Нарушение правил обращения с ТКО
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение правил обращения с ТКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8.2 "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления" КоАП РФСоответственно, оснований для вывода о том, что вмененное обществу несоблюдение требований Правил при обращении с твердыми коммунальными отходами образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Исковое заявление о взыскании задолженности по договору оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество с ограниченной ответственностью... обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к акционерному обществу... о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами...
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество с ограниченной ответственностью... обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к акционерному обществу... о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Лишение организации статуса регионального оператора также влечет для нее негативные последствия, поскольку деятельность в области обращения с ТКО вправе вести только региональный оператор (п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах). Такое лишение возможно на основании вступившего в законную силу решения суда по иску уполномоченного исполнительного органа, если региональный оператор пять и более раз в течение календарного года нарушил условия соглашения об организации обращения с ТКО (пп. "б" п. 61 Правил обращения с ТКО). Полагаем, что лишение статуса регионального оператора возможно в том числе за многократный несвоевременный вывоз ТКО.
(КонсультантПлюс, 2025)Лишение организации статуса регионального оператора также влечет для нее негативные последствия, поскольку деятельность в области обращения с ТКО вправе вести только региональный оператор (п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах). Такое лишение возможно на основании вступившего в законную силу решения суда по иску уполномоченного исполнительного органа, если региональный оператор пять и более раз в течение календарного года нарушил условия соглашения об организации обращения с ТКО (пп. "б" п. 61 Правил обращения с ТКО). Полагаем, что лишение статуса регионального оператора возможно в том числе за многократный несвоевременный вывоз ТКО.
Статья: Лишение юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Андреечев И.С.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Правила предусматривают пять оснований лишения статуса регионального оператора. Во-первых, это многократные (два раза и более) в течение календарного года по вине регионального оператора нарушения Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора (подп. "а" п. 40 Правил). Например, арбитражный суд, расторгая соглашение с региональным оператором в Республике Тыва <18>, установил факты нарушения им обязательств, выразившиеся в необеспечении сбора и транспортировки ТКО, в результате чего контейнеры переполнялись отходами и вокруг них образовывалась свалка; за 14 дней до принятия приказа о лишении статуса регионального оператора он направил заявление о приостановке оказания услуг по вывозу ТКО в городе, т.е. фактически отказался от их оказания. Аналогичное решение вынесено арбитражным судом о правомочности лишения статуса регионального оператора в Томской области, которое два дня не обеспечивало сбор, транспортирование и захоронение ТКО <19>.
(Андреечев И.С.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Правила предусматривают пять оснований лишения статуса регионального оператора. Во-первых, это многократные (два раза и более) в течение календарного года по вине регионального оператора нарушения Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора (подп. "а" п. 40 Правил). Например, арбитражный суд, расторгая соглашение с региональным оператором в Республике Тыва <18>, установил факты нарушения им обязательств, выразившиеся в необеспечении сбора и транспортировки ТКО, в результате чего контейнеры переполнялись отходами и вокруг них образовывалась свалка; за 14 дней до принятия приказа о лишении статуса регионального оператора он направил заявление о приостановке оказания услуг по вывозу ТКО в городе, т.е. фактически отказался от их оказания. Аналогичное решение вынесено арбитражным судом о правомочности лишения статуса регионального оператора в Томской области, которое два дня не обеспечивало сбор, транспортирование и захоронение ТКО <19>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)График вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)График вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")показатели качества коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальной услуги, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")показатели качества коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальной услуги, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что, поскольку ответчик в нарушение статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, а также положений раздела I(1) Правил N 1156 с предложением о заключении договора на вывоз твердых коммунальных отходов не обращался, мотивированный отказ от подписания договора не представил, равно как и предложение о внесении изменений, в том числе об объеме вывозимых твердых коммунальных отходов, истец обоснованно при расчете суммы исковых требований исходил из типовой редакции договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направленного ответчику. Указанный договор следует считать заключенным на условиях типового договора в силу пункта 8(15) Правил N 1156. Доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных пунктами 16, 20 типовой формы договора, потребитель не представил.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что, поскольку ответчик в нарушение статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, а также положений раздела I(1) Правил N 1156 с предложением о заключении договора на вывоз твердых коммунальных отходов не обращался, мотивированный отказ от подписания договора не представил, равно как и предложение о внесении изменений, в том числе об объеме вывозимых твердых коммунальных отходов, истец обоснованно при расчете суммы исковых требований исходил из типовой редакции договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направленного ответчику. Указанный договор следует считать заключенным на условиях типового договора в силу пункта 8(15) Правил N 1156. Доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных пунктами 16, 20 типовой формы договора, потребитель не представил.
Статья: Экономические отношения права собственности на товары, бывшие в употреблении, и отходы
(Зинковский М.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<10> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2022 г. N 1104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Управляющая Компания "КонсьержЪ" на нарушение его конституционных прав ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, ч. 1 и 2 ст. 8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 1 и 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.02.2023); решение АС ЯНАО от 15 мая 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2020 г. по делу N А81-2121/2020; решение АС ЯНАО от 22 мая 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 6 октября 2020 г. по делу N А81-2122/2020; решение АС ЯНАО от 22 апреля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление 8-го ААС от 16 июля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. по делу N 304-ЭС21-25313 и другие судебные акты. URL: https://kad.arbitr.ru/.
(Зинковский М.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<10> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2022 г. N 1104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Управляющая Компания "КонсьержЪ" на нарушение его конституционных прав ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, ч. 1 и 2 ст. 8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 1 и 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.02.2023); решение АС ЯНАО от 15 мая 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2020 г. по делу N А81-2121/2020; решение АС ЯНАО от 22 мая 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 6 октября 2020 г. по делу N А81-2122/2020; решение АС ЯНАО от 22 апреля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление 8-го ААС от 16 июля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. по делу N 304-ЭС21-25313 и другие судебные акты. URL: https://kad.arbitr.ru/.
Статья: Как следует определять ответственного за появление несанкционированной свалки?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Поскольку земельные участки, на которых было выявлено несанкционированное складирование ТКО, относятся к землям, госсобственность на которые не разграничена, администрация муниципального образования Мостовский район была оштрафована по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами. Размер вреда, причиненного почвам, превысил 2,3 млн руб., Росприроднадзор направил в адрес администрации претензию об уплате этой суммы. Поскольку получатель не исполнил требование в срок, ведомство обратилось в суд.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Поскольку земельные участки, на которых было выявлено несанкционированное складирование ТКО, относятся к землям, госсобственность на которые не разграничена, администрация муниципального образования Мостовский район была оштрафована по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами. Размер вреда, причиненного почвам, превысил 2,3 млн руб., Росприроднадзор направил в адрес администрации претензию об уплате этой суммы. Поскольку получатель не исполнил требование в срок, ведомство обратилось в суд.
Готовое решение: Как оформить и направить контрагенту отказ от пролонгации договора об оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Главное - соблюсти срок, в который нужно направить отказ. Гражданский кодекс РФ такой срок не устанавливает, но он может быть предусмотрен в иных законах или актах, принятых в соответствии со ст. 3 ГК РФ, а также в самом договоре в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ. Например, заявить о прекращении, об изменении или о заключении на иных условиях договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами нужно за один месяц до истечения срока его действия. Иначе срок его действия продлевается по общему правилу на тот же срок и на тех же условиях (п. 27 Правил обращения с ТКО).
(КонсультантПлюс, 2025)Главное - соблюсти срок, в который нужно направить отказ. Гражданский кодекс РФ такой срок не устанавливает, но он может быть предусмотрен в иных законах или актах, принятых в соответствии со ст. 3 ГК РФ, а также в самом договоре в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ. Например, заявить о прекращении, об изменении или о заключении на иных условиях договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами нужно за один месяц до истечения срока его действия. Иначе срок его действия продлевается по общему правилу на тот же срок и на тех же условиях (п. 27 Правил обращения с ТКО).
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)<8> Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 по делу N 88-5794/2022 "Об обязании устранить нарушения санитарных норм и правил" // СПС "КонсультантПлюс".
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)<8> Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 по делу N 88-5794/2022 "Об обязании устранить нарушения санитарных норм и правил" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Как заключить с региональным оператором договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывозу мусора)
(КонсультантПлюс, 2025)Периодичность вывоза отходов определяется исходя из положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регламентирующих обращение с отходами, в том числе санитарных правил. Она не должна приводить к нарушению сроков временного накопления несортированных ТКО, установленных п. 11 СанПиН 2.1.3684-21.
(КонсультантПлюс, 2025)Периодичность вывоза отходов определяется исходя из положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регламентирующих обращение с отходами, в том числе санитарных правил. Она не должна приводить к нарушению сроков временного накопления несортированных ТКО, установленных п. 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз или иное транспортное средство. За состав ТКО, находящихся в контейнерах и (или) бункерах или иных накопителях, в случае нарушения потребителями требований к накоплению ТКО региональный оператор ответственность не несет (п. 6 Правил обращения с ТКО).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз или иное транспортное средство. За состав ТКО, находящихся в контейнерах и (или) бункерах или иных накопителях, в случае нарушения потребителями требований к накоплению ТКО региональный оператор ответственность не несет (п. 6 Правил обращения с ТКО).
Готовое решение: Какие требования предъявляются к временному хранению (накоплению) отходов на территории предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Правилами обращения с ТКО также установлены запреты для складирования твердых коммунальных отходов (п. 36 Правил обращения с ТКО). В частности, в контейнерах и (или) бункерах или иных накопителях запрещено складировать отходы, которые могут повредить контейнеры, мусоровозы или иные транспортные средства или нарушить режим работы объектов обработки, энергетической утилизации, утилизации твердых коммунальных отходов путем производства из их органической части искусственных грунтов, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. К числу таких отходов, в частности, относятся (пп. "а" п. 36 Правил обращения с ТКО):
(КонсультантПлюс, 2025)Правилами обращения с ТКО также установлены запреты для складирования твердых коммунальных отходов (п. 36 Правил обращения с ТКО). В частности, в контейнерах и (или) бункерах или иных накопителях запрещено складировать отходы, которые могут повредить контейнеры, мусоровозы или иные транспортные средства или нарушить режим работы объектов обработки, энергетической утилизации, утилизации твердых коммунальных отходов путем производства из их органической части искусственных грунтов, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. К числу таких отходов, в частности, относятся (пп. "а" п. 36 Правил обращения с ТКО):