Нарушение прав инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение прав инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением" ЖК РФДанные выводы судебной коллегии не ставят под сомнение правильность обжалуемых судебных постановлений в части отказа Н.И. в удовлетворении иска и сделаны с целью предотвращения нарушения прав инвалида Н.В. в будущем, при решении ответчиками вопроса о предоставлении семье Н. другого жилого помещения взамен занимаемого."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, учитывая фактические обстоятельств дела, сроки и причины несвоевременного обеспечения истца техническими средствами реабилитации, в которых он нуждается по состоянию здоровья, характер и длительность нравственных страданий, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав инвалида, в том числе ухудшение состояние его здоровья, пришел к выводу о том, что соответствующей степени перенесенных нравственных страданий будет являться сумма в размере 20 000 руб."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляется квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости вас могут привлечь к административной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости вас могут привлечь к административной ответственности.
Готовое решение: Какие возможны последствия для работодателя при необоснованном отказе в приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)Специальные меры административной ответственности предусмотрены в связи с нарушением прав инвалидов.
(КонсультантПлюс, 2025)Специальные меры административной ответственности предусмотрены в связи с нарушением прав инвалидов.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
(ред. от 31.07.2025)
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Статья: Особенности распределения обязанностей по доказыванию по трудовым спорам о дискриминации по признаку инвалидности
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В статье рассматриваются проблемы защиты прав инвалидов в трудовых отношениях. На основе анализа судебной практики выявлены проблемы, возникающие при разрешении трудовых споров, связанных с дискриминацией по признаку инвалидности на этапе доказывания. Автором констатируется, что исходя из общего правила распределения доказывания инвалиду проблематично доказать факты соответствия его деловых качеств предъявляемым требованиям, а также предъявление работодателем при приеме на работу инвалида избыточных к нему требований, не связанных с его квалификацией и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу. В целях облегчения процессуального положения инвалида и обеспечения гарантии защиты его прав автором предлагается установление презумпции дискриминации по признаку инвалидности, бремя опровержения которой возлагается на лицо, допустившее такое нарушение прав инвалида. Автор полагает, что ввиду отсутствия в законодательстве, регулирующем отношения по защите прав инвалидов, специальной нормы, устанавливающей презумпцию, в целях повышения эффективности механизма защиты инвалидов от дискриминации в трудовых отношениях разумно и целесообразно включение в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (РФ) разъяснения относительно презумпции дискриминации по признаку инвалидности.
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В статье рассматриваются проблемы защиты прав инвалидов в трудовых отношениях. На основе анализа судебной практики выявлены проблемы, возникающие при разрешении трудовых споров, связанных с дискриминацией по признаку инвалидности на этапе доказывания. Автором констатируется, что исходя из общего правила распределения доказывания инвалиду проблематично доказать факты соответствия его деловых качеств предъявляемым требованиям, а также предъявление работодателем при приеме на работу инвалида избыточных к нему требований, не связанных с его квалификацией и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу. В целях облегчения процессуального положения инвалида и обеспечения гарантии защиты его прав автором предлагается установление презумпции дискриминации по признаку инвалидности, бремя опровержения которой возлагается на лицо, допустившее такое нарушение прав инвалида. Автор полагает, что ввиду отсутствия в законодательстве, регулирующем отношения по защите прав инвалидов, специальной нормы, устанавливающей презумпцию, в целях повышения эффективности механизма защиты инвалидов от дискриминации в трудовых отношениях разумно и целесообразно включение в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (РФ) разъяснения относительно презумпции дискриминации по признаку инвалидности.
Статья: Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Уроки пандемии
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Массовый характер нарушений прав инвалидов, повышенный уровень их социальной уязвимости, вызванной ненадлежащим состоянием здоровья, требуют постоянного прокурорского внимания к этой социальной группе лиц, законодательного закрепления инвалидов и иных социально уязвимых категорий граждан в качестве приоритетных объектов прокурорской правозащиты в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре). В этой связи полагаем необходимым в новом абз. 2 п. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре указать приоритетные объекты прокурорской правозащиты, причислив к ним инвалидов, недееспособных, ограниченно дееспособных, престарелых граждан, что позволит более адресно и четко очертить правозащитную роль прокуратуры в социальном государстве <5>.
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Массовый характер нарушений прав инвалидов, повышенный уровень их социальной уязвимости, вызванной ненадлежащим состоянием здоровья, требуют постоянного прокурорского внимания к этой социальной группе лиц, законодательного закрепления инвалидов и иных социально уязвимых категорий граждан в качестве приоритетных объектов прокурорской правозащиты в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре). В этой связи полагаем необходимым в новом абз. 2 п. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре указать приоритетные объекты прокурорской правозащиты, причислив к ним инвалидов, недееспособных, ограниченно дееспособных, престарелых граждан, что позволит более адресно и четко очертить правозащитную роль прокуратуры в социальном государстве <5>.
Статья: О перспективах совершенствования института административной ответственности в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации
(Орлова К.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, защита инвалидов, нарушение прав инвалидов, индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
(Орлова К.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, защита инвалидов, нарушение прав инвалидов, индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует заметить, что для усиления гарантий социальной защиты инвалидов войн имеется потребность в том, чтобы эта норма нашла отражение в Порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утв. Приказом Минздрава от 1 сентября 2020 г. N 925н. В действующей редакции данного документа возможность выдачи инвалидам войны I и II групп листков временной нетрудоспособности с увеличенными сроками для лечения и проезда в санаторно-курортные организации не предусмотрена. На практике это может привести к нарушению прав инвалидов.
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует заметить, что для усиления гарантий социальной защиты инвалидов войн имеется потребность в том, чтобы эта норма нашла отражение в Порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утв. Приказом Минздрава от 1 сентября 2020 г. N 925н. В действующей редакции данного документа возможность выдачи инвалидам войны I и II групп листков временной нетрудоспособности с увеличенными сроками для лечения и проезда в санаторно-курортные организации не предусмотрена. На практике это может привести к нарушению прав инвалидов.
Статья: Способы и формы защиты прав несовершеннолетних детей
(Муратова С.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
(Муратова С.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
Статья: Деятельность частных домов социального обслуживания инвалидов и престарелых - прокурорская забота
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)Практика прокурорского надзора свидетельствует о допускаемых системных нарушениях прав инвалидов и престарелых, пребывающих в частных домах социального обслуживания.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)Практика прокурорского надзора свидетельствует о допускаемых системных нарушениях прав инвалидов и престарелых, пребывающих в частных домах социального обслуживания.
Статья: Зарубежные и отечественные подходы к решению проблемы занятости инвалидов на современном рынке труда
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Так, с 1 сентября 2024 г. вступили в силу гл. 7 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения" <37> и Постановление Правительства от 30 мая 2024 г. N 709 <38>. Они установили новый порядок квотирования. В частности, принятие на работу инвалида 1-й группы засчитывается как выполнение квоты за двух работников; установление процента квотирования рабочих мест для инвалидов в пределах 4% передано субъекту Федерации; работодатель при отсутствии возможности трудоустроить инвалида в пределах квоты на своем предприятии имеет право по соответствующему договору трудоустроить инвалида в другую организацию с уплатой части зарплаты и налогов. А 9 ноября был принят Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <39>, с поправками в ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях <40>. Он ввел новые штрафы для работодателей за нарушения трудовых прав инвалидов.
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Так, с 1 сентября 2024 г. вступили в силу гл. 7 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения" <37> и Постановление Правительства от 30 мая 2024 г. N 709 <38>. Они установили новый порядок квотирования. В частности, принятие на работу инвалида 1-й группы засчитывается как выполнение квоты за двух работников; установление процента квотирования рабочих мест для инвалидов в пределах 4% передано субъекту Федерации; работодатель при отсутствии возможности трудоустроить инвалида в пределах квоты на своем предприятии имеет право по соответствующему договору трудоустроить инвалида в другую организацию с уплатой части зарплаты и налогов. А 9 ноября был принят Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <39>, с поправками в ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях <40>. Он ввел новые штрафы для работодателей за нарушения трудовых прав инвалидов.
Статья: Государственный контроль за деятельностью должностных лиц лицензирующих органов: содержание и перспективы развития
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Одним из значимых субъектов общего надведомственного контроля со стороны исполнительной власти является Правительство Российской Федерации. В соответствии с законодательством России <13> оно осуществляет контроль за органами исполнительной власти, в том числе лицензирующими. Особенно хотелось бы отметить такую функцию Правительства Российской Федерации, как принятие постановлений и распоряжений по различным вопросам лицензирования и организация последующего контроля за их выполнением. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 г." <14>, установлены некоторые новые правила. В отношении большинства видов деятельности не требуется до 31 декабря 2022 г. оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление, продление срока действия лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <15>. В связи с этим за правильностью исполнения данного положения в отношении должностных лиц лицензирующих органов осуществляется государственный контроль <16> - отраслевой (или межотраслевой) надведомственный контроль. Хотелось бы в качестве примера привести контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти за осуществлением переданных субъектам Российской Федерации полномочий. Он реализуется посредством ежемесячного контроля ведения единого реестра лицензий, предоставленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, мониторинга отчетов <17>, контроля за предоставлением сведений <18>, проведения плановых и внеплановых проверок и пр. В качестве иллюстрации приведем проведение 28 контрольных мероприятий по вопросам полноты и качества исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию в 2020 г. <19>. Проведено 13 плановых проверок <20> и 15 внеплановых проверок в различных субъектах РФ <21>. Основанием для осуществления внеплановых проверок послужили обращения на предмет определения законности предоставления лицензий на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Основным нарушением в сфере лицензирования явилось нарушение соблюдения электронной формы организации лицензирования. Основаниями для осуществления внеплановых проверок послужили обращения на предмет определения законности предоставления лицензий на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Основными нарушениями в сфере лицензирования явились: нарушение соблюдения электронной формы организации лицензирования <22>; нарушение прав инвалидов <23>; в лицензионных делах имеются документы, не предусмотренные действующим законодательством в области лицензирования медицинской деятельности. В Республике Крым, например, больше всего нарушений соблюдения электронного формата взаимодействия <24>, не обеспечено хранение лицензионных дел. В Курской области, например, не проводится работа по переоформлению лицензий медицинским организациям <25>. В Республике Саха не была проведена актуализация единого реестра лицензий в отношении организаций, прекративших деятельность. В Республике Коми нарушаются сроки переоформления лицензий <26>. В Томской области выявлены факты отсутствия межведомственного электронного взаимодействия с органами исполнительной власти. В Орловской, Волгоградской областях обнаружены случаи принятия решения об отказе в выдаче лицензии при отсутствии оснований для отказа и пр. Поэтому можно сделать вывод о том, что в деятельности лицензирующих органов на всей территории Российской Федерации встречаются нарушения, что не способствует обеспечению законности в сфере лицензионно-разрешительной системы. В связи с этим необходимо выработать комплекс эффективных мероприятий по противодействию и пресечению нарушений в данной сфере общественных отношений.
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Одним из значимых субъектов общего надведомственного контроля со стороны исполнительной власти является Правительство Российской Федерации. В соответствии с законодательством России <13> оно осуществляет контроль за органами исполнительной власти, в том числе лицензирующими. Особенно хотелось бы отметить такую функцию Правительства Российской Федерации, как принятие постановлений и распоряжений по различным вопросам лицензирования и организация последующего контроля за их выполнением. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 г." <14>, установлены некоторые новые правила. В отношении большинства видов деятельности не требуется до 31 декабря 2022 г. оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление, продление срока действия лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <15>. В связи с этим за правильностью исполнения данного положения в отношении должностных лиц лицензирующих органов осуществляется государственный контроль <16> - отраслевой (или межотраслевой) надведомственный контроль. Хотелось бы в качестве примера привести контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти за осуществлением переданных субъектам Российской Федерации полномочий. Он реализуется посредством ежемесячного контроля ведения единого реестра лицензий, предоставленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, мониторинга отчетов <17>, контроля за предоставлением сведений <18>, проведения плановых и внеплановых проверок и пр. В качестве иллюстрации приведем проведение 28 контрольных мероприятий по вопросам полноты и качества исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию в 2020 г. <19>. Проведено 13 плановых проверок <20> и 15 внеплановых проверок в различных субъектах РФ <21>. Основанием для осуществления внеплановых проверок послужили обращения на предмет определения законности предоставления лицензий на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Основным нарушением в сфере лицензирования явилось нарушение соблюдения электронной формы организации лицензирования. Основаниями для осуществления внеплановых проверок послужили обращения на предмет определения законности предоставления лицензий на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Основными нарушениями в сфере лицензирования явились: нарушение соблюдения электронной формы организации лицензирования <22>; нарушение прав инвалидов <23>; в лицензионных делах имеются документы, не предусмотренные действующим законодательством в области лицензирования медицинской деятельности. В Республике Крым, например, больше всего нарушений соблюдения электронного формата взаимодействия <24>, не обеспечено хранение лицензионных дел. В Курской области, например, не проводится работа по переоформлению лицензий медицинским организациям <25>. В Республике Саха не была проведена актуализация единого реестра лицензий в отношении организаций, прекративших деятельность. В Республике Коми нарушаются сроки переоформления лицензий <26>. В Томской области выявлены факты отсутствия межведомственного электронного взаимодействия с органами исполнительной власти. В Орловской, Волгоградской областях обнаружены случаи принятия решения об отказе в выдаче лицензии при отсутствии оснований для отказа и пр. Поэтому можно сделать вывод о том, что в деятельности лицензирующих органов на всей территории Российской Федерации встречаются нарушения, что не способствует обеспечению законности в сфере лицензионно-разрешительной системы. В связи с этим необходимо выработать комплекс эффективных мероприятий по противодействию и пресечению нарушений в данной сфере общественных отношений.