Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.13 "Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании неправомерным сообщения о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН. Налогоплательщик полагал, что имеет право применять УСН с момента постановки на налоговый учет, поэтому подавал декларации по УСН. Суд установил, что при постановке на учет в налоговом органе предприниматель не представил заявление о переходе на УСН. Довод налогоплательщика о том, что своими действиями по принятию декларации и проведению камеральной проверки налоговый орган фактически одобрил действия предпринимателя по применению УСН, несмотря на отсутствие уведомления, был отклонен судом. В решении указано, что в силу абз. 3 п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком декларации. Следовательно, принятие налоговым органом декларации предпринимателя по УСН не может рассматриваться как подтверждение права налогоплательщика на применение данного налогового режима. Суд также указал, что применение УСН носит заявительный характер и возможно при соблюдении условий, установленных НК РФ. Право на применение УСН не зависит от каких-либо решений и волеизъявлений налогового органа по этому поводу и не связано с ними, поскольку налоговые органы не уполномочены запрещать или разрешать налогоплательщику применять этот режим. Доводы предпринимателя об отсутствии претензий налогового органа при фактическом применении им режима УСН и его фактическом одобрении признаны судом несостоятельными. Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд указал, что возможность применения специального налогового режима требует от налогоплательщика соблюдения определенных условий и сроков для совершения необходимых действий, что в данном случае им не было выполнено.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании неправомерным сообщения о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН. Налогоплательщик полагал, что имеет право применять УСН с момента постановки на налоговый учет, поэтому подавал декларации по УСН. Суд установил, что при постановке на учет в налоговом органе предприниматель не представил заявление о переходе на УСН. Довод налогоплательщика о том, что своими действиями по принятию декларации и проведению камеральной проверки налоговый орган фактически одобрил действия предпринимателя по применению УСН, несмотря на отсутствие уведомления, был отклонен судом. В решении указано, что в силу абз. 3 п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком декларации. Следовательно, принятие налоговым органом декларации предпринимателя по УСН не может рассматриваться как подтверждение права налогоплательщика на применение данного налогового режима. Суд также указал, что применение УСН носит заявительный характер и возможно при соблюдении условий, установленных НК РФ. Право на применение УСН не зависит от каких-либо решений и волеизъявлений налогового органа по этому поводу и не связано с ними, поскольку налоговые органы не уполномочены запрещать или разрешать налогоплательщику применять этот режим. Доводы предпринимателя об отсутствии претензий налогового органа при фактическом применении им режима УСН и его фактическом одобрении признаны судом несостоятельными. Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд указал, что возможность применения специального налогового режима требует от налогоплательщика соблюдения определенных условий и сроков для совершения необходимых действий, что в данном случае им не было выполнено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие предусмотрены налоговые правонарушения и ответственность за них для организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф за несвоевременную постановку на учет в инспекции для организации (ИП) составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Должностных лиц организации в этом случае оштрафуют на сумму от 500 до 1 000 руб. или вынесут им предупреждение (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф за несвоевременную постановку на учет в инспекции для организации (ИП) составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Должностных лиц организации в этом случае оштрафуют на сумму от 500 до 1 000 руб. или вынесут им предупреждение (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).
Обзор: Ответственность за нарушение ст. 23 НК РФ "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)"
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение порядка и сроков постановки на учет
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение порядка и сроков постановки на учет
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Внимание! Если уведомление о прекращении применения иного спецрежима не будет отправлено или будет отправлено с нарушением срока, постановка на учет в качестве налогоплательщика НПД аннулируется (п. 5 ст. 15 Закона N 422-ФЗ).
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Внимание! Если уведомление о прекращении применения иного спецрежима не будет отправлено или будет отправлено с нарушением срока, постановка на учет в качестве налогоплательщика НПД аннулируется (п. 5 ст. 15 Закона N 422-ФЗ).
Готовое решение: Какой КБК указывать в платежном поручении на уплату административного штрафа
(КонсультантПлюс, 2025)182 1 16 01151 01 0003 140 - административный штраф в налоговый орган за нарушение срока постановки на учет;
(КонсультантПлюс, 2025)182 1 16 01151 01 0003 140 - административный штраф в налоговый орган за нарушение срока постановки на учет;
Статья: Исковая давность по налогам фирм: когда время играет против
(Евтеев Д., Бибиков С., Иванова Ю.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В случае нарушения порядка по постановке на налоговый учет срок давности для привлечения к ответственности начинает течь со дня, следующего за последним днем, когда налогоплательщик должен был произвести действия по уведомлению налогового органа о ведении предпринимательской деятельности через свои структурные подразделения.
(Евтеев Д., Бибиков С., Иванова Ю.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В случае нарушения порядка по постановке на налоговый учет срок давности для привлечения к ответственности начинает течь со дня, следующего за последним днем, когда налогоплательщик должен был произвести действия по уведомлению налогового органа о ведении предпринимательской деятельности через свои структурные подразделения.
Готовое решение: Акт об обнаружении налоговых правонарушений по форме КНД 1160100
(КонсультантПлюс, 2025)при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ);
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. За это могут назначить предупреждение или штраф от 500 до 1 000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. За это могут назначить предупреждение или штраф от 500 до 1 000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).
"Судебное управление движением дела"
(Лазарев С.В.)
("Статут", 2022)Идея о процессуальных режимах прохождения дел в зависимости от их сложности была высказана Л.А. Прокудиной и Д.С. Сесилом, которые выделяют три трека (режима прохождения): 1) для простых дел (споры, вытекающие из гражданско-правовых и иных правоотношений, размер исковых требований по которым незначителен, дела с обычным составом участников (истец, ответчик); споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в частности, споры о нарушении правил открытия банковского счета, несвоевременной постановке на учет в налоговых органах, взыскании недоимок по платежам и штрафов; дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение); 2) для сложных дел (дела, которые осложнены расширенным составом участников, объединением в деле нескольких требований, участием арбитражных заседателей, участием иногородних или иностранных юридических лиц, толкованием новых законов); 3) для стандартных дел (дела, которые не вошли в первые две категории). Однако это не все, к самостоятельным трекам в связи с наличием процессуальных особенностей предлагается отнести: 1) дела в порядке упрощенного производства; 2) дела о несостоятельности; 3) дела из административных и иных публичных правоотношений, по которым установлены максимально сжатые сроки; а также 4) дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей <1>.
(Лазарев С.В.)
("Статут", 2022)Идея о процессуальных режимах прохождения дел в зависимости от их сложности была высказана Л.А. Прокудиной и Д.С. Сесилом, которые выделяют три трека (режима прохождения): 1) для простых дел (споры, вытекающие из гражданско-правовых и иных правоотношений, размер исковых требований по которым незначителен, дела с обычным составом участников (истец, ответчик); споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в частности, споры о нарушении правил открытия банковского счета, несвоевременной постановке на учет в налоговых органах, взыскании недоимок по платежам и штрафов; дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение); 2) для сложных дел (дела, которые осложнены расширенным составом участников, объединением в деле нескольких требований, участием арбитражных заседателей, участием иногородних или иностранных юридических лиц, толкованием новых законов); 3) для стандартных дел (дела, которые не вошли в первые две категории). Однако это не все, к самостоятельным трекам в связи с наличием процессуальных особенностей предлагается отнести: 1) дела в порядке упрощенного производства; 2) дела о несостоятельности; 3) дела из административных и иных публичных правоотношений, по которым установлены максимально сжатые сроки; а также 4) дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей <1>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Например, ст. 15.3 КоАП РФ предусматривает, что нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Данный состав является административно-правовым и закреплен в КоАП РФ; он применяется лишь к должностным лицам организаций - налогоплательщикам.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Например, ст. 15.3 КоАП РФ предусматривает, что нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Данный состав является административно-правовым и закреплен в КоАП РФ; он применяется лишь к должностным лицам организаций - налогоплательщикам.
Статья: Реализация принципа non bis in idem при привлечении к публично-правовой ответственности
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)<21> Например, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ и ст. 116 НК РФ); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ и ст. 119 НК РФ); непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ и ст. 126 НК РФ); грубое нарушение требований бухгалтерского учета (ст. 15.11 КоАП РФ и ст. 120 НК РФ); нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26 КоАП РФ и ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ и 306.4 БК РФ); невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 15.15 КоАП РФ и ст. 306.5 БК РФ); неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 15.15.1 КоАП РФ и ст. 306.6 БК РФ); нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 15.15.2 КоАП РФ и ст. 306.7 БК РФ); нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 15.33.2 КоАП РФ и ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)<21> Например, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ и ст. 116 НК РФ); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ и ст. 119 НК РФ); непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ и ст. 126 НК РФ); грубое нарушение требований бухгалтерского учета (ст. 15.11 КоАП РФ и ст. 120 НК РФ); нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26 КоАП РФ и ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ и 306.4 БК РФ); невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 15.15 КоАП РФ и ст. 306.5 БК РФ); неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 15.15.1 КоАП РФ и ст. 306.6 БК РФ); нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 15.15.2 КоАП РФ и ст. 306.7 БК РФ); нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 15.33.2 КоАП РФ и ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").