-ФЗ?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)39. Если результат выполненных подрядчиком работ находится у заказчика, у него отсутствуют какие-либо замечания по объему и качеству работ и их результат может им использоваться, нарушение подрядчиком установленного контрактом срока выполнения работ не может являться основанием для освобождения заказчика от оплаты работ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)39. Если результат выполненных подрядчиком работ находится у заказчика, у него отсутствуют какие-либо замечания по объему и качеству работ и их результат может им использоваться, нарушение подрядчиком установленного контрактом срока выполнения работ не может являться основанием для освобождения заказчика от оплаты работ.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Общество (поставщик) обратилось в арбитражный суд с иском к учреждению (заказчик) о взыскании денежных средств, уплаченных в качестве обеспечения исполнения государственного контракта. Возражая против удовлетворения заявленных требований, учреждение ссылалось на нарушение поставщиком сроков поставки, что явилось существенным нарушением условий договора и дает основания для удержания заказчиком обеспечительного платежа в полном объеме.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Общество (поставщик) обратилось в арбитражный суд с иском к учреждению (заказчик) о взыскании денежных средств, уплаченных в качестве обеспечения исполнения государственного контракта. Возражая против удовлетворения заявленных требований, учреждение ссылалось на нарушение поставщиком сроков поставки, что явилось существенным нарушением условий договора и дает основания для удержания заказчиком обеспечительного платежа в полном объеме.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые сведения о наличии этапов исполнения контракта и сроков оплаты оказанных услуг, нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые сведения о наличии этапов исполнения контракта и сроков оплаты оказанных услуг, нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с условиями Контракта Заказчик регулярно в течение срока исполнения Контракта осуществлял приемку оказанных услуг и их оплату, однако в нарушение требований части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию, подлежащую включению в реестр контрактов, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не направлял.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с условиями Контракта Заказчик регулярно в течение срока исполнения Контракта осуществлял приемку оказанных услуг и их оплату, однако в нарушение требований части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию, подлежащую включению в реестр контрактов, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не направлял.
Готовое решение: Как предоставить обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В первый месяц поставщик воспользовался своим правом и изменил способ обеспечения исполнения контракта, предоставив независимую гарантию на сумму 990 тыс. руб. Также он подал заявление о возврате денежных средств, предоставленных ранее в качестве обеспечения исполнения контракта. Заказчик вернул их в сроки, определенные контрактом в соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Если бы заказчик нарушил эти сроки, то поставщик смог бы предъявить ему требование об уплате пеней за просрочку обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В первый месяц поставщик воспользовался своим правом и изменил способ обеспечения исполнения контракта, предоставив независимую гарантию на сумму 990 тыс. руб. Также он подал заявление о возврате денежных средств, предоставленных ранее в качестве обеспечения исполнения контракта. Заказчик вернул их в сроки, определенные контрактом в соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Если бы заказчик нарушил эти сроки, то поставщик смог бы предъявить ему требование об уплате пеней за просрочку обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: О зачислении неустойки, выплаченной по банковской гарантии за нарушение сроков исполнения контракта, финансируемого за счет субсидии юрлицу, 100% акций (долей) которого принадлежит субъекту РФ.
(Письмо Минфина России от 31.01.2025 N 02-14-10/8481)Согласно информации, изложенной в обращении, требование об уплате неустойки в связи с нарушением подрядчиком сроков исполнения контракта предъявлено заказчиком (Обществом) по банковской гарантии в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по ее уплате.
(Письмо Минфина России от 31.01.2025 N 02-14-10/8481)Согласно информации, изложенной в обращении, требование об уплате неустойки в связи с нарушением подрядчиком сроков исполнения контракта предъявлено заказчиком (Обществом) по банковской гарантии в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по ее уплате.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Вправе ли заказчик уменьшить стоимость работ по договору подряда на сумму неустойки, начисленной подрядчику
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку работы подрядчиком выполнены с нарушением сроков, предусмотренных контрактом, заказчик начислил и удержал из суммы, подлежащей оплате по договору, неустойку в спорном размере.
Вправе ли заказчик уменьшить стоимость работ по договору подряда на сумму неустойки, начисленной подрядчику
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку работы подрядчиком выполнены с нарушением сроков, предусмотренных контрактом, заказчик начислил и удержал из суммы, подлежащей оплате по договору, неустойку в спорном размере.
Статья: Практика осуществления закупок с неопределенным объемом
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)Поставка товара осуществлялась по многочисленным заявкам заказчика. Некоторые из них были исполнены поставщиком с нарушением установленного контрактом срока, что и послужило основанием для выставления заказчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней). Стоит отметить, что заказчик направлял по несколько заявок в день или с разницей в несколько дней, а срок поставки по каждой партии должен был составлять не более 30 календарных дней.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)Поставка товара осуществлялась по многочисленным заявкам заказчика. Некоторые из них были исполнены поставщиком с нарушением установленного контрактом срока, что и послужило основанием для выставления заказчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней). Стоит отметить, что заказчик направлял по несколько заявок в день или с разницей в несколько дней, а срок поставки по каждой партии должен был составлять не более 30 календарных дней.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При отсутствии в законе или договоре указаний о порядке оплаты работ применяются общие положения п. 1 ст. 711 ГК РФ о презумпции единовременной оплаты работ после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Сказанное не означает, что, если работы выполнены с нарушением срока их выполнения, то они не подлежат оплате. Напротив, согласно позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, если результат выполненных подрядчиком работ находится у заказчика, у него отсутствуют какие-либо замечания по объему и качеству работ и их результат может им использоваться, нарушение подрядчиком установленного контрактом срока выполнения работ не может являться основанием для освобождения заказчика от оплаты работ <36>.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При отсутствии в законе или договоре указаний о порядке оплаты работ применяются общие положения п. 1 ст. 711 ГК РФ о презумпции единовременной оплаты работ после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Сказанное не означает, что, если работы выполнены с нарушением срока их выполнения, то они не подлежат оплате. Напротив, согласно позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, если результат выполненных подрядчиком работ находится у заказчика, у него отсутствуют какие-либо замечания по объему и качеству работ и их результат может им использоваться, нарушение подрядчиком установленного контрактом срока выполнения работ не может являться основанием для освобождения заказчика от оплаты работ <36>.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Пример расчета неустойки за нарушение срока выплаты по ОСАГО
(КонсультантПлюс, 2025)Пример расчета неустойки за нарушение срока выплаты по ОСАГО
Статья: Обзор изменений в Законе N 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Получается, что заказчик должен в 100% случаев направлять в контрольный орган информацию о поставщиках, отказавшихся от исполнения контракта в одностороннем порядке. И совершенно неважно, что думает по этому поводу сам заказчик: даже если он считает действия поставщика обоснованными (например, если заказчик не отрицает факт неоднократного нарушения им сроков оплаты товара, давший поставщику основание для одностороннего отказа от исполнения контракта), он все равно должен передать информацию о поставщике в контрольный орган.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Получается, что заказчик должен в 100% случаев направлять в контрольный орган информацию о поставщиках, отказавшихся от исполнения контракта в одностороннем порядке. И совершенно неважно, что думает по этому поводу сам заказчик: даже если он считает действия поставщика обоснованными (например, если заказчик не отрицает факт неоднократного нарушения им сроков оплаты товара, давший поставщику основание для одностороннего отказа от исполнения контракта), он все равно должен передать информацию о поставщике в контрольный орган.