Нарушение сроков технологического присоединения
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение сроков технологического присоединения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В какой срок антимонопольный орган рассматривает заявление о нарушении Правил технологического присоединения к электрическим сетям?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)25. Нарушение срока технологического присоединения к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена соответствующей частью статьи 9.21 КоАП РФ, не является длящимся административным правонарушением.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)25. Нарушение срока технологического присоединения к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена соответствующей частью статьи 9.21 КоАП РФ, не является длящимся административным правонарушением.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)25. Нарушение срока технологического присоединения к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена соответствующей частью статьи 9.21 КоАП РФ, не является длящимся административным правонарушением.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)25. Нарушение срока технологического присоединения к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена соответствующей частью статьи 9.21 КоАП РФ, не является длящимся административным правонарушением.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Рассматривая вопрос об ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору о технологическом присоединении, необходимо отметить, что законодательство содержит специальные основания о привлечении к ответственности сторон по этому договору. Согласно подп. "в" п. 16 Правил технологического присоединения договором о технологическом присоединении, в частности, устанавливается обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором (за исключением случаев нарушения выполнения технических условий заявителями, указанными в п. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже), уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента общего размера платы за технологическое присоединение за каждый день просрочки. При этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в подп. "в" п. 16 Правил, за год просрочки.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Рассматривая вопрос об ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору о технологическом присоединении, необходимо отметить, что законодательство содержит специальные основания о привлечении к ответственности сторон по этому договору. Согласно подп. "в" п. 16 Правил технологического присоединения договором о технологическом присоединении, в частности, устанавливается обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором (за исключением случаев нарушения выполнения технических условий заявителями, указанными в п. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже), уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента общего размера платы за технологическое присоединение за каждый день просрочки. При этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в подп. "в" п. 16 Правил, за год просрочки.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Другими словами, это штраф за несвоевременное заключение договора или за ненадлежащее технологическое присоединение. Сетевые организации в случае обнаружения бездоговорного потребления, рассчитывают стоимость электроэнергии расчетным способом, исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля) за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии. В целом установленный судом размер неосновательного обогащения, результате бездоговорного потребления может превышать стоимость фактического потребления в несколько сотен раз. В некоторых случаях, несмотря на наличие технологического присоединения, договор не заключается из-за необходимости дополнительного времени на согласование условий договора между потребителем и гарантирующим поставщиком.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Другими словами, это штраф за несвоевременное заключение договора или за ненадлежащее технологическое присоединение. Сетевые организации в случае обнаружения бездоговорного потребления, рассчитывают стоимость электроэнергии расчетным способом, исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля) за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии. В целом установленный судом размер неосновательного обогащения, результате бездоговорного потребления может превышать стоимость фактического потребления в несколько сотен раз. В некоторых случаях, несмотря на наличие технологического присоединения, договор не заключается из-за необходимости дополнительного времени на согласование условий договора между потребителем и гарантирующим поставщиком.
Статья: Длящееся административное правонарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 указано еще 2 немаловажных момента в отношении длящегося административного правонарушения. Первый - обязанности (длительное невыполнение которых вменяется) могут быть возложены не только законом, но и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Второй - не установлен срок выполнения этих обязанностей. Невыполнение предусмотренной обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Так, например, не является длящимся правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, - невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (вопрос 9 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008). Не будет являться длящимся правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ. Нарушение срока технологического присоединения к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена соответствующей частью ст. 9.21 КоАП РФ, не является длящимся административным правонарушением (п. 25 Обзора судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 указано еще 2 немаловажных момента в отношении длящегося административного правонарушения. Первый - обязанности (длительное невыполнение которых вменяется) могут быть возложены не только законом, но и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Второй - не установлен срок выполнения этих обязанностей. Невыполнение предусмотренной обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Так, например, не является длящимся правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, - невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (вопрос 9 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008). Не будет являться длящимся правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ. Нарушение срока технологического присоединения к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена соответствующей частью ст. 9.21 КоАП РФ, не является длящимся административным правонарушением (п. 25 Обзора судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)).
Статья: Опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям: правовой аспект соблюдения антимонопольного законодательства
(Голубева М.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Достаточно распространена практика, когда антимонопольные органы привлекают сетевые организации к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение сроков технологического присоединения. Аргументация сетевых организаций о причинах просрочки вследствие препятствий третьих лиц не принимается, поскольку выбранный в одностороннем порядке способ технологического присоединения не должен противоречить Правилам N 861 в части сроков технологического присоединения, не должен нарушать права и законные интересы заявителя (Постановление Коми УФАС России от 09.02.2023 по делу N 011/04/9.21-1132/2022, Постановление АС ВВО от 26.12.2023 по делу N А29-2130/2023).
(Голубева М.И.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Достаточно распространена практика, когда антимонопольные органы привлекают сетевые организации к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение сроков технологического присоединения. Аргументация сетевых организаций о причинах просрочки вследствие препятствий третьих лиц не принимается, поскольку выбранный в одностороннем порядке способ технологического присоединения не должен противоречить Правилам N 861 в части сроков технологического присоединения, не должен нарушать права и законные интересы заявителя (Постановление Коми УФАС России от 09.02.2023 по делу N 011/04/9.21-1132/2022, Постановление АС ВВО от 26.12.2023 по делу N А29-2130/2023).