Нарушение порядка проведения аукциона
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение порядка проведения аукциона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.11 "Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФОтсутствие в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) само по себе не может быть признано существенным нарушением порядка проведения аукциона, повлиявшем на его результат, и служить основанием для признания аукциона недействительным.
Перспективы и риски арбитражного спора: Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) для государственных и муниципальных нужд: Участник конкурса (аукциона) на право заключения контракта ОСАГО для государственных и муниципальных нужд хочет признать конкурс (аукцион) недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Участника конкурса (аукциона) на право заключения контракта ОСАГО для государственных и муниципальных нужд, допущены существенные нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), повлиявшие на его результат и повлекшие нарушение прав Участника.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Участника конкурса (аукциона) на право заключения контракта ОСАГО для государственных и муниципальных нужд, допущены существенные нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), повлиявшие на его результат и повлекшие нарушение прав Участника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (февраль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Нарушение порядка проведения аукциона в электронной форме влечет административную ответственность оператора электронной площадки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Нарушение порядка проведения аукциона в электронной форме влечет административную ответственность оператора электронной площадки.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства>Суд первой инстанции установил, что при проведении торгов в форме аукциона нарушен порядок определения победителя торгов, в результате чего договор купли-продажи заключен фондом не с тем лицом, которое предложило наиболее высокую цену за выставленное на реализацию имущество.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства>Суд первой инстанции установил, что при проведении торгов в форме аукциона нарушен порядок определения победителя торгов, в результате чего договор купли-продажи заключен фондом не с тем лицом, которое предложило наиболее высокую цену за выставленное на реализацию имущество.
Статья: Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд: оценка законности
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6838/2019 с государственного заказчика в пользу юридического лица взыскано 180 322,74 руб., а также 6 410 руб. расходов по государственной пошлине. Основанием для принятия судебного акта послужили допущенное заказчиком нарушение порядка проведения электронного аукциона и отмена принятых по его итогам протоколов, в том числе о признании истца победителем. При этом для участия в закупке субъектов предпринимательского сообщества исполнение обязательств по контракту обеспечено банковской гарантией на основании договора, во исполнение которого общество перечислило банку 180 322,74 руб. вознаграждения за предоставление гарантии. С учетом того что именно заказчик при формировании аукционной документации нарушил требования Закона, отмена торгов произошла по вине заказчика, а участник закупки исполнил обязательство по подготовке обеспечения исполнения контракта в виде предоставления гарантии. В результате перечисления им денежных средств банку у него возникли убытки.
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6838/2019 с государственного заказчика в пользу юридического лица взыскано 180 322,74 руб., а также 6 410 руб. расходов по государственной пошлине. Основанием для принятия судебного акта послужили допущенное заказчиком нарушение порядка проведения электронного аукциона и отмена принятых по его итогам протоколов, в том числе о признании истца победителем. При этом для участия в закупке субъектов предпринимательского сообщества исполнение обязательств по контракту обеспечено банковской гарантией на основании договора, во исполнение которого общество перечислило банку 180 322,74 руб. вознаграждения за предоставление гарантии. С учетом того что именно заказчик при формировании аукционной документации нарушил требования Закона, отмена торгов произошла по вине заказчика, а участник закупки исполнил обязательство по подготовке обеспечения исполнения контракта в виде предоставления гарантии. В результате перечисления им денежных средств банку у него возникли убытки.
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)Применительно к приватизационным аукционам в 1990-е гг. по похожим правоотношениям Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснял, что "под грубыми нарушениями правил... аукциона... понимаются необоснованное исключение из числа участников... аукциона лиц, признаваемых покупателями... а также такие нарушения порядка проведения... аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя" (п. 17 Постановления от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий").
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)Применительно к приватизационным аукционам в 1990-е гг. по похожим правоотношениям Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснял, что "под грубыми нарушениями правил... аукциона... понимаются необоснованное исключение из числа участников... аукциона лиц, признаваемых покупателями... а также такие нарушения порядка проведения... аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя" (п. 17 Постановления от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий").
"LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография"
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Проведение закупок на электронных площадках повысило значение деятельности операторов электронных площадок, которые включены теперь в процесс отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), прямые контакты заказчиков и участников закупок исключены. Действия операторов носят как технический характер, поскольку они несут обязанности по исправности технических средств и оборудования, надежности функционирования электронной площадки, но и юридически значимые действия. В КоАП Российской Федерации <1> включена ответственность оператора за нарушение порядка проведения электронного аукциона и аккредитации участника (ст. 7.30); нарушение правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (ст. 7.31.1) и др.
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Проведение закупок на электронных площадках повысило значение деятельности операторов электронных площадок, которые включены теперь в процесс отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), прямые контакты заказчиков и участников закупок исключены. Действия операторов носят как технический характер, поскольку они несут обязанности по исправности технических средств и оборудования, надежности функционирования электронной площадки, но и юридически значимые действия. В КоАП Российской Федерации <1> включена ответственность оператора за нарушение порядка проведения электронного аукциона и аккредитации участника (ст. 7.30); нарушение правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя); порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (ст. 7.31.1) и др.
Статья: Преступления в сфере экономики: сравнительно-правовой анализ уголовных кодексов государств - участников СНГ
(Головенчик М.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Уголовный кодекс Кыргызской Республики 2021 г. <13> содержит разд. VII "Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности". В гл. 28 "Преступления против собственности" рассматриваемого раздела расположены такие преступления, как кража, грабеж, разбой, вымогательство, мошенничество и др. В гл. 29 "Преступления против порядка осуществления экономической деятельности" признаются преступлениями незаконная предпринимательская или банковская деятельность, лжепредпринимательство, организация финансовых пирамид, легализация (отмывание) преступных доходов, незаконное использование средств индивидуализации (работ, услуг), рейдерство, подкуп спортсменов и др. Кроме того, в УК Киргизии включена гл. 30 "Преступления в денежно-кредитной и валютной сфере", в которую входят следующие преступления: незаконная выдача кредита; подделка денег и ценных бумаг; незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и др. Преступления в сфере налогообложения также выделены в отдельную гл. 31 и включают подделку акцизных марок, производство продукции, подлежащей обязательному акцизному обложению, без акцизных марок, незаконное производство спирта и спиртосодержащих напитков и др. Глава 32 УК Киргизии посвящена преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в частности установлена ответственность за злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций, нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров, превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб и др. Таким образом, преступления против порядка осуществления экономической деятельности не включают преступления против собственности, преступления в денежно-кредитной и валютной сферах, преступления в сфере налогообложения, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
(Головенчик М.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Уголовный кодекс Кыргызской Республики 2021 г. <13> содержит разд. VII "Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности". В гл. 28 "Преступления против собственности" рассматриваемого раздела расположены такие преступления, как кража, грабеж, разбой, вымогательство, мошенничество и др. В гл. 29 "Преступления против порядка осуществления экономической деятельности" признаются преступлениями незаконная предпринимательская или банковская деятельность, лжепредпринимательство, организация финансовых пирамид, легализация (отмывание) преступных доходов, незаконное использование средств индивидуализации (работ, услуг), рейдерство, подкуп спортсменов и др. Кроме того, в УК Киргизии включена гл. 30 "Преступления в денежно-кредитной и валютной сфере", в которую входят следующие преступления: незаконная выдача кредита; подделка денег и ценных бумаг; незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и др. Преступления в сфере налогообложения также выделены в отдельную гл. 31 и включают подделку акцизных марок, производство продукции, подлежащей обязательному акцизному обложению, без акцизных марок, незаконное производство спирта и спиртосодержащих напитков и др. Глава 32 УК Киргизии посвящена преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в частности установлена ответственность за злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций, нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров, превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб и др. Таким образом, преступления против порядка осуществления экономической деятельности не включают преступления против собственности, преступления в денежно-кредитной и валютной сферах, преступления в сфере налогообложения, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в упомянутом выше Определении СКЭС ВС России от 19 августа 2019 г. N 308-ЭС19-3502 по делу N А32-11576/2018, в силу п. 17 Постановления Пленума ВАС России от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" <115> при разрешении споров, связанных с признанием сделок приватизации недействительными, следует иметь в виду, что под грубыми нарушениями правил конкурса или аукциона понимаются необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц, признаваемых покупателями, а также такие нарушения порядка проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя; с учетом соответствующих положений законодательства отсутствие у лица права на приобретение имущества, являющегося предметом аукциона, свидетельствует об отсутствии у него также права на участие в таком аукционе как потенциального покупателя; иначе участие такого лица в аукционе может привести к неправильному определению победителя торгов и признанию их организатора грубо нарушившим правила и порядок проведения аукциона.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в упомянутом выше Определении СКЭС ВС России от 19 августа 2019 г. N 308-ЭС19-3502 по делу N А32-11576/2018, в силу п. 17 Постановления Пленума ВАС России от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" <115> при разрешении споров, связанных с признанием сделок приватизации недействительными, следует иметь в виду, что под грубыми нарушениями правил конкурса или аукциона понимаются необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц, признаваемых покупателями, а также такие нарушения порядка проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя; с учетом соответствующих положений законодательства отсутствие у лица права на приобретение имущества, являющегося предметом аукциона, свидетельствует об отсутствии у него также права на участие в таком аукционе как потенциального покупателя; иначе участие такого лица в аукционе может привести к неправильному определению победителя торгов и признанию их организатора грубо нарушившим правила и порядок проведения аукциона.