Нарушение процедуры закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение процедуры закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание недействительными торгов в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суды... установив факт несоблюдения процедуры закупки, выразившегося в нарушении прав третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, правомерно признали недействительными торги в виде открытого конкурса...
(КонсультантПлюс, 2025)Суды... установив факт несоблюдения процедуры закупки, выразившегося в нарушении прав третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, правомерно признали недействительными торги в виде открытого конкурса...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание недействительным государственного (муниципального) контракта в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суды... установив факт несоблюдения процедуры закупки, выразившегося в нарушении прав третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, правомерно признали [недействительным - ред.]... муниципальный контракт... заключенный... между Департаментом и Учреждением.
(КонсультантПлюс, 2025)Суды... установив факт несоблюдения процедуры закупки, выразившегося в нарушении прав третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, правомерно признали [недействительным - ред.]... муниципальный контракт... заключенный... между Департаментом и Учреждением.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Заказчик не вправе применять различные требования к участникам одной закупочной процедуры, поскольку это нарушает основополагающие принципы Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Заказчик не вправе применять различные требования к участникам одной закупочной процедуры, поскольку это нарушает основополагающие принципы Закона о закупках.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Продолжение процедуры закупки при наличии предписания контрольного органа об аннулировании процедуры является нарушением Закона о контрактной системе и влечет за собой привлечение к административной ответственности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Продолжение процедуры закупки при наличии предписания контрольного органа об аннулировании процедуры является нарушением Закона о контрактной системе и влечет за собой привлечение к административной ответственности.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"- ущемление прав заявителя как участника рынка, охраняемого законом интереса заинтересованного лица в таком признании и применении последствий, в частности, имеется ли фактическая возможность для восстановления прав истца, например, могло ли данное лицо стать победителем при отсутствии нарушений проведения процедуры, конкурентной закупки исходя из всей совокупности условий торгов (статьи 166, 449 Гражданского кодекса, статья 17 Закона).
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"- ущемление прав заявителя как участника рынка, охраняемого законом интереса заинтересованного лица в таком признании и применении последствий, в частности, имеется ли фактическая возможность для восстановления прав истца, например, могло ли данное лицо стать победителем при отсутствии нарушений проведения процедуры, конкурентной закупки исходя из всей совокупности условий торгов (статьи 166, 449 Гражданского кодекса, статья 17 Закона).
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Следовательно, правовое значение при определении полномочий антимонопольного органа в процедуре обжалования действий (бездействия) заказчика имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Следовательно, правовое значение при определении полномочий антимонопольного органа в процедуре обжалования действий (бездействия) заказчика имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Подача заявки участником закупки, не отвечающим требованиям закона, предъявляемым к такому участнику, как и последующее его участие в процедуре определения победителя, является прямым нарушением закона со стороны такого лица. Из-за несоблюдения процедуры закупки в данном случае также нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми контракт не заключен вследствие предоставления незаконного преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Подача заявки участником закупки, не отвечающим требованиям закона, предъявляемым к такому участнику, как и последующее его участие в процедуре определения победителя, является прямым нарушением закона со стороны такого лица. Из-за несоблюдения процедуры закупки в данном случае также нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми контракт не заключен вследствие предоставления незаконного преимущества лицу, не соответствующему требованиям Закона N 44-ФЗ.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 77. О порядке и условиях признания недействительным
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 77. О порядке и условиях признания недействительным
Готовое решение: Каким способом провести процедуру закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение процедуры в нарушение порядка, предусмотренного положением о закупке, является основанием для обжалования такой закупки в антимонопольном органе (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Позиция о том, что проведение совместной процедуры при отсутствии предусмотренного положением о закупке порядка проведения такой закупки является нарушением Закона N 223-ФЗ, встречается в административной практике (см. Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 30.04.2020 по жалобе N Т02-318/20).
(КонсультантПлюс, 2025)Проведение процедуры в нарушение порядка, предусмотренного положением о закупке, является основанием для обжалования такой закупки в антимонопольном органе (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Позиция о том, что проведение совместной процедуры при отсутствии предусмотренного положением о закупке порядка проведения такой закупки является нарушением Закона N 223-ФЗ, встречается в административной практике (см. Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 30.04.2020 по жалобе N Т02-318/20).
Статья: Неконкурентные закупки по Закону N 223-ФЗ: определение, виды и "электронный магазин" как выход
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 6)- уголовная ответственность, если нарушение процедуры закупки у единственного поставщика в совокупности с иными действиями привело к причинению ущерба предприятию, растрате денежных средств. Если также будет установлено, что обоснование цены договора было завышено, подготовлено с явными нарушениями (содержало подложные коммерческие предложения), а намерения должностного лица будут подтверждены перепиской, в отношении лица может быть возбуждено уголовное дело по признакам преступления, например по ч. 3 ст. 160 УК РФ <15>.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 6)- уголовная ответственность, если нарушение процедуры закупки у единственного поставщика в совокупности с иными действиями привело к причинению ущерба предприятию, растрате денежных средств. Если также будет установлено, что обоснование цены договора было завышено, подготовлено с явными нарушениями (содержало подложные коммерческие предложения), а намерения должностного лица будут подтверждены перепиской, в отношении лица может быть возбуждено уголовное дело по признакам преступления, например по ч. 3 ст. 160 УК РФ <15>.
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что подавать жалобу нужно на каждую закупку отдельно, даже если нарушения идентичные, заказчик один и процедуры проходили практически в одно и то же время. Такой вывод следует из п. 5 ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что подавать жалобу нужно на каждую закупку отдельно, даже если нарушения идентичные, заказчик один и процедуры проходили практически в одно и то же время. Такой вывод следует из п. 5 ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Таким образом, основное внимание контрольно-счетных органов приковано не к соблюдению заказчиком процедуры закупки, а именно к результатам закупки.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Таким образом, основное внимание контрольно-счетных органов приковано не к соблюдению заказчиком процедуры закупки, а именно к результатам закупки.
Готовое решение: Как взыскать неустойку по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Приложите документы, подтверждающие правомерность взыскания неустойки. Кроме документов, которыми вы фиксировали нарушение обязательств и расчета неустойки, приложите сам договор, документы проведения процедуры закупки, а также иные документы, установленные ст. 126 АПК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Приложите документы, подтверждающие правомерность взыскания неустойки. Кроме документов, которыми вы фиксировали нарушение обязательств и расчета неустойки, приложите сам договор, документы проведения процедуры закупки, а также иные документы, установленные ст. 126 АПК РФ.
Статья: Обзор административной и судебной практики применения Закона N 223-ФЗ в 2024 году
(Исютин-Федотков Д., Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Суд, признавая решение и предписание по повторной жалобе недействительными, отметил, что неисполнение предписаний ФАС России не является основанием для обжалования закупки в соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. В поданной жалобе на неисполнение предписания не содержалось ни одного из перечисленных выше оснований (нарушений процедуры закупки), предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а вопрос об осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Закона N 223-ФЗ уже был разрешен ранее в рамках другого дела.
(Исютин-Федотков Д., Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Суд, признавая решение и предписание по повторной жалобе недействительными, отметил, что неисполнение предписаний ФАС России не является основанием для обжалования закупки в соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. В поданной жалобе на неисполнение предписания не содержалось ни одного из перечисленных выше оснований (нарушений процедуры закупки), предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а вопрос об осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Закона N 223-ФЗ уже был разрешен ранее в рамках другого дела.
Статья: Субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере контрактной системы
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Однако отдельные меры административного принуждения, обладающие признаками наказаний, реализуются за рамками производства по делам об административных правонарушениях. Так, Федеральная антимонопольная служба ведет реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Основанием для включения в него могут служить такие нарушения процедур закупок, как "уклонение победителя конкурса от заключения контракта, расторжение контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) его условий; расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) его условий; расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта" <11>.
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Однако отдельные меры административного принуждения, обладающие признаками наказаний, реализуются за рамками производства по делам об административных правонарушениях. Так, Федеральная антимонопольная служба ведет реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Основанием для включения в него могут служить такие нарушения процедур закупок, как "уклонение победителя конкурса от заключения контракта, расторжение контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) его условий; расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) его условий; расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта" <11>.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, суды правомерно заключили, что при определении полномочий антимонопольного органа в процедуре обжалования действий (бездействия) заказчика правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, суды правомерно заключили, что при определении полномочий антимонопольного органа в процедуре обжалования действий (бездействия) заказчика правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.