Нарушение проекта освоения лесов
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение проекта освоения лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неустойка по договору аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойку за нарушение срока предоставления проекта освоения лесов, установленного договором аренды лесного участка, могут снизить ниже однократной ставки ЦБ РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойку за нарушение срока предоставления проекта освоения лесов, установленного договором аренды лесного участка, могут снизить ниже однократной ставки ЦБ РФ
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда лесного участка: Арендодатель хочет обязать Арендатора привести лесной участок в первоначальное состояние, в том числе демонтировать объекты
(КонсультантПлюс, 2025)использование лесного участка Арендатором с существенными нарушениями (условиями договора, дополнительного соглашения, проектом освоения лесов, актами осмотров и проверок, предписанием уполномоченного органа, протоколами об административных правонарушениях, постановлениями о привлечении к административной ответственности, заключением экспертизы и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)использование лесного участка Арендатором с существенными нарушениями (условиями договора, дополнительного соглашения, проектом освоения лесов, актами осмотров и проверок, предписанием уполномоченного органа, протоколами об административных правонарушениях, постановлениями о привлечении к административной ответственности, заключением экспертизы и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения3.4. Является ли существенным нарушением договора аренды лесного участка неисполнение предусмотренных им работ по охране, защите, воспроизводству лесов или по составлению проекта освоения лесов и получению положительного заключения госэкспертизы на него
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21
(ред. от 15.12.2022)
"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"Незаконной признается и рубка лесных насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляемая правообладателями земельных участков (например, арендаторами, пользователями) при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации (за исключением случаев, когда рубка лесных насаждений осуществляется на основании проекта освоения лесов), а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.
(ред. от 15.12.2022)
"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"Незаконной признается и рубка лесных насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляемая правообладателями земельных участков (например, арендаторами, пользователями) при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации (за исключением случаев, когда рубка лесных насаждений осуществляется на основании проекта освоения лесов), а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.
Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509
(ред. от 13.03.2025)
"Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"
(вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")27. Межведомственной комиссией принимается решение о прекращении действия положительного решения в случае выявления фактов нарушения правообладателем обязанностей по выполнению предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий. Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет информацию о принятом решении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный земельный контроль (надзор) в отношении таких земельных участков, и правообладателю посредством почтовой связи заказным письмом или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
(ред. от 13.03.2025)
"Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"
(вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения")27. Межведомственной комиссией принимается решение о прекращении действия положительного решения в случае выявления фактов нарушения правообладателем обязанностей по выполнению предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий. Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет информацию о принятом решении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный земельный контроль (надзор) в отношении таких земельных участков, и правообладателю посредством почтовой связи заказным письмом или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере разрешительной деятельности
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, в Сахалинской области по постановлению прокурора за незаконный отказ в выдаче хозяйствующему субъекту лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ было привлечено должностное лицо Управления Росприроднадзора. В Удмуртской Республике в связи с нарушением срока проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по постановлению прокурора заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды был привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, в Сахалинской области по постановлению прокурора за незаконный отказ в выдаче хозяйствующему субъекту лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ было привлечено должностное лицо Управления Росприроднадзора. В Удмуртской Республике в связи с нарушением срока проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов по постановлению прокурора заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды был привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.
Статья: Вопросы квалификации незаконного оборота древесины
(Винокуров В.Н., Ступина С.А., Швецова М.А.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Согласно ч. 2 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21) незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например их рубка без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Далее отмечено, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины не является достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов и произведена с нарушением сроков.
(Винокуров В.Н., Ступина С.А., Швецова М.А.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Согласно ч. 2 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21) незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например их рубка без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Далее отмечено, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины не является достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов и произведена с нарушением сроков.