Нарушение государственного контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение государственного контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)С учетом внесенных в текст уголовного закона в 2022 году изменений <1> полагаем, что в качестве сопутствующих некоторым антиконкурентным соглашениям могут рассматриваться и новые составы: нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.2 УК РФ), отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.3 УК РФ), нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 285.5 УК РФ), отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 285.6 УК РФ).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)С учетом внесенных в текст уголовного закона в 2022 году изменений <1> полагаем, что в качестве сопутствующих некоторым антиконкурентным соглашениям могут рассматриваться и новые составы: нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.2 УК РФ), отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.3 УК РФ), нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 285.5 УК РФ), отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 285.6 УК РФ).
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Взыскание стоимости поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (суммы неосновательного обогащения) при отсутствии государственного (муниципального) контракта1. Можно ли взыскать неосновательное обогащение, если контракт заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ?
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Уголовная ответственность за нарушения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Уголовная ответственность за нарушения
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Системный способ толкования ст. 95 Закона о контрактной системе приводит к выводу о том, что отказ от контракта не может быть произвольным (немотивированным), поскольку кредитор обязан отменить решение об отказе от договора, если должник устранит нарушения в 10-дневный срок, то есть законодатель исходит из того, что отказу от государственного контракта должно предшествовать нарушение обязательства. О.А. Беляева справедливо подчеркнула, что немотивированного одностороннего отказа от исполнения Закон о контрактной системе не предусматривает, что видится правильным регулированием рассматриваемых отношений <1>. Однако не всякое нарушение порождает у кредитора право на отказ от договора, для этого нарушение должно быть существенным по характеру <2>.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Системный способ толкования ст. 95 Закона о контрактной системе приводит к выводу о том, что отказ от контракта не может быть произвольным (немотивированным), поскольку кредитор обязан отменить решение об отказе от договора, если должник устранит нарушения в 10-дневный срок, то есть законодатель исходит из того, что отказу от государственного контракта должно предшествовать нарушение обязательства. О.А. Беляева справедливо подчеркнула, что немотивированного одностороннего отказа от исполнения Закон о контрактной системе не предусматривает, что видится правильным регулированием рассматриваемых отношений <1>. Однако не всякое нарушение порождает у кредитора право на отказ от договора, для этого нарушение должно быть существенным по характеру <2>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (май 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. В следующем примере Комиссия ФАС России в рамках проведения внеплановой проверки пришла к выводу о наличии нарушения в проекте государственного контракта Извещения, выразившееся в установлении условий, не соответствующих Правилам.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. В следующем примере Комиссия ФАС России в рамках проведения внеплановой проверки пришла к выводу о наличии нарушения в проекте государственного контракта Извещения, выразившееся в установлении условий, не соответствующих Правилам.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.