Нарушение порядка предоставления земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение порядка предоставления земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена и оспаривание муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)...Отменяя свое постановление от 10.12.1996... постановлением от 19.02.2008... администрация не привела соответствующего правового обоснования, не указала на нарушения действовавшего... порядка предоставления земельного участка, допустив произвольный характер ненормативного правового акта.
(КонсультантПлюс, 2025)...Отменяя свое постановление от 10.12.1996... постановлением от 19.02.2008... администрация не привела соответствующего правового обоснования, не указала на нарушения действовавшего... порядка предоставления земельного участка, допустив произвольный характер ненормативного правового акта.
Перспективы и риски арбитражного спора: Безвозмездное пользование (ссуда): Ссудополучатель хочет признать незаконным отказ Ссудодателя в предоставлении имущества в безвозмездное пользование
(КонсультантПлюс, 2025)Ссудодателем доказано нарушение специального порядка предоставления земельного участка в безвозмездное пользование
(КонсультантПлюс, 2025)Ссудодателем доказано нарушение специального порядка предоставления земельного участка в безвозмездное пользование
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как многодетной семье бесплатно получить земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушение порядка очередности предоставления земельных участков;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушение порядка очередности предоставления земельных участков;
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Но любое ли нарушение порядка предоставления земельных участков публичными образованиями (Российская Федерация, субъект РФ, орган местного самоуправления) делает строительство на таком участке самовольным? Должно ли быть предоставление земельного участка признано незаконным для объявления постройки самовольной и принятия решения о ее сносе? Автор Комментария полагает, что основанием для признания объекта СП может быть лишь такое нарушение порядка предоставления земельного участка, которое влечет признание основания предоставления недействительным. При этом вопрос о недействительности основания предоставления участка может быть решен как в отдельном судебном процессе, так и при рассмотрении дела о сносе СП.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Но любое ли нарушение порядка предоставления земельных участков публичными образованиями (Российская Федерация, субъект РФ, орган местного самоуправления) делает строительство на таком участке самовольным? Должно ли быть предоставление земельного участка признано незаконным для объявления постройки самовольной и принятия решения о ее сносе? Автор Комментария полагает, что основанием для признания объекта СП может быть лишь такое нарушение порядка предоставления земельного участка, которое влечет признание основания предоставления недействительным. При этом вопрос о недействительности основания предоставления участка может быть решен как в отдельном судебном процессе, так и при рассмотрении дела о сносе СП.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.9. Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.9. Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов
Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации""Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования";
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации""Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования";
Готовое решение: Что такое публичная собственность и как ею распоряжаются
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ);
Статья: Участие прокурора в цивилистическом процессе в интересах публично-правовых образований
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Исключительная компетенция прокурора заключается в том, что по соответствующим категориям административных правонарушений вопрос о возбуждении дела решается только органами прокуратуры (например, по ст. 7.24 - "нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта" либо ст. 19.9 - "нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов" КоАП РФ). Вместе с тем в силу общих норм Закона о прокуратуре прокурору предоставлено право на возбуждение дел об административных правонарушениях по иным составам, не упомянутым в ст. 28.4 КоАП. В этой связи в целях правовой определенности в юридической литературе небеспочвенно высказывается мнение о необходимости дополнения ст. 52 АПК РФ, закрепив в ней данное право прокурора <32>.
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Исключительная компетенция прокурора заключается в том, что по соответствующим категориям административных правонарушений вопрос о возбуждении дела решается только органами прокуратуры (например, по ст. 7.24 - "нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта" либо ст. 19.9 - "нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов" КоАП РФ). Вместе с тем в силу общих норм Закона о прокуратуре прокурору предоставлено право на возбуждение дел об административных правонарушениях по иным составам, не упомянутым в ст. 28.4 КоАП. В этой связи в целях правовой определенности в юридической литературе небеспочвенно высказывается мнение о необходимости дополнения ст. 52 АПК РФ, закрепив в ней данное право прокурора <32>.
Статья: Спор об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Нарушение порядка предоставления земельного участка и спор о компетенции государственных органов сами по себе не свидетельствуют о том, что имущество выбыло из владения помимо воли собственника (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 117-КГ18-31).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Нарушение порядка предоставления земельного участка и спор о компетенции государственных органов сами по себе не свидетельствуют о том, что имущество выбыло из владения помимо воли собственника (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 117-КГ18-31).
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)- нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду по результатам аукциона вопреки требованиям ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации <8>, а также путем предоставления незаконных преференций <9>;
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)- нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду по результатам аукциона вопреки требованиям ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации <8>, а также путем предоставления незаконных преференций <9>;
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Пункт 10 Постановления администрации муниципального образования г. Краснодара от 24.01.2013 N 650 "Об утверждении Порядка обращения с временными конструкциями, размещенными на территории муниципального образования город Краснодар с нарушением порядка предоставления и (или) использования земельных участков, установленного действующим законодательством Российской Федерации, либо Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Пункт 10 Постановления администрации муниципального образования г. Краснодара от 24.01.2013 N 650 "Об утверждении Порядка обращения с временными конструкциями, размещенными на территории муниципального образования город Краснодар с нарушением порядка предоставления и (или) использования земельных участков, установленного действующим законодательством Российской Федерации, либо Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар".
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере разрешительной деятельности
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Закономерным - принимая во внимание особую роль прокуратуры в обеспечении законности государственного управления, межотраслевой, надведомственный и универсальный характер прокурорского надзора <16> - выглядит отнесение полномочий по возбуждению ряда дел об административных правонарушениях, допускаемых при осуществлении разрешительных процедур, к исключительной компетенции прокуроров (их заместителей) (ст. 5.63.1 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", ч. 1, 2 ст. 14.25 КоАП РФ "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ч. 6 ст. 14.28 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости", ст. 19.9 КоАП РФ "Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов").
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Закономерным - принимая во внимание особую роль прокуратуры в обеспечении законности государственного управления, межотраслевой, надведомственный и универсальный характер прокурорского надзора <16> - выглядит отнесение полномочий по возбуждению ряда дел об административных правонарушениях, допускаемых при осуществлении разрешительных процедур, к исключительной компетенции прокуроров (их заместителей) (ст. 5.63.1 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства", ч. 1, 2 ст. 14.25 КоАП РФ "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ч. 6 ст. 14.28 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости", ст. 19.9 КоАП РФ "Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов").
Статья: Распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена: соотношение частных и публичных интересов
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)На основе анализа судебной практики обосновывается вывод о том, что негативные последствия допускаемых нарушений порядка предоставления земельных участков, собственность на которые не разграничена, не должны отражаться на заявителе. Данную правовую позицию предлагается рассматривать как одно из средств обеспечения баланса частных и публичных интересов в отношениях, связанных с приобретением прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности.
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)На основе анализа судебной практики обосновывается вывод о том, что негативные последствия допускаемых нарушений порядка предоставления земельных участков, собственность на которые не разграничена, не должны отражаться на заявителе. Данную правовую позицию предлагается рассматривать как одно из средств обеспечения баланса частных и публичных интересов в отношениях, связанных с приобретением прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности.