Нарушение сроков оплаты по контракту коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение сроков оплаты по контракту коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2022 N 305-ЭС22-7307 по делу N А41-27667/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об уменьшении неустойки, удержанной по договору поставки, взыскании разницы между удержанной и уменьшенной суммами неустойки.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку подписание договора без разногласий свидетельствует о согласовании сторонами его существенных условий, в данном случае истец добровольно подписал контракт, при его заключении протокола разногласий в адрес ответчика не представил. Также истцом добровольно подписано соглашение о расторжении договора, в котором прописаны условия уплаты и сумма штрафа.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.При принятии обжалуемых судебных актов суды руководствовались статьями 2, 9, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об уменьшении неустойки, удержанной по договору поставки, взыскании разницы между удержанной и уменьшенной суммами неустойки.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку подписание договора без разногласий свидетельствует о согласовании сторонами его существенных условий, в данном случае истец добровольно подписал контракт, при его заключении протокола разногласий в адрес ответчика не представил. Также истцом добровольно подписано соглашение о расторжении договора, в котором прописаны условия уплаты и сумма штрафа.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.При принятии обжалуемых судебных актов суды руководствовались статьями 2, 9, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Арбитражное решение РАЦ от от 16.11.2021 N PI3760-21
Категория спора: 1) Поставка; 2) Неосновательное обогащение.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки.
Требования поставщика: 2) О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Покупатель указывает на то, что поставщик нарушил сроки поставки оборудования. Поставщик утверждает, что передал оборудование во временную эксплуатацию дочернему предприятию покупателя по актам приема-передачи для выполнения работ по сооружению объектов.
Решение: Утверждено мировое соглашение. Производство по делу прекращено.165. Таким образом, своевременная отгрузка Оборудования не была произведена в силу форс-мажорных обстоятельств, что согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ и п. 12.5 Контракта является основанием для освобождения Ответчика от ответственности по уплате неустойки за просрочку поставки Оборудования с 04.03.2020 по 01.05.2020.
Категория спора: 1) Поставка; 2) Неосновательное обогащение.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки.
Требования поставщика: 2) О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Покупатель указывает на то, что поставщик нарушил сроки поставки оборудования. Поставщик утверждает, что передал оборудование во временную эксплуатацию дочернему предприятию покупателя по актам приема-передачи для выполнения работ по сооружению объектов.
Решение: Утверждено мировое соглашение. Производство по делу прекращено.165. Таким образом, своевременная отгрузка Оборудования не была произведена в силу форс-мажорных обстоятельств, что согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ и п. 12.5 Контракта является основанием для освобождения Ответчика от ответственности по уплате неустойки за просрочку поставки Оборудования с 04.03.2020 по 01.05.2020.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности реализации права на исполнение судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения групповых исков
(Кузнецов Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)В Европейском союзе правила рассмотрения групповых исков начали развиваться относительно недавно. Так, соответствующие процедуры на национальном уровне были введены в Нидерландах (1994 г.), Португалии (1995 г.), Испании (2001 г.), Германии (2002 г.), Дании (2003 г.), Голландии (2005 г.), Франции (2005 г.), Италии (2007 г.) и др. На уровне европейского взаимодействия в 2012 г. были начаты консультации по выработке коллективных исков для стран ЕС <9>. Среди примеров по Европейскому союзу можно назвать поданный в декабре 2020 г. групповой иск против компании Apple на общую сумму 180 млн долл. по указанной выше причине - намеренное замедление работы старых моделей iPhone (в феврале 2020 г. власти Франции обязали Apple выплатить штраф в размере 25 млн евро <10>). По состоянию на март 2021 г. рассматривался вопрос о подаче группового иска к компании AstraZeneca за нарушение контрактных обязательств, если компания не будет соблюдать сроки поставки вакцин от коронавируса <11>. В мае 2021 г. такой иск подан регулятором от лица всех 27 стран - членов ЕС. Причем целью иска являлось получение причитающихся по контракту доз вакцины (недопоставлено 90 млн доз), а не денежной компенсации от AstraZeneca.
(Кузнецов Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)В Европейском союзе правила рассмотрения групповых исков начали развиваться относительно недавно. Так, соответствующие процедуры на национальном уровне были введены в Нидерландах (1994 г.), Португалии (1995 г.), Испании (2001 г.), Германии (2002 г.), Дании (2003 г.), Голландии (2005 г.), Франции (2005 г.), Италии (2007 г.) и др. На уровне европейского взаимодействия в 2012 г. были начаты консультации по выработке коллективных исков для стран ЕС <9>. Среди примеров по Европейскому союзу можно назвать поданный в декабре 2020 г. групповой иск против компании Apple на общую сумму 180 млн долл. по указанной выше причине - намеренное замедление работы старых моделей iPhone (в феврале 2020 г. власти Франции обязали Apple выплатить штраф в размере 25 млн евро <10>). По состоянию на март 2021 г. рассматривался вопрос о подаче группового иска к компании AstraZeneca за нарушение контрактных обязательств, если компания не будет соблюдать сроки поставки вакцин от коронавируса <11>. В мае 2021 г. такой иск подан регулятором от лица всех 27 стран - членов ЕС. Причем целью иска являлось получение причитающихся по контракту доз вакцины (недопоставлено 90 млн доз), а не денежной компенсации от AstraZeneca.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<66> См., например: Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2020 N 1084-р "О возможности изменения по соглашению сторон сроков исполнения государственных контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции" // Собрание законодательства РФ. 2020. N 17. Ст. 2852.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<66> См., например: Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2020 N 1084-р "О возможности изменения по соглашению сторон сроков исполнения государственных контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции" // Собрание законодательства РФ. 2020. N 17. Ст. 2852.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 672-р
<Об особенностях исполнения госконтрактов по прилагаемому перечню в связи с введением временных мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции>В соответствии с частью 1 статьи 111 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с введением временных мер по предотвращению распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции с территорий иностранных государств установить, что при исполнении контрактов по перечню согласно приложению допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной введением указанных мер.
<Об особенностях исполнения госконтрактов по прилагаемому перечню в связи с введением временных мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции>В соответствии с частью 1 статьи 111 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с введением временных мер по предотвращению распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции с территорий иностранных государств установить, что при исполнении контрактов по перечню согласно приложению допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной введением указанных мер.
Решение Самарского УФАС России от 30.07.2021 N 33-14908-21/4
Нарушение: ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
Решение: Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (нарушение порядка ведения реестра контрактов, составляющих государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков...).Заказчиком представлены письменные пояснения от 29.07.2021 г. исх. 401, согласно которым не своевременное размещение документов об исполнении контракта связано с нахождением ответственного сотрудника на самоизоляции с подозрением на COVID 19.
Нарушение: ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
Решение: Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (нарушение порядка ведения реестра контрактов, составляющих государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков...).Заказчиком представлены письменные пояснения от 29.07.2021 г. исх. 401, согласно которым не своевременное размещение документов об исполнении контракта связано с нахождением ответственного сотрудника на самоизоляции с подозрением на COVID 19.
Вопрос: О порядке начисления пени по контракту, которым предусмотрено поэтапное его исполнение, и списании заказчиком неустоек (штрафов, пеней), начисленных в том числе в условиях распространения коронавируса.
(Письмо Минфина России от 31.07.2020 N 24-03-08/67461)Однако в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся в г. Москве и в России в целом, вызванной пандемией коронавируса, деятельность Подрядчика была вынужденно приостановлена, что повлекло отсутствие возможности своевременно выполнять работы по Контракту и договорную обязанность уплатить пени за соответствующую просрочку выполнения работ.
(Письмо Минфина России от 31.07.2020 N 24-03-08/67461)Однако в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся в г. Москве и в России в целом, вызванной пандемией коронавируса, деятельность Подрядчика была вынужденно приостановлена, что повлекло отсутствие возможности своевременно выполнять работы по Контракту и договорную обязанность уплатить пени за соответствующую просрочку выполнения работ.
Статья: Снижаем арендные платежи в пандемию
(Бенедская О.)
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 5)Ни арендаторы, ни собственники недвижимости не получили права на отсрочку или уменьшение платы за коммуналку в связи с коронавирусом. Однако, возможно, в скором времени оно появится. Правительство вправе до 1 января 2021 года установить особенности начисления пени в случае не полностью исполненных обязательств по оплате коммунальных услуг за коммерческую недвижимость (ст. 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ). На федеральном уровне премьер-министр уже анонсировал освобождение субъектов среднего и малого предпринимательства от ответственности за просрочку оплаты коммунальных платежей и предоставление им рассрочки для погашения задолженности. Также планируется запретить ресурсоснабжающим организациям отключать эту группу должников от коммунальных услуг.
(Бенедская О.)
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 5)Ни арендаторы, ни собственники недвижимости не получили права на отсрочку или уменьшение платы за коммуналку в связи с коронавирусом. Однако, возможно, в скором времени оно появится. Правительство вправе до 1 января 2021 года установить особенности начисления пени в случае не полностью исполненных обязательств по оплате коммунальных услуг за коммерческую недвижимость (ст. 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ). На федеральном уровне премьер-министр уже анонсировал освобождение субъектов среднего и малого предпринимательства от ответственности за просрочку оплаты коммунальных платежей и предоставление им рассрочки для погашения задолженности. Также планируется запретить ресурсоснабжающим организациям отключать эту группу должников от коммунальных услуг.
Статья: Современные проблемы правового регулирования смягчения угроз для населения и бизнеса последствий пандемии коронавируса COVID-19
(Егорова М.А., Дюфло А., Шпаковский Ю.Г.)
("Юрист", 2020, N 11)Так, правительство Франции предприняло несколько масштабных и незамедлительных мер поддержки, чтобы помочь преодолеть трудности предприятиям малого и среднего бизнеса, которые в условиях пандемии страдают больше всего. Предусмотрены следующие меры помощи для бизнеса: отсрочки оплаты социальных выплат без наложения последующих штрафов; предоставление отсрочки без уплаты предусмотренных прямых налогов (налог на прибыль компании, налог на заработную плату и т.д.); прямые налоговые скидки и др. Признание ситуации коронавируса как обстоятельств форс-мажора также позволит многим предприятиям бизнеса избежать штрафов за несвоевременную оплату в контрактах как на местном, так и на международном уровне.
(Егорова М.А., Дюфло А., Шпаковский Ю.Г.)
("Юрист", 2020, N 11)Так, правительство Франции предприняло несколько масштабных и незамедлительных мер поддержки, чтобы помочь преодолеть трудности предприятиям малого и среднего бизнеса, которые в условиях пандемии страдают больше всего. Предусмотрены следующие меры помощи для бизнеса: отсрочки оплаты социальных выплат без наложения последующих штрафов; предоставление отсрочки без уплаты предусмотренных прямых налогов (налог на прибыль компании, налог на заработную плату и т.д.); прямые налоговые скидки и др. Признание ситуации коронавируса как обстоятельств форс-мажора также позволит многим предприятиям бизнеса избежать штрафов за несвоевременную оплату в контрактах как на местном, так и на международном уровне.
Статья: Изменения в законодательстве о закупках в апреле 2020 года
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 5)В-третьих, Правительством РФ утвержден Перечень из 77 контрактов, при исполнении которых допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной введением временных мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции с территорий иностранных государств <57>.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 5)В-третьих, Правительством РФ утвержден Перечень из 77 контрактов, при исполнении которых допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной введением временных мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции с территорий иностранных государств <57>.
Статья: Коронавирус: меры поддержки хозяйствующих субъектов
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 4)К сведению. Распоряжением Правительства РФ N 672-р установлено, что при исполнении отдельных контрактов предприятиями автомобильной промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной введением временных мер по предотвращению распространения на территории России новой коронавирусной инфекции с территорий иностранных государств.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 4)К сведению. Распоряжением Правительства РФ N 672-р установлено, что при исполнении отдельных контрактов предприятиями автомобильной промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной введением временных мер по предотвращению распространения на территории России новой коронавирусной инфекции с территорий иностранных государств.
Статья: Новшества в сфере закупок
(Никитин В.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 6)Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 N 672-р утвержден Перечень из 77 госконтрактов, при исполнении которых допускается по соглашению сторон изменение срока их исполнения без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной коронавирусной инфекцией.
(Никитин В.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 6)Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 N 672-р утвержден Перечень из 77 госконтрактов, при исполнении которых допускается по соглашению сторон изменение срока их исполнения без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств по таким контрактам, вызванной коронавирусной инфекцией.
Статья: Вирусный форс-мажор: что с обязательствами
(Мошкович М.Г.)
("Главная книга", 2020, N 8)С одной стороны, Торгово-промышленная палата (ТПП), которая уполномочена удостоверять форс-мажор для ВЭД-контрактов, относит эпидемии и запреты властей к числу обстоятельств непреодолимой силы <5>. Кстати, в Минэкономразвития уже разъяснили, что ТПП будет удостоверять как форс-мажор не саму эпидемию коронавируса, а связанные с ней меры властей, которые делают исполнение контракта невозможным <6>.
(Мошкович М.Г.)
("Главная книга", 2020, N 8)С одной стороны, Торгово-промышленная палата (ТПП), которая уполномочена удостоверять форс-мажор для ВЭД-контрактов, относит эпидемии и запреты властей к числу обстоятельств непреодолимой силы <5>. Кстати, в Минэкономразвития уже разъяснили, что ТПП будет удостоверять как форс-мажор не саму эпидемию коронавируса, а связанные с ней меры властей, которые делают исполнение контракта невозможным <6>.