Нарушение условий государственного контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение условий государственного контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 306.1 "Понятие бюджетного нарушения" БК РФВместе с тем в статье 306.1 БК РФ, именуемой "понятие бюджетного нарушения", раскрывается его содержание как нарушения участниками бюджетного процесса: положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при формировании доходов и осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов и т.д.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Установление условий в контракте по Закону N 44-ФЗ.
Может ли суд на этапе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, признать неправомерным установление его условий
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение условий контракта не может быть основанием для признания сделки недействительной.
Может ли суд на этапе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, признать неправомерным установление его условий
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение условий контракта не может быть основанием для признания сделки недействительной.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам"Контрагент не исполнил госконтракт из-за проблем с персоналом - суд не нашел причин для РНП (26.09.2025)
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Вопрос: Об ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение контракта.
(Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 24-03-07/95695)Вопрос: Об ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение контракта.
(Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 24-03-07/95695)Вопрос: Об ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение контракта.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Статья: Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления при осуществлении государственных закупок
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)До сентября 2022 г. указанные составы преступлений считались грубыми нарушениями условий государственного контракта по государственному оборонному заказу <11>, ответственность за которые содержалась в ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ. Следует отметить, что указанный состав административного правонарушения не проводил различий между нарушением, повлекшим ущерб Российской Федерации на сумму не менее 5 процентов (но не менее 5 миллионов рублей) цены государственного контракта, невыполнением контракта или повторным совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 14.55 КоАП РФ. Необходимость разграничения грубых нарушений уже отмечалась учеными <12>, что и оказалось отражено в составах преступлений, предусмотренных ст. 201.2 и 285.5 УК РФ. Таким образом, законодатель выделил в качестве более тяжкого последствия именно нанесение определенного материального ущерба либо полное невыполнение условий контракта. Установление четких, прямо обозначенных в законе критериев квалифицирующих признаков повысит правоприменительную практику и эффективность норм, исключая необходимость доказывания существенности или тяжести последствий в составах преступлений, где материальный ущерб является основным преступным последствием и имеет количественное выражение.
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)До сентября 2022 г. указанные составы преступлений считались грубыми нарушениями условий государственного контракта по государственному оборонному заказу <11>, ответственность за которые содержалась в ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ. Следует отметить, что указанный состав административного правонарушения не проводил различий между нарушением, повлекшим ущерб Российской Федерации на сумму не менее 5 процентов (но не менее 5 миллионов рублей) цены государственного контракта, невыполнением контракта или повторным совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 14.55 КоАП РФ. Необходимость разграничения грубых нарушений уже отмечалась учеными <12>, что и оказалось отражено в составах преступлений, предусмотренных ст. 201.2 и 285.5 УК РФ. Таким образом, законодатель выделил в качестве более тяжкого последствия именно нанесение определенного материального ущерба либо полное невыполнение условий контракта. Установление четких, прямо обозначенных в законе критериев квалифицирующих признаков повысит правоприменительную практику и эффективность норм, исключая необходимость доказывания существенности или тяжести последствий в составах преступлений, где материальный ущерб является основным преступным последствием и имеет количественное выражение.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание неустойки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли одновременно взыскать пени за нарушение срока и штраф за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неисполнение обязательств свидетельствует как о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), так и о нарушении условий контракта в целом (товар не был поставлен). Взыскание одновременно как пени, так и штрафа правомерно.
Можно ли одновременно взыскать пени за нарушение срока и штраф за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неисполнение обязательств свидетельствует как о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), так и о нарушении условий контракта в целом (товар не был поставлен). Взыскание одновременно как пени, так и штрафа правомерно.
Статья: Рациональные основы уголовного судопроизводства: взгляд через призму социологических воззрений
(Цыреторов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)В контексте рассмотренного учения действия лица по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве и вытекающие из него следствия представляются "услугой". Однако в существующем виде нормативная конструкция соглашения не всегда обеспечивает равноценность "награды" "услуге", в отдельных ситуациях не обеспечивается необходимая дифференциация. Несмотря на положительную динамику преступности в России, самое высокое количество жертв насильственных преступлений в Европе, согласно данным <58> Управления ООН по наркотикам и преступности за 2021 г., и "увеличение объема латентных наркопреступлений" <59>, представляющих, по мнению отдельных авторов, " угрозу, чем религиозный экстремизм" <60>, "весьма глубокое проникновение явления наркотизации вглубь общества" <61> позволяют охарактеризовать имеющуюся ситуацию как околокризисную, оправдывающую, согласно приведенному учению П.А. Сорокина, увеличение наград в сфере уголовной юстиции. Дополнительным аргументом в пользу этого является происходящее усиление "кар" в уголовном законодательстве. В последнее время была ужесточена ответственность за воинские преступления и ответственность за создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ), введена ответственность за преступления, связанные с диверсионной деятельностью (ст. 281.1, 281.2 и 281.3 УК РФ), новые составы преступлений в сфере гособоронзаказа (ст. 201.2 "Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа"), воинские преступления (ст. 352.1 "Добровольная сдача в плен", ст. 356.1 "Мародерство") и др. Одновременно с этим мы были очевидцами того, как государство при отсутствии надлежащих правовых механизмов пошло на экстраординарную меру: были освобождены от наказания осужденные к реальному лишению свободы, вызвавшиеся участвовать в СВО, в чем мы ничего предосудительного не видим и можем лишь констатировать соответствие этого шага закономерностям, выявленным П.А. Сорокиным. Уже в настоящее время эта мера вошла в правовое пространство <62>. Сказанное свидетельствует в пользу необходимости ранее сделанного предложения о закреплении возможности полного освобождения от уголовной ответственности лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
(Цыреторов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)В контексте рассмотренного учения действия лица по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве и вытекающие из него следствия представляются "услугой". Однако в существующем виде нормативная конструкция соглашения не всегда обеспечивает равноценность "награды" "услуге", в отдельных ситуациях не обеспечивается необходимая дифференциация. Несмотря на положительную динамику преступности в России, самое высокое количество жертв насильственных преступлений в Европе, согласно данным <58> Управления ООН по наркотикам и преступности за 2021 г., и "увеличение объема латентных наркопреступлений" <59>, представляющих, по мнению отдельных авторов, " угрозу, чем религиозный экстремизм" <60>, "весьма глубокое проникновение явления наркотизации вглубь общества" <61> позволяют охарактеризовать имеющуюся ситуацию как околокризисную, оправдывающую, согласно приведенному учению П.А. Сорокина, увеличение наград в сфере уголовной юстиции. Дополнительным аргументом в пользу этого является происходящее усиление "кар" в уголовном законодательстве. В последнее время была ужесточена ответственность за воинские преступления и ответственность за создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ), введена ответственность за преступления, связанные с диверсионной деятельностью (ст. 281.1, 281.2 и 281.3 УК РФ), новые составы преступлений в сфере гособоронзаказа (ст. 201.2 "Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа"), воинские преступления (ст. 352.1 "Добровольная сдача в плен", ст. 356.1 "Мародерство") и др. Одновременно с этим мы были очевидцами того, как государство при отсутствии надлежащих правовых механизмов пошло на экстраординарную меру: были освобождены от наказания осужденные к реальному лишению свободы, вызвавшиеся участвовать в СВО, в чем мы ничего предосудительного не видим и можем лишь констатировать соответствие этого шага закономерностям, выявленным П.А. Сорокиным. Уже в настоящее время эта мера вошла в правовое пространство <62>. Сказанное свидетельствует в пользу необходимости ранее сделанного предложения о закреплении возможности полного освобождения от уголовной ответственности лица, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
Статья: Уголовная политика и функции государства
(Борков В.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)При совершенствовании уголовного закона нужно учитывать, что функции государства не реализуются отдельными государственными органами или организациями, а охватывают его деятельность в целом. Осуществление военной функции проявляется в деятельности не только Вооруженных Сил, но и военно-промышленного комплекса, а также всех организаций, причастных к материально-техническому и идеологическому обеспечению армии. В условиях вооруженного конфликта нельзя недооценивать и роль информационной составляющей. Современная уголовно-правовая политика учитывает приоритетность и комплексный характер осуществления функций государства, что выражается во вносимых в уголовный закон изменениях. Так, в сентябре 2022 г. применительно к ряду преступлений против военной службы в качестве отягчающего обстоятельства предусмотрено их совершение в "период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий". Установлена уголовная ответственность за добровольную сдачу в плен (ст. 352.1 УК РФ) и мародерство (ст. 356.1 УК РФ). Уголовный закон дополнен нормами, специально охраняющими отношения в сфере государственного оборонного заказа (ст. 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 УК РФ), которые предусматривают ответственность за нарушение условий соответствующего государственного контракта, а также за отказ или уклонение субъекта от его заключения. Ранее в целях реализации информационной составляющей военной функции криминализации были подвергнуты публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ (ст. 207.3 УК РФ) и публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ (ст. 280.3 УК РФ).
(Борков В.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)При совершенствовании уголовного закона нужно учитывать, что функции государства не реализуются отдельными государственными органами или организациями, а охватывают его деятельность в целом. Осуществление военной функции проявляется в деятельности не только Вооруженных Сил, но и военно-промышленного комплекса, а также всех организаций, причастных к материально-техническому и идеологическому обеспечению армии. В условиях вооруженного конфликта нельзя недооценивать и роль информационной составляющей. Современная уголовно-правовая политика учитывает приоритетность и комплексный характер осуществления функций государства, что выражается во вносимых в уголовный закон изменениях. Так, в сентябре 2022 г. применительно к ряду преступлений против военной службы в качестве отягчающего обстоятельства предусмотрено их совершение в "период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий". Установлена уголовная ответственность за добровольную сдачу в плен (ст. 352.1 УК РФ) и мародерство (ст. 356.1 УК РФ). Уголовный закон дополнен нормами, специально охраняющими отношения в сфере государственного оборонного заказа (ст. 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 УК РФ), которые предусматривают ответственность за нарушение условий соответствующего государственного контракта, а также за отказ или уклонение субъекта от его заключения. Ранее в целях реализации информационной составляющей военной функции криминализации были подвергнуты публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ (ст. 207.3 УК РФ) и публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ (ст. 280.3 УК РФ).
Статья: Уголовно-правовая оценка бездействия как формы злоупотребления полномочиями в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Ключко Р.Н., Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)Например, следует обратить внимание на правовую неопределенность относительно установления формы вины, обусловленную конструкцией объективной стороны основного состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.5 УК РФ. Конструирование этого состава преступления как формального ("беспоследственного") исключает косвенный умысел и неосторожность. Кроме того, нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, связанные с бездействием субъекта и включающие последствия в виде нарушения сроков исполнения обязательств, можно признавать разновидностью "коммерческой халатности" <37>.
(Ключко Р.Н., Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 6)Например, следует обратить внимание на правовую неопределенность относительно установления формы вины, обусловленную конструкцией объективной стороны основного состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.5 УК РФ. Конструирование этого состава преступления как формального ("беспоследственного") исключает косвенный умысел и неосторожность. Кроме того, нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, связанные с бездействием субъекта и включающие последствия в виде нарушения сроков исполнения обязательств, можно признавать разновидностью "коммерческой халатности" <37>.
Статья: Проблемы квалификации преступлений в сфере гособоронзаказа
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)В статье рассматриваются вопросы уголовно-правовой квалификации нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа. Обсуждается вопрос о том, могут ли выработанные по делам о соответствующих административных правонарушениях подходы использоваться при квалификации по различным признакам состава комментируемого деяния, в том числе при конкретизации названных в ст. 14.55 КоАП нарушений условий государственного контракта (контракта) по государственному оборонному заказу.
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)В статье рассматриваются вопросы уголовно-правовой квалификации нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа. Обсуждается вопрос о том, могут ли выработанные по делам о соответствующих административных правонарушениях подходы использоваться при квалификации по различным признакам состава комментируемого деяния, в том числе при конкретизации названных в ст. 14.55 КоАП нарушений условий государственного контракта (контракта) по государственному оборонному заказу.
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Вместе с тем в ст. 306.1 БК РФ, именуемой "понятие бюджетного нарушения", раскрывается его содержание как нарушения участниками бюджетного процесса: положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при формировании доходов и осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов и т.д. <2>.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Вместе с тем в ст. 306.1 БК РФ, именуемой "понятие бюджетного нарушения", раскрывается его содержание как нарушения участниками бюджетного процесса: положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при формировании доходов и осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов и т.д. <2>.