Нарушение срока составления акта по 101 НК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение срока составления акта по 101 НК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств и цифровых рублей на счетах цифрового рубля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения инспекции о взыскании недоимки и приостановлении операций по счетам, утверждая, что инспекция пропустила двухмесячный срок для бесспорного взыскания, отсчитываемый с даты окончания выездной проверки (13.12.2019). Общество ссылалось на п. 14 ст. 101 НК РФ, полагая, что нарушение инспекцией сроков завершения проверки и принятия решения (акт проверки составлен 21.08.2020, решение вынесено 05.02.2021) повлекло утрату инспекцией права на взыскание. Инспекция возражала, указывая, что срок для взыскания исчисляется не с окончания проверки, а с момента вступления решения в силу после обжалования: решение от 05.02.2021 вступило в законную силу 17.05.2021 (после отказа УФНС в удовлетворении апелляционной жалобы общества), после чего было направлено требование об уплате со сроком до 11.06.2021 (ст. 70 НК РФ), а решение о взыскании от 17.06.2021 принято в пределах двух месяцев с даты истечения срока требования (п. 3 ст. 46 НК РФ), то есть до 11.08.2021. Суд поддержал инспекцию, разъяснив, что согласно п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 и п. 6 ст. 101.4 НК РФ сроки взыскания исчисляются с даты вступления решения в силу, а не с завершения проверки, поскольку обжалование решения приостанавливает течение срока взыскания до разрешения спора в досудебном порядке. При этом суд отметил, что нарушение инспекцией процессуальных сроков проведения проверки (п. 6 ст. 89, ст. 100 НК РФ) не влияет на сроки взыскания, если это не привело к вынесению неправомерного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Поскольку инспекция не нарушила двухмесячный срок, суд признал решения о взыскании и приостановке операций законными.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения инспекции о взыскании недоимки и приостановлении операций по счетам, утверждая, что инспекция пропустила двухмесячный срок для бесспорного взыскания, отсчитываемый с даты окончания выездной проверки (13.12.2019). Общество ссылалось на п. 14 ст. 101 НК РФ, полагая, что нарушение инспекцией сроков завершения проверки и принятия решения (акт проверки составлен 21.08.2020, решение вынесено 05.02.2021) повлекло утрату инспекцией права на взыскание. Инспекция возражала, указывая, что срок для взыскания исчисляется не с окончания проверки, а с момента вступления решения в силу после обжалования: решение от 05.02.2021 вступило в законную силу 17.05.2021 (после отказа УФНС в удовлетворении апелляционной жалобы общества), после чего было направлено требование об уплате со сроком до 11.06.2021 (ст. 70 НК РФ), а решение о взыскании от 17.06.2021 принято в пределах двух месяцев с даты истечения срока требования (п. 3 ст. 46 НК РФ), то есть до 11.08.2021. Суд поддержал инспекцию, разъяснив, что согласно п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 и п. 6 ст. 101.4 НК РФ сроки взыскания исчисляются с даты вступления решения в силу, а не с завершения проверки, поскольку обжалование решения приостанавливает течение срока взыскания до разрешения спора в досудебном порядке. При этом суд отметил, что нарушение инспекцией процессуальных сроков проведения проверки (п. 6 ст. 89, ст. 100 НК РФ) не влияет на сроки взыскания, если это не привело к вынесению неправомерного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Поскольку инспекция не нарушила двухмесячный срок, суд признал решения о взыскании и приостановке операций законными.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 101.4 "Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с непредставлением документов, истребованных налоговым органом на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ, организация была привлечена к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Организация полагала, что в связи с нарушением срока составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, привлечение к ответственности является незаконным. Суд признал привлечение к ответственности правомерным, указав, что срок, установленный п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не является пресекательным. Организация могла участвовать в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, нарушение сроков не повлекло несоблюдение ее прав.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с непредставлением документов, истребованных налоговым органом на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ, организация была привлечена к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Организация полагала, что в связи с нарушением срока составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, привлечение к ответственности является незаконным. Суд признал привлечение к ответственности правомерным, указав, что срок, установленный п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не является пресекательным. Организация могла участвовать в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, нарушение сроков не повлекло несоблюдение ее прав.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Акт об обнаружении налоговых правонарушений по форме КНД 1160100
(КонсультантПлюс, 2025)Является ли нарушение срока составления акта по ст. 101.4 НК РФ основанием для отмены решения о привлечении к ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Является ли нарушение срока составления акта по ст. 101.4 НК РФ основанием для отмены решения о привлечении к ответственности
Готовое решение: Акт выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган нарушит срок составления акта проверки, отменить итоговое решение по проверке только по этой причине, к сожалению, не получится (п. 14 ст. 101 НК РФ, Письмо ФНС России от 25.01.2021 N СД-4-2/778@, п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400).
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган нарушит срок составления акта проверки, отменить итоговое решение по проверке только по этой причине, к сожалению, не получится (п. 14 ст. 101 НК РФ, Письмо ФНС России от 25.01.2021 N СД-4-2/778@, п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>При таком положении, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных статьями 100 - 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней. При этом выводы судов первой и апелляционной инстанции не противоречат правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>При таком положении, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных статьями 100 - 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней. При этом выводы судов первой и апелляционной инстанции не противоречат правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135.
<Письмо> ФНС России от 26.10.2023 N БВ-4-3/13621@
"О направлении контрольных соотношений по налоговой декларации по акцизам на алкоголь"При установлении факта непредставления (несвоевременного представления) по итогам тнп Декларации составляется акт в порядке, установленном статьей 101.4 НК РФ для принятия решения о привлечении к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ, а в случае непредствления Декларации по итогам тнп, для принятия решения о привлечении к ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ
"О направлении контрольных соотношений по налоговой декларации по акцизам на алкоголь"При установлении факта непредставления (несвоевременного представления) по итогам тнп Декларации составляется акт в порядке, установленном статьей 101.4 НК РФ для принятия решения о привлечении к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ, а в случае непредствления Декларации по итогам тнп, для принятия решения о привлечении к ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ
Готовое решение: Как инспекция проводит дополнительные мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)предложения по устранению нарушений.
(КонсультантПлюс, 2025)предложения по устранению нарушений.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В комментируемом Определении Верховного Суда РФ было подчеркнуто, что последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесению итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней: "Уже ко дню направления требования об уплате налогов и принятия впоследствии решения о взыскании и выставления инкассовых поручений возможность принудительного взыскания задолженности с общества была заведомо утрачена управлением, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты управления не имели юридической силы и не подлежали исполнению, а у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанных судебных актов".
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что нарушение отдельных сроков при оформлении результатов выездной налоговой проверки, в том числе срока вручения акта налоговой проверки, дополнения к акту, не является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и оформления ее результатов в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ. Такое нарушение не влечет незаконность вынесенного налоговым органом решения. Составление и получение акта, дополнения к акту налоговой проверки позже установленного срока не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что нарушение отдельных сроков при оформлении результатов выездной налоговой проверки, в том числе срока вручения акта налоговой проверки, дополнения к акту, не является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и оформления ее результатов в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ. Такое нарушение не влечет незаконность вынесенного налоговым органом решения. Составление и получение акта, дополнения к акту налоговой проверки позже установленного срока не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Готовое решение: Акт камеральной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ). Например, если камеральная проверка завершена 12 марта 2025 г. и были выявлены нарушения, то акт должны составить не позднее 26 марта 2025 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ). Например, если камеральная проверка завершена 12 марта 2025 г. и были выявлены нарушения, то акт должны составить не позднее 26 марта 2025 г.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)На стадии рассмотрения материалов налоговой проверки управлением нарушены сроки составления и вручения дополнения к акту налоговой проверки.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)На стадии рассмотрения материалов налоговой проверки управлением нарушены сроки составления и вручения дополнения к акту налоговой проверки.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамИ хотя по закону любое нарушение Налогового кодекса РФ в ходе проверки может быть основанием для отмены решения по ее итогам (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ), рассчитывать на отмену решения на том основании, что акт составлен с опозданием, не стоит. Ведь сложившаяся судебная практика даже нарушение срока проведения выездной проверки не признает однозначным основанием для отмены решения по выездной проверке.
Вопрос: Правомерно ли оформить нарушение срока сдачи декларации актом камеральной проверки?
(Консультация эксперта, 2025)Также налоговые органы отмечали, что, кроме исключительного порядка рассмотрения дел в порядке ст. 101 НК РФ в отношении правонарушений по ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ, производство по иным налоговым правонарушениям возможно в порядке, установленном ст. 101 НК РФ и ст. 101.4 НК РФ (Решение УФНС России по субъекту РФ от 08.09.2015).
(Консультация эксперта, 2025)Также налоговые органы отмечали, что, кроме исключительного порядка рассмотрения дел в порядке ст. 101 НК РФ в отношении правонарушений по ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ, производство по иным налоговым правонарушениям возможно в порядке, установленном ст. 101 НК РФ и ст. 101.4 НК РФ (Решение УФНС России по субъекту РФ от 08.09.2015).
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
В какой срок СФР составляет акт по нарушениям персонифицированного учета, которые можно выявить без документальной проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что сроки проверки представленных страхователем сведений Законом N 27-ФЗ не урегулированы, в отличие от Налогового кодекса РФ. Согласно ст. 101.4 НК РФ срок проверки при обнаружении нарушений законодательства, - 10 дней со дня их выявления. Следовательно, предельный срок взыскания со страхователя санкций за неподачу сведений персонифицированного учета в срок включает в том числе 10 дней на проведение проверки и составление акта.
В какой срок СФР составляет акт по нарушениям персонифицированного учета, которые можно выявить без документальной проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что сроки проверки представленных страхователем сведений Законом N 27-ФЗ не урегулированы, в отличие от Налогового кодекса РФ. Согласно ст. 101.4 НК РФ срок проверки при обнаружении нарушений законодательства, - 10 дней со дня их выявления. Следовательно, предельный срок взыскания со страхователя санкций за неподачу сведений персонифицированного учета в срок включает в том числе 10 дней на проведение проверки и составление акта.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли несвоевременное вручение (передача) акта налоговой проверки нарушением, влекущим отмену решения по ее итогам
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отметил, что по смыслу п. 14 ст. 101 НК РФ факт нарушения срока составления и (или) вручения акта налоговой проверки не может служить самостоятельным основанием для признания недействительным решения, вынесенного на основании такого акта.
Является ли несвоевременное вручение (передача) акта налоговой проверки нарушением, влекущим отмену решения по ее итогам
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отметил, что по смыслу п. 14 ст. 101 НК РФ факт нарушения срока составления и (или) вручения акта налоговой проверки не может служить самостоятельным основанием для признания недействительным решения, вынесенного на основании такого акта.
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)...Как обоснованно указано судами, в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной налоговой проверки, совершения действий по проведению и оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов налоговой проверки и вынесения итогового решения, предусмотренных ст. 100 - 101 НК РФ, что повлекло за собой нарушение сроков принятия оспариваемого решения о взыскании и выставления инкассовых поручений, а также фактическое истечение предельного двухлетнего срока на принудительное взыскание доначисленных проверкой сумм налогов и пеней...