Нарушение положения о закупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение положения о закупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Проверка качества товара
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком закупки в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком закупки в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обеспечение заявки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о закупках не ставит удержание обеспечения заявки в зависимость от наличия или отсутствия умысла участника закупки на уклонение от заключения договора, поскольку нарушение законодательства о закупках, Положения о закупках, аукционной документации Истец может допускать и без наличия умысла.
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о закупках не ставит удержание обеспечения заявки в зависимость от наличия или отсутствия умысла участника закупки на уклонение от заключения договора, поскольку нарушение законодательства о закупках, Положения о закупках, аукционной документации Истец может допускать и без наличия умысла.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Заказчик, неправомерно отклонивший заявку участника закупки ввиду несоответствия квалификационному требованию о наличии опыта поставки по предмету закупки, признан нарушившим положения Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Заказчик, неправомерно отклонивший заявку участника закупки ввиду несоответствия квалификационному требованию о наличии опыта поставки по предмету закупки, признан нарушившим положения Закона о закупках.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Как следовало из материалов дела, в положении о закупках установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, не предусматривающий возможность его расширения в документации о закупке: в числе требований отсутствовало правило, касающееся права заказчика устанавливать требования к финансовым показателям деятельности участников. Вместе с тем документация о закупке, в нарушение условий положения о закупке, содержала данное требование.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Как следовало из материалов дела, в положении о закупках установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, не предусматривающий возможность его расширения в документации о закупке: в числе требований отсутствовало правило, касающееся права заказчика устанавливать требования к финансовым показателям деятельности участников. Вместе с тем документация о закупке, в нарушение условий положения о закупке, содержала данное требование.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о признании общества нарушившим положения Закона о закупках и об обязании общества устранить нарушение. Общество ссылалось на отсутствие у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалобы третьего лица, по результатам которого приняты указанные решение и предписание, поскольку в ней отсутствовали указания на нарушения, перечисленные в закрытом перечне ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о признании общества нарушившим положения Закона о закупках и об обязании общества устранить нарушение. Общество ссылалось на отсутствие у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалобы третьего лица, по результатам которого приняты указанные решение и предписание, поскольку в ней отсутствовали указания на нарушения, перечисленные в закрытом перечне ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Действия заказчика, неправомерно допустившего заявку победителя к участию в аукционе, не получившего у патентообладателя дополнительного патента, на действующее вещество предлагаемого к поставке лекарственного препарата, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Действия заказчика, неправомерно допустившего заявку победителя к участию в аукционе, не получившего у патентообладателя дополнительного патента, на действующее вещество предлагаемого к поставке лекарственного препарата, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Рассмотрение заявок участников закупки без учета требований, предусмотренных документацией, нарушает положения Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Рассмотрение заявок участников закупки без учета требований, предусмотренных документацией, нарушает положения Закона о закупках.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Категория публичного интереса часто используется в спорах, касающихся вопросов несостоятельности, зачастую неоправданно. Так, в споре относительно приобретения ФГУП "Консервный завод" ФСИН России" картофеля у конкретного поставщика без проведения процедуры закупки был сделан вывод о нарушении положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <539>, в связи с тем, что оно "посягает на публичный интерес (курсив наш. - Прим. И.С.), что также в свою очередь влечет ничтожность такой сделки" <540>. Не ставя под сомнение необходимость соблюдения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, сложно согласиться с выводом суда в той части, что приобретение унитарным предприятием картофеля у конкретного поставщика могло повлиять на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также оборону и безопасность государства, охрану окружающей природной среды, то есть все то, что образует категорию публичного интереса. Относительная распространенность таких судебных позиций <541> размывает содержание публичного интереса в сфере несостоятельности (банкротства), позволяя необоснованно применять такое обоснование к любым спорам, в которых так или иначе участвуют государственные органы и организации.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Категория публичного интереса часто используется в спорах, касающихся вопросов несостоятельности, зачастую неоправданно. Так, в споре относительно приобретения ФГУП "Консервный завод" ФСИН России" картофеля у конкретного поставщика без проведения процедуры закупки был сделан вывод о нарушении положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <539>, в связи с тем, что оно "посягает на публичный интерес (курсив наш. - Прим. И.С.), что также в свою очередь влечет ничтожность такой сделки" <540>. Не ставя под сомнение необходимость соблюдения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, сложно согласиться с выводом суда в той части, что приобретение унитарным предприятием картофеля у конкретного поставщика могло повлиять на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также оборону и безопасность государства, охрану окружающей природной среды, то есть все то, что образует категорию публичного интереса. Относительная распространенность таких судебных позиций <541> размывает содержание публичного интереса в сфере несостоятельности (банкротства), позволяя необоснованно применять такое обоснование к любым спорам, в которых так или иначе участвуют государственные органы и организации.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Уполномоченным учреждением был объявлен электронный аукцион на выполнение работ по строительству объектов газификации. Один из участников закупки пожаловался, что в нарушение положений ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ в состав аукционной комиссии был включен начальник отдела по газификации республиканского министерства строительства, транспорта и ЖКХ, который одновременно является членом совета директоров АО "Газпром газораспределение Барнаул" - организации, принимающей участие в спорной закупке.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Уполномоченным учреждением был объявлен электронный аукцион на выполнение работ по строительству объектов газификации. Один из участников закупки пожаловался, что в нарушение положений ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ в состав аукционной комиссии был включен начальник отдела по газификации республиканского министерства строительства, транспорта и ЖКХ, который одновременно является членом совета директоров АО "Газпром газораспределение Барнаул" - организации, принимающей участие в спорной закупке.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Неправомерное установление заказчиком к участнику закупки в порядке оценки требования о наличии у участника закупки разработанного и готового к использованию заказчиком программного обеспечения не дает возможность получить потенциальному участнику баллы и нарушает положения Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Неправомерное установление заказчиком к участнику закупки в порядке оценки требования о наличии у участника закупки разработанного и готового к использованию заказчиком программного обеспечения не дает возможность получить потенциальному участнику баллы и нарушает положения Закона о закупках.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Действия заказчика, осуществившего внесение изменений в документацию по истечении срока подачи заявок и ненадлежащим образом продлившего его по результатам внесения таких изменений, нарушают положения Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Действия заказчика, осуществившего внесение изменений в документацию по истечении срока подачи заявок и ненадлежащим образом продлившего его по результатам внесения таких изменений, нарушают положения Закона о закупках.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение договора по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли изменить проект договора после выбора победителя по итогам закупки по Закону N 223-ФЗ, но до заключения договора
(КонсультантПлюс, 2025)...Заказчик, изменив условия оплаты... допустил нарушение... Положения о закупках, части 1 статьи 2 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ]".
Можно ли изменить проект договора после выбора победителя по итогам закупки по Закону N 223-ФЗ, но до заключения договора
(КонсультантПлюс, 2025)...Заказчик, изменив условия оплаты... допустил нарушение... Положения о закупках, части 1 статьи 2 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ]".
Готовое решение: Как провести закупки по Закону N 223-ФЗ у СМСП и самозанятых
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: в ряде случаев вы вправе по истечении срока приема заявок осуществить закупку в порядке, предусмотренном положением о закупке, не соблюдая правила, установленные Положением об особенностях участия СМСП в закупках. Например, это возможно, если СМСП и самозанятые не подали заявок (п. 21 Положения об особенностях участия СМСП в закупках).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: в ряде случаев вы вправе по истечении срока приема заявок осуществить закупку в порядке, предусмотренном положением о закупке, не соблюдая правила, установленные Положением об особенностях участия СМСП в закупках. Например, это возможно, если СМСП и самозанятые не подали заявок (п. 21 Положения об особенностях участия СМСП в закупках).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Действия заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки участника сведений о технических свойствах и характеристиках используемых моющих средств, в случае если предметом закупки является оказание услуг по уборке, не предполагающее поставку товаров, нарушают положения Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Действия заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки участника сведений о технических свойствах и характеристиках используемых моющих средств, в случае если предметом закупки является оказание услуг по уборке, не предполагающее поставку товаров, нарушают положения Закона о закупках.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Заказчик, Организатор, неправомерно отклонившие заявку Заявителя ввиду несоответствия избыточному требованию об отсутствии у участника закупки договоров, расторгнутых в течение 2 лет до даты подведения итогов Заказчиком или организацией, входящей в структуру Заказчика, признаны нарушившими положения Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Заказчик, Организатор, неправомерно отклонившие заявку Заявителя ввиду несоответствия избыточному требованию об отсутствии у участника закупки договоров, расторгнутых в течение 2 лет до даты подведения итогов Заказчиком или организацией, входящей в структуру Заказчика, признаны нарушившими положения Закона о закупках.